Неточные совпадения
У Боссюрта
абсолютная государственная власть и
абсолютная власть монарха опираются на религиозную санкцию, хотя и в противоречии с католичеством, более склонным к дуалистической
системе.
Абсолютная свобода в экономической жизни, т. е. совершенная ее автономия, и была
системой «laisser faire, laisser passer», т. е. капиталистической
системой.
[По гегелевской
системе] чистое единство идеи и образа есть то, что называется собственно прекрасным; но не всегда бывает равновесие между образом и идеею; иногда идея берет перевес над образом и, являясь нам в своей всеобщности, бесконечности, переносит нас в область
абсолютной идеи, в область бесконечного — это называется возвышенным (das Erhabene); иногда образ подавляет, искажает идею — это называется комическим (das Komische).
Из мысли о том, что индивидуальность — существеннейший признак прекрасного, само собою вытекает положение, что мерило
абсолютного чуждо области прекрасного, — вывод, противоречащий основному воззрению этой
системы на прекрасное.
Мировому бытию может быть, далее, приписана некоторая, хотя и ущербленная, реальность, производная от
Абсолютного; так стоит дело в
системе статического пантеизма Спинозы, а также и динамического пантеизма Гартмана и Древса: мир возникает, согласно учению последних, вследствие некоторого «скандала» в
абсолютном, — появления слепой и бессмысленной воли к бытию, вызвавшей против себя логическую реакцию в недрах
абсолютного, причем для ликвидации этого недоразумения потребовался целый мировой процесс.
Если скажем, что бытие, т. е. относительное во всей множественности своей, есть совокупность модусов
Абсолютного, т. е. что
Абсолютное имеет в себе относительное, как модусы (учение Спинозы [Модус (в
системе Спинозы) — единичное проявление единой и единственной субстанции.
Это мнение у Гегеля проистекает из общего его убеждения, что возможна
абсолютная система, которая была бы не философией, а уже самой Софией, и именно за таковую почитал он свою собственную
систему.
Поэтому всякое нечто: бог ли или человек, небо или ад, ангелы или демоны, — имеет одну природу или сущность, как в
системе Спинозы единая
абсолютная субстанция существует в бесконечном множестве атрибутов и модусов.
Так как все представляет собой энергию Единого
абсолютного лишь на разных ступенях совершенства, то по отношению к миру эта
система, по справедливой характеристике Целлера [Zeller.
Сколь бы ни была велика дарованная твари свобода как положительная мощь, она относится только к распоряжению божественным даром бытия, но не к самосотворению (этой мысли противится
абсолютный идеализм люциферического оттенка, как, напр., Ich-philosophie Фихте [«Я — философия» (нем.) — так называемая первая
система субъективного идеализма Фихте, исходный принцип которой — «Я есмь Я» (Ich bin Ich).
Ибо единой,
абсолютной философской
системы, которая вмещала бы
абсолютную истину, вообще не существует.
Система онтологии, признающая
абсолютный примат бытия, есть
система детерминизма.
Бесконечный дух человека претендует на
абсолютный, сверхприродный антропоцентризм, он сознает себя
абсолютным центром не данной замкнутой планетной
системы, а всего бытия, всех планов бытия, всех миров.
Приниженное положение, которое занял человек в данном состоянии природного мира и данной планетной
системе, ничего не говорит против его центрального положения в бытии, против той
абсолютной истины, что человек есть точка пересечения всех планов бытия.