Неточные совпадения
Топоров, как и все люди, лишенные основного религиозного чувства, сознанья равенства и
братства людей, был вполне уверен, что
народ состоит из существ совершенно других, чем он сам, и что для
народа необходимо нужно то, без чего он очень хорошо может обходиться.
Можно желать
братства и единения русских, французов, англичан, немцев и всех
народов земли, но нельзя желать, чтобы с лица земли исчезли выражения национальных ликов, национальных духовных типов и культур.
Никогда славянофилы не чувствовали по отношению к польскому
народу славянского единства, славянского
братства.
В русском
народе есть задатки коммюнотарности, общности, возможного
братства людей, которого нет уже у
народов Запада.
Подводя итоги русской мысли XIX в. на социальную тему, русским исканиям социальной правды, можно сказать, что в России вынашивалась идея
братства людей и
народов.
Сомнение в оправданности частной собственности, особенно земельной, сомнение в праве судить и наказывать, обличение зла и неправды всякого государства и власти, покаяние в своем привилегированном положении, сознание вины перед трудовым
народом, отвращение к войне и насилию, мечта о
братстве людей — все эти состояния были очень свойственны средней массе русской интеллигенции, они проникли и в высший слой русского общества, захватили даже часть русского чиновничества.
Германская идея есть идея господства, преобладания, могущества; русская же идея есть идея коммюнотарности и
братства людей и
народов.
Все почти думали, что русский
народ призван осуществить социальную правду,
братство людей.
Правда — социальная, раскрытие возможности
братства людей и
народов, преодоление классов; ложь же — в духовных основах, которые приводят к процессу дегуманизации, к отрицанию ценности человека, к сужению человеческого сознания, которое было уже в русском нигилизме.
Мы все — дети одной матери — непобедимой мысли о
братстве рабочего
народа всех стран земли.
— Этот господин идет завоевывать Европу, перетасовывает весь Германский союз, меняет королей, потом глупейшим образом попадается в Москве и обожающий его
народ выдает его живьем. Потом Бурбоны… июльская революция… мещанский король… новый протест… престол ломается, пишется девизом: liberte, egalite, fraternite [Свобода, равенство,
братство (франц.).] — и все это опять разрешается Наполеоном Третьим!
Он незнатной был породы,
Он возрос среди
народа.
Но, гонимый местью царской,
Злобной завистью боярской,
Он обрек себя страданью,
Казням, пыткам, истязанью
И пошел вещать
народуБратство, равенство, свободу.
Bo-1-x, конгресс выразил свое мнение о том, что прямым следствием
братства между людьми должно неминуемо быть
братство между
народами, признающее тождественность интересов каждого
народа в отдельности.
Для покорения христианству диких
народов, которые нас не трогают и на угнетение которых мы ничем не вызваны, мы, вместо того чтобы прежде всего оставить их в покое, а в случае необходимости или желания сближения с ними воздействовать на них только христианским к ним отношением, христианским учением, доказанным истинными христианскими делами терпения, смирения, воздержания, чистоты,
братства, любви, мы, вместо этого, начинаем с того, что, устраивая среди них новые рынки для нашей торговли, имеющие целью одну нашу выгоду, захватываем их землю, т. е. грабим их, продаем им вино, табак, опиум, т. е. развращаем их и устанавливаем среди них наши порядки, обучаем их насилию и всем приемам его, т. е. следованию одному животному закону борьбы, ниже которого не может спуститься человек, делаем всё то, что нужно для того, чтобы скрыть от них всё, что есть в нас христианского.
Но ведь это говорят все правительства друг про друга, и вместе с тем мы знаем, что все европейские
народы исповедуют одинаковые принципы свободы и
братства и потому не нуждаются в защите друг от друга.
И вот, с одной стороны, люди, христиане по имени, исповедующие свободу, равенство,
братство, рядом с этим готовы во имя свободы к самой рабской, униженной покорности, во имя равенства к самым резким и бессмысленным, только по внешним признакам, разделениям людей на высших, низших, своих союзников и врагов, и во имя
братства — готовы убивать этих братьев [То, что у некоторых
народов, у англичан и американцев, нет еще общей воинской повинности (хотя у них уже раздаются голоса в пользу ее), а вербовка и наем солдат, то это нисколько не изменяет положения рабства граждан по отношению правительств.
Но когда я говорил, что такого ограничения не сделано в божьем законе, и упоминал об обязательном для всех христианском учении
братства, прощения обид, любви, которые никак не могли согласоваться с убийством, люди из
народа обыкновенно соглашались, но уже с своей стороны задавали мне вопрос: каким же образом делается то, спрашивали они, что правительство, которое, по их понятиям, не может ошибаться, распоряжается, когда нужно, войсками, посылая их на войну, и казнями преступников?
Так, среди волнистых степей Царицынских цветет теперь мирная Колония Евангелического
Братства, подобно счастливому острову среди Океана; пленяет глаза всеми драгоценностями ремесла, а сердце картиною добрых нравов; действует своим просвещением на соседственные дикие
народы и платит нам долг признательности ласковым гостеприимством.
Новый посадник, следуя древнему обыкновению, должен был угостить
народ: Марфа приготовила великолепное пиршество, и граждане еще дерзнули веселиться! Еще дух
братства оживил сердца! Они веселились на могилах, ибо каждый из них уже оплакал родителя, сына или брата, убитых на Шелоне и во время осады кровопролитной. Сие минутное счастливое забвение было последним благодеянием судьбы для новогородцев.
Указы начинаются подавляющей истиною: «Царь соизволил повелеть»; ваши законы начинаются возмутительною ложью — ироническим злоупотреблением имени французского
народа и словами «свобода,
братство и равенство».
Человек, понимающий смысл и назначение жизни, не может не чувствовать свое равенство и
братство с людьми не одного своего, но и всех
народов.
Если в старину, когда каждый
народ подчинялся одной неограниченной власти своего верховного обоготворяемого владыки и представлялся сам себе как бы островом среди постоянно стремящегося залить его океана, если тогда патриотизм и имел смысл и представлялся добрым делом, то в наше время, когда пережитое уже
народами чувство требует от людей прямо противоположного тому, чего требует их разум, нравственное чувство, религия — признания равенства и
братства всех людей, патриотизм не может представляться не чем иным, как только самым грубым суеверием.
Братство предполагает индивидуальности людей и
народов.
Утопия совершенного общества в условиях нашего мира, утопия священного царства и священной власти, утопия совершенной и абсолютной общей воли
народа или пролетариата, утопия абсолютной справедливости и абсолютного
братства сталкивается с верховной ценностью личности, с личной совестью и личным достоинством, со свободой духа и совести.
Русский
народ по Достоевскому есть народ-богоносец именно потому, что он носитель всечеловеческой идеи, идеи всечеловеческого
братства.
И эта же темная классовая идея будет истреблять остатки
братства в русском
народе как
народе христианском.
Русский
народ, как
народ апокалиптический, не может осуществлять серединного гуманистического царства, он может осуществлять или
братство во Христе, или товарищество в антихристе.
А странник ему и отвечает: «Я, говорит, царь-государь, супротив тебя ничего не делаю, а только, говорит,
народ к единению во Христе,
братству призываю».