Цитаты из русской классики со словом «Иудея»
При последнем стихе: «не мог ли сей, отверзший очи слепому…» — она, понизив голос, горячо и страстно передала сомнение, укор и хулу неверующих, слепых
иудеев, которые сейчас, через минуту, как громом пораженные, падут, зарыдают и уверуют…
— До войны — контрабандисты, а теперь — шпионы. Наша мягкотелость — вовсе еще не Христова любовь к людям, — тревожно, поспешно и как-то масляно говорил лысоватый. — Ведь когда было сказано «несть ни эллина, ни
иудея», так этим говорилось: все должны быть христианами…
Для христианства уже нет различия между эллином и
иудеем.
С тех пор как пала
Иудея, Римская империя разделилась и потонула в бесчисленных ордах варваров, основались новые царства, водворилась готическая тьма средневековья с гимнами небу и стонами еретиков; опять засверкала из-под развалин античная жизнь, прошумела реформация; целые поколения косила Тридцатилетняя война, ярким костром вспыхнула Великая революция и разлилась по Европе пламенем наполеоновских войн…
Их реализм был беден, сознание сужено и сосредоточено на едином, главном для них, они были «
иудеи», а не «эллины».
"Христос воскрес!" — думал я. — Он воскрес для всех; большие и малые,
иудеи и еллины, пришедшие рано и пришедшие поздно, мудрые и юродивые, богатые и нищие — все мы равны пред его воскресением, пред всеми нами стоит трапеза, которую приготовила победа над смертью.
Да возвеселится дух его в Сионе [Сион — гора близ Иерусалима, на которой была расположена столица древней
Иудеи.] со всеми любящими и друзьями божьими.
— А у нас, в Риме — мэр
иудей, — в Риме, который древнее и священнее Москвы, — сказал юноша, усмехаясь.
Ее погибель — это осуществленная песнь плена вавилонского: играиъйте и пойте нам песни сионские, — говорили
иудеям их победители; но печальный пророк отозвался, что не в рабстве можно петь священные песни родины, что лучше пусть язык их прилипнет к гортани и руки отсохнут, нежели примутся они за гусли и запоют сионские песни на потеху владык своих.
— Элиав, хочешь, я сделаю тебя царем
Иудеи и Израиля? Хочешь быть властителем над всей Сирией и Месопотамией, над Финикией и Вавилоном?
Будь Авраам свидетель, эта ночь
Ужасней той, когда я сына потерял;
Тому я дал существованье,
А этот возвратил мне жизнь!..
О бог, бог
иудеев, сохрани
Его, хоть он не из твоих сынов!..
Путь свой на работах мы проходили с ним точно
иудеи в своих странствиях пустынных с Моисеем, даже скинию свою при себе имели и никогда с нею не расставались: то есть имели при себе свое «божие благословение».
Посетителям нередко приходилось ожидать, пока г-н Мендель с талесом и тфилим [Талес, тфилим — молитвенное облачение для мужчин.], похожий на ветхозаветного
иудея, доканчивал свои молитвы, жужжа и покачиваясь на восток…
Всем говорило евангелие; исчезли племена и состояния, фарисей и саддукей отвергнуты, эллин и
иудей приняты; всех манило оно в лоно божье, всех в объятия братства — первый Адам стал душою живущей, последний Адам есть дух животворящий.
Когда, во время странствований Иисуса по
Иудее, путники приближались к какому-нибудь селению, Искариот рассказывал дурное о жителях его и предвещал беду. Но почти всегда случалось так, что люди, о которых говорил он дурно, с радостью встречали Христа и его друзей, окружали их вниманием и любовью и становились верующими, а денежный ящик Иуды делался так полон, что трудно было его нести. И тогда над его ошибкой смеялись, а он покорно разводил руками и говорил...
В духе все равны, и это равенство жизненно опознается в христианстве: «нет ни эллина, ни
иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11; ср. Гал. 3:28).
Они ожили и обе, сияющие, подобно
иудеям, праздновавшим обновление Иерусалима, пошли праздновать обновление Егорушки.
Неверных фарисеев и злых
иудеев бояться нечего, а потому в богадельне бывали нередко радения с криками, с воплями, с оглушительным ножным топотом.
В среднем отделении приютский батюшка отец Модест, еще молодой, худощавый человек с лицом аскета и строгими пытливыми глазами, рассказывает историю выхода
иудеев из Египта.
Верный примеру своих апостолических предков, веривших в золото Израиля, он с особой охотой прибегал к еврейским банкирам: кажется, и я был обязан честью посещения его непоколебимой уверенности, что я также
иудей.
Рассказывает ли он о страданиях Иова или о бегстве
иудеев из Египта, глаза его ласково и любовно останавливаются на каждой из нас по очереди, а рука его гладит склоненную перед ним ту или другую головку…
Тайна же креста, распятие самого Бога, была для
иудеев соблазном, для эллинов безумием.
— Не претися о вере и мирских междоречий пришел я к вам, никонианцам; досыта учители наши обличили новую веру и вбили в грязь ваших фарисеев [Фарисеи — в древней
Иудее зажиточные слои населения, отличавшиеся ханжеским религиозным благочестием; в переносном смысле лицемеры.].
Отец ее любезного, побывав в другом согласии, вывез оттуда ересь и смутил ею некоторых из жителей деревни Носа, а именно: он стал принимать от феодосеян титлу, Пилатом [Пилат Понтий — римский наместник в
Иудее, при котором, согласно евангельской легенде, был распят Христос.] на кресте написанную: IС Назарянин, царь иудейский.
Иудеи говорили Христу (Иоан. VI, 30): «Какое же ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили тебе? Что ты делаешь?»
Перед лицом христианского Бога, единого Бога нет ни эллина, ни
иудея.
«И многие из
иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услыша, что идет Иисус, пошла навстречу ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: господи! если бы ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего ты попросишь у бога, даст тебе бог».
«Мария же, пришедши туда, где был Иисус, и увидев его, пала к ногам его; и сказала ему: господи! если бы ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею
иудеев плачущих, сам восскорбел духом и возмутился. И сказал: где вы положили его? Говорят ему: господи! поди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда иудеи говорили: смотри, как он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли сей, отверзший очи слепому, сделать, чтоб и этот не умер?»
Для христианина нет ни эллина, ни
иудея.
Забиякин. Но, сознайтесь сами, ведь я дворянин-с; если я, как человек, могу простить, то, как дворянин, не имею на это ни малейшего права! Потому что я в этом случае, так сказать, не принадлежу себе. И вдруг какой-нибудь высланный из жительства, за мошенничество,
иудей проходит мимо тебя и смеет усмехаться!
Другой спутник — птица небольшая, да и не малая, той самой палаты столоначальник, которая и Хрептюгина, и Халатова, и всех армян, еллинов и
иудеев воспитывает,"да негладны и беспечальны пребывают".
Для всех воскрес Христос! Все мы, большие и малые, богатые и убогие,
иудеи и еллины, все мы встанем и от полноты душевной обнимем друг Друга!
Кроме того, любил царь многих дочерей
Иудеи и Израиля.
Услыши, бог, молитву
иудея,
Храни его от преступленья!
Ты можешь удержать порыв страстей,
Вселить покорность, веру, так легко,
Как усмиряешь вихри гор… Ты бог
Израиля, ты бог Ерусалима!..
И без зависти, с снисходительным презрением смотрел Иуда на эти ласки. Что значат все эти рассказы, эти поцелуи и вздохи сравнительно с тем, что знает он, Иуда из Кариота, рыжий, безобразный
иудей, рожденный среди камней!
Никто из учеников не заметил, когда впервые оказался около Христа этот рыжий и безобразный
иудей, но уж давно неотступно шел он по ихнему пути, вмешивался в разговоры, оказывал маленькие услуги, кланялся, улыбался и заискивал.
Узнала о ней каменистая
Иудея, и зеленая Галилея узнала о ней, и до одного моря и до другого, которое еще дальше, долетела весть о смерти Предателя.
— Мало ли в
Иудее обманщиков и безумцев?
И у воров есть друзья, и у грабителей есть товарищи, и у лжецов есть жены, которым говорят они правду, а Иуда смеется над ворами, как и над честными, хотя сам крадет искусно, и видом своим безобразнее всех жителей в
Иудее.
Одни из учеников, бывавшие в
Иудее, хорошо знали его сами, другие много слыхали о нем от людей, и не было никого, кто мог бы сказать о нем доброе слово.
Ведь не было же замечено ни Римом, ни всем тогдашним миром, что в далекой и небольшой
Иудее совершилось безмерное по значению, единственное по важности событие — явление Христа.
И Спаситель в беседе с
иудеями (Ио. 10:34–36) ссылается на текст 81 псалма: «Я сказал: вы боги и сыны Всевышнего все вы» (6).
И самое различие и противопоставление
иудеев и языков только до времени и упразднено Крестом: «Христос есть мир наш, соделавший из обоих одно — ποιήσας τα αμφότερα εν — и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в себе самом одного — τους δύο κτίση εν αϋτφ είς ένα, нового человека, устрояя мир и в одном теле примирить обоих — τους αμφότερους εν ένΐ σώματι — с Богом посредством креста, убив вражду на нем» (Ефес. 2:24-6).
И тот же апостол восклицает: «Неужели Бог у
иудеев только, а также и не у языков — εθνών? конечно, и у языков» (Рим. 3:29).
— Умалился корабль, очень умалился, — скорбно промолвил Николай Александрыч. — Которых на земле не стало, которые по дальним местам разошлись. Редко когда больше двадцати божьих людей наберется… Нас четверо, из дворни пять человек, у Варварушки в богадельне семеро. Еще человека два-три со стороны. Не прежнее время, сестрица. Теперь, говорят, опять распыхались злобой на божьих людей язычники, опять
иудеи и фарисеи воздвигают бурю на Христовы корабли. Надо иметь мудрость змиину и как можно быть осторожней.
Я была слишком уверена в себе, чтобы бояться… но невольно дыхание мое сперло в груди, когда я потянула к себе беленький билетик… На билетике стоял Э 12: «Бегство
иудеев из Египта». Эту историю я знала отлично, и, ощутив в душе сладостное удовлетворение, я не спеша, ровно и звонко рассказала все, что знала. Лицо Maman ласково улыбалось; отец Филимон приветливо кивал мне головою, даже инспектор и отец Дмитрий, скептически относившийся к экзаменам «седьмушек», не без удовольствия слушали меня…
Иудей жил так, как он жил, т. е. воевал, казнил людей, строил храм, устраивал всю свою жизнь так, а не иначе, потому что всё это было предписано в законе, по убеждению его, сошедшем от самого бога.
И так как слова эти принято понимать только как осуждение на словах ближнего, то является затруднение: как не осуждать? Зло нельзя не осуждать. И потому все толкования вертятся на том, что можно и что нельзя осуждать. Говорится о том, что для служителей церкви это нельзя понимать как запрещение судить, что сами апостолы судили (Златоуст и Феофилакт). Говорится о том, что, вероятно, этим словом Христос указывает на
иудеев, которые обвиняли ближних в малых грехах, а сами делали большие.
Иудеи отвечали ему: «Мы имеем закон, и по закону нашему он должен умереть».
Иудеи требуют того же, что требуют церковные христиане, чего-нибудь такого, что заставило бы их внешним образом поверить в учение Христа.
Ассоциации к слову «иудей»
Предложения со словом «иудей»
- Древние иудеи считали мышей одной из разновидностей нечистой силы.
- Разумеется, правоверные иудеи лучше бы дали себя распять, чем позволили бы совершиться такому святотатству.
- Фактически в этот период иудеи становятся известны миру, а их религия стала постепенно заимствоваться другими народами.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «иудей»
Дополнительно