Неточные совпадения
Самая полнота и средние лета Чичикова много повредят ему: полноты ни
в каком
случае не простят герою, и весьма многие дамы, отворотившись, скажут: «Фи,
такой гадкий!» Увы! все
это известно автору, и при всем том он не может взять
в герои добродетельного человека, но… может быть,
в сей же самой повести почуются иные, еще доселе не бранные струны, предстанет несметное богатство русского духа, пройдет муж, одаренный божескими доблестями,
или чудная русская девица, какой не сыскать нигде
в мире, со всей дивной красотой женской души, вся из великодушного стремления и самоотвержения.
Но мы стали говорить довольно громко, позабыв, что герой наш, спавший во все время рассказа его повести, уже проснулся и легко может услышать
так часто повторяемую свою фамилию. Он же человек обидчивый и недоволен, если о нем изъясняются неуважительно. Читателю сполагоря, рассердится ли на него Чичиков
или нет, но что до автора, то он ни
в каком
случае не должен ссориться с своим героем: еще не мало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука
в руку; две большие части впереди —
это не безделица.
—
Так что ж?
Так что ж? — повторял Свидригайлов, смеясь нараспашку, — ведь
это bonne guerre, [добрая война (фр.).] что называется, и самая позволительная хитрость!.. Но все-таки вы меня перебили;
так или этак, подтверждаю опять: никаких неприятностей не было бы, если бы не
случай в саду. Марфа Петровна…
— Видя таковое ее положение, с несчастными малолетными, желал бы, — как я и сказал уже, — чем-нибудь, по мере сил, быть полезным, то есть, что называется, по мере сил-с, не более. Можно бы, например, устроить
в ее пользу подписку
или,
так сказать, лотерею…
или что-нибудь
в этом роде, — как
это и всегда
в подобных
случаях устраивается близкими
или хотя бы и посторонними, но вообще желающими помочь людьми. Вот об этом-то я имел намерение вам сообщить. Оно бы можно-с.
— Годится, на всякий
случай, — сухо откликнулась она. — Теперь — о делах Коптева, Обоимовой. Предупреждаю: дела
такие будут повторяться. Каждый член нашей общины должен, посмертно
или при жизни, —
это в его воле, — сдавать свое имущество общине. Брат Обоимовой был член нашей общины, она — из другой, но недавно ее корабль соединился с моим. Вот и все…
Да
это все знают многие, но многие не знают, что делать
в том
или другом
случае, а если и знают, то только заученное, слышанное, и не знают, почему
так, а не иначе делают они, сошлются сейчас на авторитет тетки, кузины…
Он дал себе слово объяснить, при первом удобном
случае, окончательно вопрос, не о том, что
такое Марфенька:
это было слишком очевидно, а что из нее будет, — и потом уже поступить
в отношении к ней, смотря по тому, что окажется после объяснения. Способна ли она к дальнейшему развитию
или уже дошла до своих геркулесовых столпов?
Я решил прождать еще только одну минуту
или по возможности даже менее минуты, а там — непременно уйти. Главное, я был одет весьма прилично: платье и пальто все-таки были новые, а белье совершенно свежее, о чем позаботилась нарочно для
этого случая сама Марья Ивановна. Но про
этих лакеев я уже гораздо позже и уже
в Петербурге наверно узнал, что они, чрез приехавшего с Версиловым слугу, узнали еще накануне, что «придет, дескать, такой-то, побочный брат и студент». Про
это я теперь знаю наверное.
— Где же я называл? Я только не снял копии. Но хоть и не пустяки, а дневник действительно довольно обыкновенный,
или, вернее, естественный, то есть именно
такой, какой должен быть
в этом случае…
Мы не могли добиться, что
это значит: собственное ли имя,
или так только, окрик на лошадей, даже
в каких
случаях употреблял он его; он кричал, когда лошадь пятилась,
или слишком рвалась вперед,
или оступалась.
Глядя на
эти коралловые заборы, вы подумаете, что за ними прячутся
такие же крепкие каменные домы, — ничего не бывало: там скромно стоят игрушечные домики, крытые черепицей,
или бедные хижины, вроде хлевов, крытые рисовой соломой, о трех стенках из тонкого дерева, заплетенного бамбуком; четвертой стены нет: одна сторона дома открыта; она задвигается,
в случае нужды, рамой, заклеенной бумагой, за неимением стекол;
это у зажиточных домов, а у хижин вовсе не задвигается.
Так как мы могли встретить ее
или французские суда
в море, — и, может быть, уже с известиями об открытии военных действий, — то у нас готовились к
этой встрече и приводили фрегат
в боевое положение. Капитан поговаривал о том, что
в случае одоления превосходными неприятельскими силами необходимо-де поджечь пороховую камеру и взорваться.
— Так-с, — сказал прокурор всё с той же чуть заметной улыбкой, как бы показывая
этой улыбкой то, что
такие заявления знакомы ему и принадлежат к известному ему забавному разряду. — Так-с, но вы, очевидно, понимаете, что я, как прокурор суда, не могу согласиться с вами. И потому советую вам заявить об
этом на суде, и суд разрешит ваше заявление и признает его уважительным
или неуважительным и
в последнем
случае наложит на вас взыскание. Обратитесь
в суд.
Раз они вдвоем особенно долго гуляли по бахаревскому саду; Марья Степановна обыкновенно сопровождала их
в таких случаях или командировала Верочку, но на
этот раз к ней кто-то приехал, а Верочки не было дома.
Из всех восточных народов на материке Азии корейцы первые додумались до использования живой силы воды. У китайцев
таких машин нет. Иногда толчеи устраиваются дома
или в самой фанзе.
В последнем
случае вместо ковша коромысло кончается плоской лопатой, а машина приводится
в движение давлением ноги.
Эту работу обыкновенно исполняют женщины.
— Видите, какая я хорошая ученица. Теперь
этот частный вопрос о поступках, имеющих житейскую важность, кончен. Но
в общем вопросе остаются затруднения. Ваша книга говорит: человек действует по необходимости. Но ведь есть
случаи, когда кажется, что от моего произвола зависит поступить
так или иначе. Например: я играю и перевертываю страницы нот; я перевертываю их иногда левою рукою, иногда правою. Положим, теперь я перевернула правою: разве я не могла перевернуть левою? не зависит ли
это от моего произвола?
— Да,
это дело очень серьезное, мсье Лопухов. Уехать из дома против воли родных, —
это, конечно, уже значит вызывать сильную ссору. Но
это, как я вам говорила, было бы еще ничего. Если бы она бежала только от грубости и тиранства их, с ними было бы можно уладить
так или иначе, —
в крайнем
случае, несколько лишних денег, и они удовлетворены.
Это ничего. Но…
такая мать навязывает ей жениха; значит, жених богатый, очень выгодный.
С другими людьми бесполезно рассуждать о подобных положениях, потому что
эти другие люди непременно поступают
в таких случаях дрянно и мерзко: осрамят женщину, обесчестятся сами, и потом идут по всей своей компании хныкать
или хвастаться, услаждаться своею геройскою добродетелью
или амурною привлекательностью.
В таком случае, — продолжает Жюли все тем же длинным, длинным тоном официальных записок, — она отправит письмо на двух условиях — «вы можете принять
или не принять их, — вы принимаете их, — я отправляю письмо; вы отвергаете их, — я жгу письмо», и т. д., все
в этой же бесконечной манере, вытягивающей душу из спасаемого.
Но каждый порядочный человек вовсе не счел бы геройством поступить на месте
этих изображенных мною людей точно
так же, как они, и совершенно готов к
этому, если бы
так случилось, и много раз поступал не хуже
в случаях не менее,
или даже и более трудных, и все-таки не считает себя удивительным человеком, а только думает о себе, что я, дескать,
так себе, ничего, довольно честный человек.
Я
так долго возмущался против
этой несправедливости, что наконец понял ее: он вперед был уверен, что всякий человек способен на все дурное и если не делает, то
или не имеет нужды,
или случай не подходит;
в нарушении же форм он видел личную обиду, неуважение к нему
или «мещанское воспитание», которое, по его мнению, отлучало человека от всякого людского общества.
Отступления от
этого правила, конечно, бывали, — и разумеется, не
в ущерб господскому интересу, — но они составляли исключение и допускались только
в таких крайних
случаях, как, например, продолжительное ненастье
или сухмень.
Колония называется исправительной, но
таких учреждений
или лиц, которые специально занимались бы исправлением преступников, на Сахалине нет; нет также на
этот счет каких-либо инструкций и статей
в «Уставе о ссыльных», кроме немногих указаний на
случаи, когда конвойный офицер
или унтер-офицер может употребить против ссыльного оружие
или когда священник должен «назидать
в обязанностях веры и нравственности», объяснять ссыльным «важность даруемого облегчения» и т. п.; нет на
этот счет и каких-либо определенных воззрений; но принято думать, что первенство
в деле исправления принадлежит церкви и школе, а затем свободной части населения, которая своим авторитетом, тактом и личным примером значительно может способствовать смягчению нравов.
Впрочем, восторженные хвалители вообще редко бывают истинно полезны для объяснения публике действительного значения писателя; порицатели
в этом случае гораздо надежнее: выискивая недостатки (даже и там, где их нет), они все-таки представляют свои требования и дают возможность судить, насколько писатель удовлетворяет
или не удовлетворяет им.
— Да, князь, вам надо отдать справедливость, вы
таки умеете пользоваться вашею… ну, болезнию (чтобы выразиться приличнее); вы
в такой ловкой форме сумели предложить вашу дружбу и деньги, что теперь благородному человеку принять их ни
в каком
случае невозможно.
Это или уж слишком невинно,
или уж слишком ловко… вам, впрочем, известнее.
В таких случаях, чем более она краснела, тем более, казалось, и сердилась на себя за
это, что видимо выражалось
в ее сверкавших глазах; обыкновенно, минуту спустя, она уже переносила свой гнев на того, с кем говорила, был
или не был тот виноват, и начинала с ним ссориться.
Впрочем, мы во всяком
случае взяли крайность:
в огромном большинстве
этого умного разряда людей дело происходит вовсе не
так трагически; портится разве под конец лет печенка, более
или менее, вот и всё.
Один лишь генерал Епанчин, только сейчас пред
этим разобиженный
таким бесцеремонным и смешным возвратом ему подарка, конечно, еще более мог теперь обидеться всеми
этими необыкновенными эксцентричностями
или, например, появлением Рогожина; да и человек, как он, и без того уже слишком снизошел, решившись сесть рядом с Птицыным и Фердыщенком; но что могла сделать сила страсти, то могло быть, наконец, побеждено чувством обязанности, ощущением долга, чина и значения и вообще уважением к себе,
так что Рогожин с компанией, во всяком
случае в присутствии его превосходительства, был невозможен.
— То есть… я думаю, Аглая Ивановна, что вы хотите узнать, как я принял… ежа…
или, лучше сказать, как я взглянул… на
эту присылку… ежа, то есть…
в таком случае, я полагаю, что… одним словом…
Всякий на своем веку слыхал
или видал
такие случаи, которые невольно омрачают мысль и заставляют желать скорого изменения, которое защитило бы бедный класс…» По поводу намеченных Фонвизиным мер к постепенному освобождению крестьян Пущин предлагал заявить
в Записке: «Принятием
этих мер распространится благотворное действие указа 2-го апреля [1842]; утешительная надежда для верных сынов отечества!
Уйдут, бывало, ежедневные посетители, рассказав
такой или другой
случай, выразив ту
или другую мысль, а
эта мысль
или этот рассказ копошатся
в молодой головке, складываются
в ней все определеннее, формулируются стройно выраженным вопросом и предстают на строгий, беспристрастный суд, не сходя с очереди прежде, чем дождутся обстоятельного решения.
Анна Гавриловна, — всегда обыкновенно переезжавшая и жившая с Еспером Иванычем
в городе, и видевши, что он почти каждый вечер ездил к князю, — тоже, кажется, разделяла
это мнение, и один только ум и высокие качества сердца удерживали ее
в этом случае: с достодолжным смирением она сознала, что не могла же собою наполнять всю жизнь Еспера Иваныча, что, рано
или поздно, он должен был полюбить женщину, равную ему по положению и по воспитанию, — и как некогда принесла ему
в жертву свое материнское чувство,
так и теперь задушила
в себе чувство ревности, и (что бы там на сердце ни было) по-прежнему была весела, разговорчива и услужлива, хотя впрочем, ей и огорчаться было не от чего…
— Отчасти можно было
этого достигнуть, — отвечал Абреев с гримасой и пожимая плечами, — если бы
в одном деле нажать, а
в другом слегка уступить, словом, наполеоновская система,
или, — как прекрасно
это прозвали здесь,
в Петербурге, — вилянье
в службе; но
так как я никогда не был партизаном подобной системы и искренность всегда считал лучшим украшением всякого служебного действия, а потому, вероятно, и не угождал во многих
случаях.
Вечером он садился составлять лекции
или читал что-нибудь. Клеопатра Петровна помещалась против него и по целым часам не спускала с него глаз.
Такого рода жизнь барина и Ивану, как кажется, нравилась; и он, с своей стороны, тоже продолжал строить куры горничной Фатеевой и
в этом случае нисколько даже не стеснялся; он громко на все комнаты шутил с нею, толкал ее… Павел однажды, застав его
в этих упражнениях, сказал ему...
«Очень-с рад, говорит, что вы с
таким усердием приступили к вашим занятиям!» Он, конечно, думает, что
в этом случае я ему хочу понравиться
или выслужить Анну
в петлицу, и велел мне передать весь комитет об раскольниках, все дела об них; и я теперь разослал циркуляр ко всем исправникам и городничим, чтобы они доставляли мне сведения о том, какого рода
в их ведомстве есть секты, о числе лиц,
в них участвующих, об их ремеслах и промыслах и, наконец, характеристику каждой секты по обрядам ее и обычаям.
— Наша должность, ваше благородие, осмелюсь вам доложить, даже очень довольно строгая. Смотрите, примерно, теперича хоть вы,
или другой кто: гуляет, мол, Федор,
в баклуши бьет! А я, между прочим, нисколько не гуляю, все промежду себя обдумываю. Как, значит, кому угодить и кому что, к примеру, требуется. Все
это я завсегда на замечании держать должен. К примеру, хошь бы
такой случай: иной купец сам доходит, а другой — через прикащиков.
В первом смысле, никто не мог подать более делового совета, как
в данном
случае поступить (разумеется, можно было следовать
или не следовать
этому совету —
это уже зависело от большей
или меньшей нравственной брезгливости, — но нельзя было не сознавать, что при известных условиях
это именно тот самый совет, который наиболее выгоден); во втором смысле, никто не знал столько"Приключений
в Абруццских горах"и никто не умел рассказать их
так занятно.
—
В самом деле, бедный! Как
это достает тебя? Какой страшный труд: получить раз
в месяц письмо от старушки и, не читая, бросить под стол
или поговорить с племянником! Как же, ведь
это отвлекает от виста! Мужчины, мужчины! Если есть хороший обед, лафит за золотой печатью да карты — и все тут; ни до кого и дела нет! А если к
этому еще
случай поважничать и поумничать —
так и счастливы.
«Неужели я имею
такой жалкий вид? — думал я, —
или уж не нарочно ли она
это делает, чтоб узнать, как я поступлю
в этом случае?»
И, однако, все
эти грубости и неопределенности, всё
это было ничто
в сравнении с главною его заботой.
Эта забота мучила его чрезвычайно, неотступно; от нее он худел и падал духом.
Это было нечто
такое, чего он уже более всего стыдился и о чем никак не хотел заговорить даже со мной; напротив, при
случае лгал и вилял предо мной, как маленький мальчик; а между тем сам же посылал за мною ежедневно, двух часов без меня пробыть не мог, нуждаясь во мне, как
в воде
или в воздухе.
Оттого ли, что он и
в самом деле понял последнее истерическое восклицание Андрея Антоновича за прямое дозволение поступить
так, как он спрашивал,
или покривил душой
в этом случае для прямой пользы своего благодетеля, слишком уверенный, что конец увенчает дело, — но, как увидим ниже, из
этого разговора начальника с своим подчиненным произошла одна самая неожиданная вещь, насмешившая многих, получившая огласку, возбудившая жестокий гнев Юлии Михайловны и всем
этим сбившая окончательно с толку Андрея Антоновича, ввергнув его,
в самое горячее время,
в самую плачевную нерешительность.
— И опять-таки вы слышали звон, да не уразумели, где он! — перебил его с обычною своей резкостью Марфин. — Сказано: «запретить собрания наши», — тому мы должны повиноваться, а уж никак
это не касается нашего внутреннего устройства: на религию и на совесть узды класть нельзя!
В противном
случае,
такое правило заставит человека
или лгать,
или изломать всю свою духовную натуру.
— Я
так рассуждаю, что ум дан человеку не для того, чтоб испытывать неизвестное, а для того, чтоб воздерживаться от грехов. Вот ежели я, например, чувствую плотскую немощь
или смущение и призываю на помощь ум: укажи, мол, пути, как мне ту немощь побороть — вот тогда я поступаю правильно! Потому что
в этих случаях ум действительно пользу оказать может.
— Не целуют, а делают вид, что целуют. А об том, хочется
или не хочется — об
этом и речи
в этих случаях не может быть, потому что все делается по пьесе: как
в пьесе написано,
так и поступают.
Казалось мне иногда, что
в этом последнем
случае был свой особенный,
так сказать какой-то практический
или, лучше, фактический взгляд на дело.
Хозяйка была
в восторге, но гости ее имели каждый свое мнение как об уместности стихов Повердовни,
так и об их относительных достоинствах
или недостатках. Мнения были различны: исправник, ротмистр Порохонцев, находил, что сказать стихи со стороны капитана Повердовни во всяком
случае прекрасно и любезно. Препотенский, напротив, полагал, что
это глупо; а дьякон уразумел
так, что
это просто очень хитро, и, сидя рядом с Повердовней, сказал капитану на ухо...
Для Воронцова, для петербургских властей,
так же как и для большинства русских людей, знавших историю Хаджи-Мурата, история
эта представлялась
или счастливым оборотом
в кавказской войне,
или просто интересным
случаем; для Хаджи-Мурата же
это был, особенно
в последнее время, страшный поворот
в его жизни.
Но король
или император, получающий на
этом месте миллионы, знающий, что вокруг него есть тысячи людей, желающих столкнуть его и стать на его месте, знающий, что он нигде на другом месте не получит
такого дохода и почета, знающий
в большей части
случаев, при более
или менее деспотическом правлении, даже то, что, если его свергнут, его будут еще.
Ответ на
этот вопрос тот, что допускают
это не все люди (одни — большая часть людей — обманутые и подчиненные, и не могут не допускать чего бы то ни было), а допускают
это люди, занимающие только при
такой организации выгодное положение
в обществе; допускают потому, что для
этих людей риск пострадать оттого, что во главе правительства
или войска станет безумный
или жестокий человек, всегда меньше тех невыгод, которым они подвергнутся
в случае уничтожения самой организации.
В худшем же
случае будет то, что при всех тех же прежних условиях рабства меня еще пошлют на войну, где я вынужден буду убивать ничего не сделавших мне людей чужих народов, где могу быть искалечен и убит и где могу попасть
в такое место, как
это бывало
в Севастополе и как бывает во всякой войне, где люди посылаются на верную смерть, и, что мучительнее всего, могу быть послан против своих же соотечественников и должен буду убивать своих братьев для династических
или совершенно чуждых мне правительственных интересов.