Цитаты из русской классики со словом «иконостас»
Золотое сияние на красном фоне
иконостаса, и золоченая резьба икон, и серебро паникадил и подсвечников, и плиты пола, и коврики, и хоругви вверху у клиросов, и ступеньки амвона, и старые почерневшие книги, и подрясники, и стихари — всё было залито светом.
Институтский храм тонул в полумраке. Немногие лампады слабо освещали строгие лики
иконостаса, рельефно выделяющиеся из-за золотых его рам. На правом клиросе стояли ширмы, скрывавшие аналой с крестом и Евангелием и самого батюшку.
Я не могла молиться и тупо смотрела на иконы, на свечи, на вышитый крест ризы на спине священника, на
иконостас, на окно церкви — и ничего не понимала.
Тябло — полка для икон, ярус или ряд в
иконостасе.
Один из стрельцов влез по приставленной к
иконостасу лесенке и стал отдергивать гвоздики у ризы на иконе Богоматери.
Для нее блестело золото
иконостаса и горели все свечи на паникадиле и в подсвечниках, для нее были эти радостные напевы: «Пасха Господня, радуйтесь, людие».
Собор оказался отличный: просторный, светлый. Мы осмотрели все в подробности, и стены, и
иконостас, и ризницу. Все было в наилучшем виде. Прекраснейшее паникадило, массивное Евангелие, изящной работы напрестольный крест — все одно к одному. И при этом везде оказался жертвователем купец Вздошников.
Перед
иконостасом теплилась одна лампада, а в трапезе, подле налоя, во всем облачении стоял отец Еремей и трепещущая Анастасья.
Он во всем причте пользовался авторитетом по церковному хозяйству и обыкновенно перед праздниками обметал веником
иконостас и собственноручно мыл пол в алтаре и чистил лампады, и под его же надзором усердные бабы пообещанию вымывали полы в остальной церкви; он же и «отстреливал голубей», которые прилетали на колокольню и марали колокола; а его дьячиха — престарелая «Аллилуева жена», пекла «благовещенские просвиры», о которых надо сказать два слова в объяснение.
Народ уже отхлынул из Успенского собора. Средина церкви была почти пуста. У
иконостаса, справа, служили на амвоне молебны, спешно, точно вперегонку. Довольно еще густая толпа, больше всех из простонародья, обступила это место и толкалась к
иконостасу. Пучки свечей на паникадилах бледно мигали, голоса пели жидко и торопливо. По церкви взад и вперед бродили богомольцы, глазея на стенную живопись. Изредка показывались монах или служка и лениво шли к паперти.
Церкви старинные, каменные, большие,
иконостасы золоченой резьбы, иконы в серебряных окладах с драгоценными камнями и жемчугами, колокольня высокая, колоколов десятков до трех, большой — в две тысячи пуд, риз парчовых, глазетовых, бархатных, дородоровых множество, погреба полнехоньки винами и запасами, конюшни — конями доброезжими, скотный двор — коровами холмогорскими, птичный — курами, гусями, утками, цесарками.
Древний и чудотворный этот образ находился с тех пор в Благовещенском соборе в
иконостасе, подле царских врат, а через восемь лет после того, по просьбе смоленского епископа Михаила, бывшего в свите посольства от польского князя Казимира к великому князю Василию III, святыня эта возвращена в Смоленск, а список с нее оставлен в Благовещенском соборе.
Но вот все стихло. Головы огромной, но стройной толпы обнажились. Перед устроенным на берегу временным
иконостасом с множеством икон, принесенных из церкви и из хором Строгановых, появился в полном облачении отец Петр с диаконом и стал служить торжественный напутственный молебен.
Внизу в большой комнате они толпились, точно на вокзале, плотной массой шли к буфету; он сверкал разноцветным стеклом бутылок, а среди бутылок, над маленькой дверью, между двух шкафов, возвышался тяжелый киот, с золотым виноградом, в нем — темноликая икона; пред иконой, в хрустальной лампаде, трепетал огонек, и это придавало буфету странное сходство с
иконостасом часовни.
Новость и неизвестность его положения, огромный храм с
иконостасом, украшенный щедро золотом и драгоценными каменьями, на которых играл свет восковых свечей и лампад, поражающее пение, стройный ряд монахов в черной одежде, торжественное спокойствие, с каким они молились Богу — словом, вся святость места ясно говорила за себя и невольно заставляла пасть во прах и молиться усердно. Несмотря на то, что вечерня продолжалась часа три, Михаил Андреевич не почувствовал ни утомления, ни усталости.
Темные расписанные столбы собора, полусвет, лики
иконостаса, ладан и тихое мелькание молящегося народа навели на Палтусова род дремы…
Окованные серебром риз, озарённые тихими огнями, суровые лики икон смотрели на неё с
иконостаса так же внимательно и неотрывно, как Матвей смотрел.
Одна монашенка ходила около
иконостаса и зажигала свечи на ставниках, другая зажигала паникадило.
В палубе, у переборки, соединяющей кают-компанию с жилым помещением матросов, у образа Николая Чудотворца, патрона моряков, уже собиралась походная церковь: были поставлены маленький
иконостас, аналой и подсвечник для свечей.
В субботу Илья стоял со стариком на церковной паперти, рядом с нищими, между двух дверей. Когда отворялась наружная дверь, Илью обдавало морозным воздухом с улицы, у него зябли ноги, и он тихонько топал ими по каменному полу. Сквозь стёкла двери он видел, как огни свечей, сливаясь в красивые узоры трепетно живых точек золота, освещали металл риз, чёрные головы людей, лики икон, красивую резьбу
иконостаса.
Прогудел три раза большой монастырский колокол; в церкви замелькала горящая свечечка, с которою служка суетился перед
иконостасом, зажигая ставники.
Как-то, освящая
иконостас в анивской церкви, он так выразился по поводу этой бедности: «У нас нет ни одного колокола, нет богослужебных книг, но для нас важно то, что есть господь на месте сем».
Приходская наша церковь невелика, стара,
иконостас почернел, стены голые, кирпичный пол местами выбит; на каждом клиросе большой старинный образ.
Каменная, далеко не казенной архитектуры, ядринская церковь была и нашим Новосельским приходом. Внутри церковь была расписана крепостным зыбинским живописцем; и отец, ознакомившийся с заграничными музеями и петербургским Эрмитажем, не раз указывал на действительно талантливое письмо на стенах и
иконостасе. Еще теперь помню двух ангелов в северном и южном углах церкви: один с новозаветным крестом в руках, а другой с ветхозаветными скрижалями.
Длинная-длинная служба, выпивоха-иеромонах с веселыми глазами и фальшиво-благочестивым голосом, белые, пустые стены гимназической церкви, холодная живопись
иконостаса; серые ряды расставленных по росту гимназистов; на возвышении, около свечного ящика, грозный инспектор Гайчман: то крестится, то инквизиторским взглядом прощупывает наши ряды, — благоговейно ли чувствуем себя.
В 1745 году в царскосельскую церковь был доставлен
иконостас, бывший на Петербургской стороне, в Троицком соборе, подле домика Петра I.
В горнице поставили всю свою святыню, как надо по отеческому закону: в протяженность одной стены складной
иконостас раскинули в три пояса, первый поклонный для больших икон, а выше два тябла для меньшеньких, и так возвели, как должно, лествицу до самого распятия, а ангела на аналогии положили, на котором Лука Кирилов Писание читал.
Левкий быстро вскочил и рядом с Иоанном опустился на колени перед громадным
иконостасом, стоявшим в царской опочивальне и освещенным несколькими лампадами червонного золота, блеск которых отражался в литых золотых окладах множества образов.
Церковь была довольно большая; но величина ее казалась решительно громадною от слабого освещения: горели только лампадки да тонкие восковые свечи перед местными иконами, которые, вследствие этого, как бы выступали из
иконостаса, и тем поразительнее было впечатление, что они ничего не говорили об искусстве, а напоминали мощи.
В этих двух комнатах всегда пахло росным ладаном, горелым деревянным маслом, геранью, желтыми восковыми свечами, которые хранились в длинном деревянном ящике под
иконостасом, и тем специфическим, благочестивым по преимуществу запахом, каким всегда пахнет от старых церковных книг в кожаных переплетах, с медными застежками и с закапанными воском, точно вылощенными, страницами.
Но сегодня в высоком лесу, как в храме среди золотых
иконостасов и бесчисленных престолов, — тихо, бестрепетно и величаво.
Вся передняя стена моленной была занята
иконостасом, в котором, под дорогими окладами из серебра и золота, темнели образа самого старинного письма.
Редька опять ожил, и мы вместе работали в кладбищенской церкви, где шпатлевали
иконостас для позолоты.
Он знал, что это говорили про него. Он слышал и, как всегда в минуты искушений, твердил слова: «И не введи нас во искушение» и, опустив голову и глаза, прошел мимо амвона и, обойдя канонархов в стихарях, проходивших в это время мимо
иконостаса, вошел в северные двери. Войдя в алтарь, он, по обычаю, крестно поклонился, перегибаясь надвое, перед иконой, потом поднял голову и взглянул на игумна, которого фигуру рядом с другой блестящей чем-то фигурой он видел углом глаза, не обращаясь к ним.
Пасмурная и огорченная явилась Марья Петровна ко всенощной. В образной никого из домашних не было; отец Павлин, уже совершенно облаченный, уныло расхаживал взад и вперед по комнате, по временам останавливаясь перед
иконостасом и почесывая в бороде; пономарь раздувал кадило и, по-видимому, был совершенно доволен собой, когда от горящих в нем угольев внезапно вспыхивало пламя; дьячок шуршал замасленными листами требника и что-то бормотал про себя. Из залы долетал хохот Феденьки и Пашеньки.
Свет от них освещал только
иконостас и слегка середину церкви.
Глаза девочки растерянно скользят по
иконостасу… Сурово глядят с него изможденные лики святых. При трепетном мигании лампад в их неверном свете кажется Вассе, что сдвигаются, хмурятся брови угодников.
— Не трогай их, ради Христа! Пускай он
иконостас кончит.
Горит огнями весь
иконостасХрустальное блестит паникадило,
И дьякона за хором слышен бас…
Она стоит и веки опустила,
Но так бледна, что поражает глаз;
Испугана ль она, иль загрустила?
Мы стали цепью все, чтобы народ
На наших дам не налезал вперед.
Вдобавок к этому, еще все стены и столбы арок были заставлены тяжелыми и мрачными
иконостасами с позолотой, тогда как стиль требует белых, чистых пространств с редким и строго обдуманным размещением картин высокого достоинства.
Внутри церковь была так же ветха и сера, как и снаружи. На
иконостасе и на бурых стенах не было ни одного местечка, которого бы не закоптило и не исцарапало время. Окон было много, но общий колорит казался серым, и поэтому в церкви стояли сумерки.
Однако все это весьма естественно кончилось тем, что супруги к исходу своего медового месяца стали изрядно скучать, и Дон-Кихот Рогожин велел Зинке запрячь своих одров в тарантас и поехал с женою в церковь к обедне. Тут он налетел на известный случай с Грайвороной, когда бедный трубач, потеряв рассудок, подошел к
иконостасу и, отлепив от местной иконы свечу, начал при всех закуривать пред царскими вратами свою трубку.
Весеннее солнце, светившее с западной стороны в огромные и уже выставленные окна, обливало всю церковь ярким янтарным блеском, так что синеватые и едва колеблющиеся огоньки зажженных перед
иконостасом свечей едва мерцали в нем.
Они бросились грабить дома и купеческие лавки; вбегали в церкви и монастыри, обдирали
иконостасы; резали всех, которые попадались им в немецком платье.
Она точно присела и поушла в землю; при входе во внутрь ее надобно было перешагнуть ступеньку не вверх, а вниз;
иконостас блистал сусальным золотом и ярко-малиновым цветом бакана [Бакан — карминный лак.].
Егорушка подошел к
иконостасу и стал прикладываться к местным иконам. Перед каждым образом он не спеша клал земной поклон, не вставая с земли, оглядывался назад на народ, потом вставал и прикладывался. Прикосновение лбом к холодному полу доставляло ему большое удовольствие. Когда из алтаря вышел сторож с длинными щипцами, чтобы тушить свечи, Егорушка быстро вскочил с земли и побежал к нему.
Его кабинет был увешан портретами всех революционных знаменитостей, от Гемпдена и Бальи до Фиески и Арман Кареля. Целая библиотека запрещенных книг находилась под этим революционным
иконостасом. Скелет, несколько набитых птиц, сушеных амфибий и моченых внутренностей — набрасывали серьезный колорит думы и созерцания на слишком горячительный характер кабинета.
Батенька целый день не могли успокоиться и знай твердили, что книга их по кунштам была неоцененна; что иконописец, расписывающий в ближнем селении
иконостас, сам предлагал за нее десять рублей.
Дряхлая старушонка в ветхом капоте с капюшоном стояла на коленях подле Лаврецкого и прилежно молилась; ее беззубое, желтое, сморщенное лицо выражало напряженное умиление; красные глаза неотвратимо глядели вверх, на образа
иконостаса; костлявая рука беспрестанно выходила из капота и медленно и крепко клала большой широкий крест.
Лавки выкрашены желтою охрой, полати — синею краской,
иконостас в переднем углу и деревянная укладка с книгами в кожаных переплетах — зеленой.
Ассоциации к слову «иконостас»
Синонимы к слову «иконостас»
Предложения со словом «иконостас»
- От внутреннего убранства храма остались главный резной иконостас конца ХIХ в. и пол из каменных плит.
- Как жар, сияло золото иконостаса, сияли облачения духовенства, свет взыграл на одеждах прихожан.
- В северном приделе уцелел небольшой иконостас конца XVII века с резьбой, похожей на лепнину, и изящной решёткой царских врат.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «иконостас»
Значение слова «иконостас»
ИКОНОСТА́С, -а, м. Легкая стена с вставленными в нее иконами, отделяющая в православной церкви алтарь. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ИКОНОСТАС
Дополнительно