Цитаты из русской классики со словосочетанием «Божий мир»
Идут под небо самое
Поповы терема,
Гудит попова вотчина —
Колокола горластые —
На целый
божий мир.
Лариса. Для несчастных людей много простора в
Божьем мире: вот сад, вот Волга. Здесь на каждом сучке удавиться можно, на Волге — выбирай любое место. Везде утопиться легко, если есть желание да сил достанет.
—
Божий мир велик. До свидания, cousin.
О, русским дороги эти старые чужие камни, эти чудеса старого
Божьего мира, эти осколки святых чудес; и даже это нам дороже, чем им самим!
Мир сейчас влечется к гибели, таков закон этого мира, но это не означает фатальной гибели человека и подлинно
Божьего мира, для которого всегда остается путь свободы и благодати.
Никому, разумеется, не приходило в голову, чем в сущности заменял он для нас познание
божьего мира.
О, русским дороги эти старые чужие кам-ни, эти чудеса старого
Божьего мира, эти осколки святых чудес; и даже это нам дороже, чем им самим…
Критическое, рациональное сознание хочет вогнать мистику внутрь, в субъективность, в переживание, в темный угол, не оставляя для нее места в объективном, в
Божьем мире, в истории, в космосе, которые целиком отдаются во власть рациональности.
Я как-то тут проникнулась еще сильнее моим одиночеством в этом огромном
божьем мире, и мне стало невыразимо грустно…
Сад, впрочем, был хотя довольно велик, но не красив: кое-где ягодные кусты смородины, крыжовника и барбариса, десятка два-три тощих яблонь, круглые цветники с ноготками, шафранами и астрами, и ни одного большого дерева, никакой тени; но и этот сад доставлял нам удовольствие, особенно моей сестрице, которая не знала ни гор, ни полей, ни лесов; я же изъездил, как говорили, более пятисот верст: несмотря на мое болезненное состояние, величие красот
божьего мира незаметно ложилось на детскую душу и жило без моего ведома в моем воображении; я не мог удовольствоваться нашим бедным городским садом и беспрестанно рассказывал моей сестре, как человек бывалый, о разных чудесах, мною виденных; она слушала с любопытством, устремив на меня полные напряженного внимания свои прекрасные глазки, в которых в то же время ясно выражалось: «Братец, я ничего не понимаю».
— И у ней нахожу нечто вроде этого; потому что, при всем богатстве и поэтичности ее воображения, сейчас же видно, что она сближалась с разными умными людьми, наскоро позаимствовала от них многое и всеми силами души стремится разнести это по
божьему миру; а уж это — не художественный прием!
Сколько несчастных, никогда не имевших в голове другой идеи, кроме: как прекрасен
божий мир с тех пор, как в нем существуют земские учреждения! — вдруг вынуждены будут убедиться, что это идея позорная, потрясшая Западную Европу и потому достойная аркебузированья!
И между тем там, за этими толстыми железными затворами, в этих каменных стенах, куда не проникает ни один звук, ни один луч веселого
божьего мира, есть также своего рода жизнь; там также установляются своеобразные отношения, заводятся сильные и слабые, образуется свое общее мнение, свой суд — посильнее и подействительнее суда смотрительского.
Я его встречал, кроме Петербурга, в Молдавии и в Одессе, наконец, знал эту даму, в которую он был влюблен, — и это была прелестнейшая женщина, каких когда-либо создавал
божий мир; ну, тогда, может быть, он желал казаться повесой, как было это тогда в моде между всеми нами, молодежью… ну, а потом, когда пошла эта всеобщая слава, наконец, внимание государя императора, звание камер-юнкера — все это заставило его высоко ценить свое дарование.
Целую ночь мы бежали. Дождь преследовал нас, грязь забрасывала с ног до головы. Куда надеялись мы убежать? — на этот вопрос вряд ли кто-нибудь из нас дал бы ответ. Если б мы что-нибудь сознавали, то, разумеется, поняли бы, что как ни велик
божий мир, но от спектров, его населяющих, все-таки спрятаться некуда. Жестокая и чисто животненная паника гнала нас вперед и вперед.
Так, глядя на зелень, на небо, на весь
божий мир, Максим пел о горемычной своей доле, о золотой волюшке, о матери сырой дуброве. Он приказывал коню нести себя в чужедальнюю сторону, что без ветру сушит, без морозу знобит. Он поручал ветру отдать поклон матери. Он начинал с первого предмета, попадавшегося на глаза, и высказывал все, что приходило ему на ум; но голос говорил более слов, а если бы кто услышал эту песню, запала б она тому в душу и часто, в минуту грусти, приходила бы на память…
Несмотря ни на какие клейма, кандалы и ненавистные пали острога, заслоняющие ему
божий мир и огораживающие его, как зверя в клетке, — он может достать вина, то есть страшно запрещенное наслаждение, попользоваться клубничкой, даже иногда (хоть и не всегда) подкупить своих ближайших начальников, инвалидов и даже унтер-офицера, которые сквозь пальцы будут смотреть на то, что он нарушает закон и дисциплину; даже может, сверх торгу, еще покуражиться над ними, а покуражиться арестант ужасно любит, то есть представиться пред товарищами и уверить даже себя хоть на время, что у него воли и власти несравненно больше, чем кажется, — одним словом, может накутить, набуянить, разобидеть кого-нибудь в прах и доказать ему, что он все это может, что все это в «наших руках», то есть уверить себя в том, о чем бедняку и помыслить невозможно.
— Пыр Растопыр, берегись,
божий мир…
Любя ее, я чувствую себя нераздельною частью всего счастливого
Божьего мира.
Юсов. Мне можно плясать. Я все в жизни сделал, что предписано человеку. У меня душа покойна, сзади ноша не тянет, семейство обеспечил — мне теперь можно плясать. Я теперь только радуюсь на
Божий мир! Птичку увижу, и на ту радуюсь, цветок увижу, и на него радуюсь: премудрость во всем вижу.
— Так, сошел! — повторил князь. — А потому человек, которого постигали в жизни подобные события, вряд ли способен к одной только ядовитости; а что он теперь обозлился на весь
божий мир, так имеет на то полное нравственное право!
После временного как будто забвения или охлаждения еще горячее и уже сознательнее полюбил я красоты
божьего мира…
— Там, за этой норой, Мария, целый мир, прекрасный, вечно юный; там — поля, леса, там реки свежие, моря и люди, там
божий мир: я весь его тебе открою.
— Свободы!.. а! я тебе наскучил… ты вспомнила о своих минаретах, о своей хижине — но они сгорели… с той поры моя палатка сделалась твоей отчизной… но ты хочешь свободы… ступай, Зара…
божий мир велик. Найди себе дом, друзей… ты видишь: и без моей смерти можно получить свободу…
И дик, и чуден был вокруг
Весь
божий мир; но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего.
И чувство безутешной скорби готово было овладеть ими. Но казалось им, кто-то смотрит с высоты неба, из синевы, оттуда, где звезды, видит всё, что происходит в Уклееве, сторожит. И как ни велико зло, всё же ночь тиха и прекрасна, и всё же в
божьем мире правда есть и будет, такая же тихая и прекрасная, и всё на земле только ждет, чтобы слиться с правдой, как лунный свет сливается с ночью.
Что тетенька со мной сделала! Вот уж я теперь совсем одна в
божьем мире. И точно вот, как я бросилась в море, а плавать не умею. (Входит на крыльцо и кланяется Баклушину, который стоит у лавки).
Проснется он часам к двенадцати и целый час моется да чистится, а потом наденет золотом расшитые туфли, бархатный турецкий халат, татарскую ермолку, закурит длинную трубку и в таком виде выйдет на балкон погреться на солнышке и полюбоваться
божьим миром.
Тебе вот все равно, ты говоришь; для тебя никакой утехи на свете нет, а мне
божий мир хорош и красен был: все тебя манило, все тебя прельщало.
Так, так, совсем, совсем забытый сирота!..
В великом
божьем мире ни одной
Ты не найдешь души себе родной!..
Питался я не материнской грудью
И не спал на ее коленях. Чуждый голос
Учил меня родному языку
И пел над колыбелию моей.
О чем бухгалтер думал в это время, — сказать трудно; но по всему заметно было, что мысль его была шире того небольшого пространства, в котором являлся ему
божий мир сквозь канцелярское окно, шире и глубже даже тех мыслей, которые заключались в цифрах лежавшей перед ним книги.
Мы вышли из конторы в ворота, потом прошли небольшой двор и остановились у запертых ворот другого. Мой провожатый приложил лицо к оконцу в воротах и крикнул дежурного. За воротами послышалось звякание связки ключей, потом калитка отворилась и опять захлопнулась за нами. Теперь трое крепко запертых ворот с тремя огромными висячими замками отделяли меня от вольного
божьего мира.
И, наконец, он подал знак рукой,
И тот исчез быстрей китайской тени.
Проворный, хитрый, с смелою душой,
Он жил у Саши как служебный гений,
Домашний дух (по-русски домовой);
Как Мефистофель, быстрый и послушный,
Он исполнял безмолвно, равнодушно,
Добро и зло. Ему была закон
Лишь воля господина. Ведал он,
Что кроме Саши, в целом
божьем миреНикто, никто не думал о Зафире.
Но горячая любовь к природе и живым творениям, населяющим
божий мир, не остывала в душе моей, и через пятьдесят лет, обогащенный опытами охотничьей жизни страстного стрелка и рыбака, я оглянулся с любовью на свое детство — и попытки мальчика осуществил шестидесятилетний старик: вышли в свет «Записки об уженье рыбы» и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии».
Но это однообразие не прискучивало Вере Львовне и не утомляло ее, потому что на весь
божий мир она глядела сквозь радужную пелену тихого очарованья, переполнявшего ее душу.
Мальчик перестал читать и задумался. В избушке стало совсем тихо. Стучал маятник, за окном плыли туманы… Клок неба вверху приводил на память яркий день где-то в других местах, где весной поют соловьи на черемухах… «Что это за жалкое детство! — думал я невольно под однотонные звуки этого детского голоска. — Без соловьев, без цветущей весны… Только вода да камень, заграждающий взгляду простор
божьего мира. Из птиц — чуть ли не одна ворона, по склонам — скучная лиственница да изредка сосна…»
С детским любопытством смотрит тогда человек на раскрывающийся пред ним
божий мир; все его поражает, все удивляет, во всем представляется что-то дивное, таинственное, в благоговении и умилении повергается он пред непонятными для него красами и величием мироздания и населяет весь мир живыми образами, порождением своего духа, стремящегося выразить себя в творческой деятельности.
— К худу, паря. Надо думать, к гибели… Пришла пора
божьему миру погибать.
Рассвело; Аггей встал, и вышел из леса, и пошел на светлый
божий мир, к людям.
Жарь, пеки да вари, пойдет у нас пир на весь
Божий мир!..
Поэтому можно сказать, что и ада онтологически нет, он не оскверняет собой
Божьего мира, представляя лишь метафизическое место небытия.
Личико Дуни вытянулось, заострилось. Здоровый деревенский загар почти исчез с него. Глаза стали больше, острее. Осмысленнее, сосредоточеннее глядят они теперь на
божий мир. Многому уже научилась в приюте Дуня.
Но ложно было бы, безбожно и бесчеловечно до последнего Божьего суда разделять человечество на два лагеря, на людей, живущих в
Божьем мире, в бытии и воспринимающих реальности, и на людей, живущих в мире фантасмагорическом, в небытии и потерявших способность воспринимать реальности.
Объект создается субъектом путем объективации продуктов мысли, гипостазирования понятий, потому что субъект находится в падшем состоянии, в разобщении и раздоре с другими субъектами и с
Божьим миром, космосом.
— За мое добро с меня же пеня!.. Скажи лучше спасибо. Даю тебе лишний час
божьим миром покрасоваться. Но мера есть и добру. Пора Мамону туда, где живут мамоны. Выступай.
Смысл же
Божьего мира может быть постигнут, если перейти в четвертое измерение.
— Нет, нет, у меня предчувствие, что скоро умру, не поцеловав своей дочери, не благословив ее ребенка. Как прекрасен
Божий мир, и как мрачно на душе моей! У меня несметное богатство, а я найду один покой в могиле… В чьи руки попадет, Иннокентий, после нашей смерти это богатство, добытое, большей частью, твоим трудом?
— Посмотри, — сказал Полуектов, — как хорош
божий мир!
С этого времени она стала для меня весь
божий мир, и отец, и полюбовник, и все родное; в ее глазках светили мне мое солнце, и звезды ясные, и каменья самоцветные, на устах ее цвели мои цветы махровые; здоровье ее был мой самый дорогой талан, жизнью ее я жива была.
В это время все было не по ней: и ласки мужа, и приветы друзей его, и хозяйственные заботы; как будто
божий мир становился ей тесен, как будто она рвалась куда-то, но с отвращением, с крайним насилием самой себе и словно по некоторому непреодолимому влечению.
Неточные совпадения
Так, господи! Я верую, что ты Христос, сын
божий, грядущий в
мир».
Тогда
мир Божий представлялся ему тайной, которую он радостно и восторженно старался разгадывать, — теперь всё в этой жизни было просто и ясно и определялось теми условиями жизни, в которых он находился.
Даже старицам, начетчицам, странницам и разным
божьим старушкам Верочка всегда была рада, потому что вместе с ними на половину Марьи Степановны врывалась струя свежего воздуха, приносившая с собой самый разнообразный запас всевозможных напастей, болей и печалей, какими изнывал
мир за пределами бахаревского дома.
Это есть ожидание преображения
мира и наступление Царства
Божьего.
Мир, единый
мир Божий многопланен.
Одного избранного народа
Божьего не может быть в христианском
мире.
Мессианское сознание есть сознание избранного народа
Божьего, народа, в котором должен явиться Мессия и через который должен быть
мир спасен.
По отношению к Истине происходит разделение «
божьего» и «кесарева», духа и
мира.
Апокалиптическая настроенность глубоко отличает русскую мистику от мистики германской, которая есть лишь погружение в глубину духа и которая никогда не была устремлением к
Божьему граду, к концу, к преображению
мира.
Одинаково ложно видеть повсюду в жизни
мира торжество злой дьявольской силы и видеть прогрессирующее раскрытие и торжество
божьей доброй силы.
Есть две основные точки зрения на соотношения кесаря, власти, государства, царства этого
мира и духа, духовной жизни человека, царства
Божьего.
Он также есть существо свободное и рабье, склонное к жертве и любви и к эгоизму, высокое и низкое, несущее в себе образ
Божий и образ
мира, природного и социального.
И не спим мы только оба, я да юноша этот, и разговорились мы о красе
мира сего
Божьего и о великой тайне его.
Я не Бога не принимаю, пойми ты это, я
мира, им созданного, мира-то
Божьего не принимаю и не могу согласиться принять.
Посмотрите у мирских и во всем превозносящемся над народом Божиим
мире, не исказился ли в нем лик
Божий и правда его?
Ну так представь же себе, что в окончательном результате я
мира этого
Божьего — не принимаю и хоть и знаю, что он существует, да не допускаю его вовсе.
Я только что вырвался на волю и уехал за границу, не для того, чтобы «кончить мое воспитание», как говаривалось тогда, а просто мне захотелось посмотреть на
мир божий.
Внутренний
мир ее разрушен, ее уверили, что ее сын — сын
божий, что она — богородица; она смотрит с какой-то нервной восторженностью, с магнетическим ясновидением, она будто говорит: «Возьмите его, он не мой». Но в то же время прижимает его к себе так, что если б можно, она убежала бы с ним куда-нибудь вдаль и стала бы просто ласкать, кормить грудью не спасителя
мира, а своего сына. И все это оттого, что она женщина-мать и вовсе не сестра всем Изидам, Реям и прочим богам женского пола.
Мои мысли и настроения отразились в статье «Борьба за идеализм», напечатанной в «
Мире Божьем».
Я, очевидно, был «мистическим анархистом» в другом смысле, и тип мистического анархиста того времени мне был чужд, Я и сейчас мистический анархист в том смысле, что Бог для меня есть прежде всего свобода и Освободитель от плена
мира, Царство
Божье есть царство свободы и безвластия.
Царство
Божье есть иное по сравнению с царством
мира.
И утешение может быть связано не с верой в русского мужика, как у Герцена, а с благой вестью о наступлении Царства
Божьего, с верой в существование иного
мира, иного порядка бытия, который должен означать радикальное преображение этого
мира.
В «
Мире Божьем» я сам начал печататься.
И я не Бога не принимаю, а
мира Божьего не принимаю.
Бог присутствует не в имени
Божьем, не в магическом действии, не в силе этого
мира, а во всяческой правде, в истине, красоте, любви, свободе, героическом акте.
Это было связано, главным образом, с кругом журнала «
Мир Божий», тогда печатавшим уже марксистские статьи.
Трудно защищать не веру в Бога, трудно защищать традиционное учение о Промысле
Божьем в
мире.
Откровение Бога
миру и человеку есть откровение эсхатологическое, откровение Царства
Божьего, а не царства
мира.
Это значит, что в этом
мире нет еще Царства
Божьего, Царство
Божье ожидается и к нему лишь идут.
— Правда-то ко времю… Тоже вон хлеб не растет по снегу. Так и твоя правда… Видно, мужик-то умен, да
мир дурак. Не величайся чужой бедой…
Божье тут дело.
Народные искатели
Божьей правды хотели, чтобы христианство осуществилось в жизни, они хотели большей духовности в отношении к жизни, не соглашались на приспособление к законам этого
мира.
То было искание преображения
мира и Царства
Божьего.
Царство же
Божье есть преображение
мира, не только преображение индивидуального человека, но также преображение социальное и космическое.
Ив. Карамазов говорит: «В окончательном результате я
мира Божьего не принимаю, и хоть знаю, что он существует, да не допускаю его вовсе».
Иван Карамазов объявляет бунт, не принимает
мира Божьего и возвращает билет Богу на вход в мировую гармонию.
Он обличает историческое христианство, историческую церковь в приспособлении заветов Христа к закону этого
мира, в замене Царства
Божьего царством кесаря, в измене закону Бога.
Когда Достоевский говорил, что красота спасет
мир, он имел в виду преображение
мира, наступление Царства
Божьего.
Церковь не есть Царство
Божье, церковь явилась в истории и действовала в истории, она не означает преображения
мира, явления нового неба и новой земли.
Идея Царства
Божьего должна быть применена к судьбам и делам царства
мира сего.
Но за всеми этими различаемыми течениями скрыта общая русская православная религиозность, выработавшая тип русского человека с его недовольством этим
миром, с его душевной мягкостью, с его нелюбовью к могуществу этого
мира, с его устремленностью к
миру иному, к концу, к Царству
Божьему.
Христианское откровение есть откровение эсхатологическое, откровение о конце этого
мира, о Царстве
Божьем.
Историческое христианство, историческая церковь означают, что Царство
Божье не наступило, означают неудачу, приспособление христианского откровения к царству этого
мира.
Промысел
Божий и откровение Божие в
мире — не насилие над человечеством, а освобождение человечества от рабства у зла, возвращение утерянной свободы, не формальной свободы от совершенного бытия (свободы небытия), а материальной свободы для совершенного бытия (свободного бытия).
Если Сын
Божий есть Логос бытия, Смысл бытия, идея совершенного космоса, то Дух есть абсолютная реализация этого Логоса, этого Смысла, воплощение этой идеи не в личности, а в соборном единстве
мира, есть обоженная до конца душа
мира.
В безрелигиозном сознании нового человечества древние чаяния Царства
Божьего смешались с чаяниями царства князя этого
мира; обетования второго пришествия Христа затмились христианскими же обетованиями о пришествии земного бога — врага Христова.
За свободного человека и свободное человеческое общество все мучительное и трудное решает папа, материальное явление в эмпирическом
мире, через которое голос
Божий принудительно воспринимается.
Откровение Бога в
мире еще не закончилось, тайна
Божьего творения еще не раскрывалась окончательно.
Если Христос — Сын
Божий, Логос, то
мир имеет Смысл и у меня есть надежда на вечное спасение; если Христос — человек, то
мир бессмыслен и нет для меня религии спасения.
Таинственный промысел
Божий в истории установил для таинственных целей разделение христианского
мира на тип восточноправославный и западнокатолический.
Ожидание мессианского исхода, страшного суда над злом и торжества царства
Божьего в
мире проходит через всю мировую историю.
Ассоциации к слову «божий»
Синонимы к словосочетанию «Божий мир»
Предложения со словосочетанием «Божий мир»
- – Не думайте, будто я такой уж домосед, потому что боюсь чего-либо в божьем мире, – словно в лихорадке вырвалось у него так неожиданно, что он испугался и сам.
- Божий мир наполнен чудесами.
- Этому королю, чувственному и грубому, всё прощалось за его религиозное рвение и набожность; он считался учёным и хорошим богословом, любил быть в обществе духовных лиц и петь с ними гимны, «участвовал в синодах епископов, обсуждая и решая вместе с ними церковные дела»; он был безжалостен к еретикам, оказывал содействие реформе монастырей и союзам по поддержанию «Божьего мира», любил всё то, что любила церковь.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «божий»
Значение словосочетания «мир божий»
Мир Божий (лат. Pax Dei или Treuga Dei, Trewa Dei, Trêve de Dieu, Gottesfriede) — в Средние века прекращение междоусобий в известные, освященные воспоминаниями о событиях из жизни Христа дни недели (с вечера среды до утра понедельника), кроме того — в важнейшие праздники, с их октавами и вигилиями (вечерни предыдущих дней), а также в назначенные церковью для размышления и молитвы времена сочельника и поста. (Википедия)
Все значения словосочетания МИР БОЖИЙ
Значение слова «мир»
МИР1, -а, мн. миры́, м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная. Происхождение мира.
МИР2, -а, м. 1. Согласие, отсутствие разногласий, вражды или ссоры. Жить в мире. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова МИР
Афоризмы русских писателей со словом «божий»
- Все в этом непостижимом для нас мире непременно должно иметь какой-то смысл, какое-то высокое божье намеренье, направленное к тому, чтобы все в этом мире «было хорошо» и что усердное исполнение этого божьего намерения есть всегда наша заслуга перед ним, а посему и радость, гордость.
- Человек — не «образ божий», а потомок дикого, хищного зверья. И дивиться нужно не тому, что в человечестве так много этого дикого и хищного, а тому — сколько в нем все-таки самопожертвования, героизма, человеколюбия.
- Что в красоте скрыто? Божий дух в ней…
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно