Красота и величие действительной жизни редко являются нам патентованными, а про что не трубит молва, то немногие в состоянии заметить и оценить;
явления действительности — золотой слиток без клейма: очень многие откажутся уже по этому одному взять его, очень многие не отличат от куска меди; произведение искусства — банковый билет, в котором очень мало внутренней ценности, но за условную ценность которого ручается все общество, которым поэтому дорожит всякий и относительно которого немногие даже сознают ясно, что вся его ценность заимствована только от того, что он представитель золотого куска.
Неточные совпадения
С тем вместе наше воззрение на сущность возвышенного признает его фактическую реальность, между тем как обыкновенно полагают, будто бы возвышенное в
действительности только кажется возвышенным от вмешательства нашей фантазии, расширяющей до безграничности объем или силу возвышенного предмета или
явления.
Но Румор впадает потом в натурализм, который хочет преследовать, как и ложный идеализм: его положение, что «природа наилучшим образом выражает все своими формами», становится опасным, когда он прилагает его к отдельному
явлению и, противореча тому, что сам сказал выше, утверждает, будто бы в
действительности бывают «совершенные модели», как, напр...
Здоровый человек встречает в
действительности очень много таких предметов и
явлений, смотря на которые не приходит ему в голову желать, чтобы они были не так, как есть, или были лучше.
А таких
явлений видит здоровый человек в
действительности очень много.
А только с подобной точки зрения, не находящей себе подтверждения в действительных чувствах и суждениях человека, и может эстетика утверждать, будто бы в мире
действительности красота есть
явление редкое.
«Жизнь стремится вперед и уносит красоту
действительности в своем течении», говорят [Гегель и Фишер]-правда, но вместе с жизнью стремятся вперед, т. е. изменяются в своем содержании, наши желания, и, следовательно, фантастичны сожаления о том, что прекрасное
явление исчезает, — оно исчезает, исполнив свое дело, доставив ньше столько эстетического наслаждения, сколько мог вместить ньшешний день; завтра будет новый день, с новыми потребностями, и только новое прекрасное может удовлетворить их.
Нет человека, одаренного эстетическим чувством, которому бы не встречались в
действительности тысячи лиц,
явлений и предметов, казавшихся ему безукоризненно прекрасными.
Вообще говоря, произведения искусства страдают всеми недостатками, какие могут быть найдены в прекрасном живой
действительности; но если искусство вообще не имеет никаких прав на предпочтение природе и жизни, то, быть может, некоторые искусства в частности обладают какими-нибудь особенными преимуществами, ставящими их произведения выше соответствующих
явлений живой
действительности? быть может даже, то или другое искусство производит нечто, не имеющее себе соответствия в реальном мире?
Мы говорили об источниках предпочтения произведений искусства
явлениям природы и жизни относительно содержания и выполнения, но очень важно и впечатление, производимое на нас искусством или
действительностью: степенью его также измеряется достоинство вещи.
Сила искусства есть сила общих мест. Есть еще в произведениях искусства сторона, по которой они в неопытных или недальновидных глазах выше
явлений жизни и
действительности; — в них все выставлено напоказ, объяснено самим автором, между тем как природу и жизнь надобно разгадывать собственными силами. Сила искусства — сила комментария; но об этом должны будем говорить мы ниже.
Господствующее мнение о происхождении и значении искусства выражается так: «Имея непреодолимое стремление к прекрасному, человек не находит истинно прекрасного в объективной
действительности; этим он поставлен в необходимость сам создавать предметы или произведения, которые соответствовали бы его требованию, предметы или
явления истинно-прекрасные».
Область ее — вся область жизни и природы; точки зрения поэта на жизнь в разнообразных ее проявлениях так же разнообразны, как понятия мыслителя об этих разнохарактерных
явлениях; а мыслитель находит в
действительности очень многое, кроме прекрасного, возвышенного и комического.
Бывают люди, у которых суждение о
явлениях жизни состоит почти только в том, что они обнаруживают расположение к известным сторонам
действительности и избегают других — это люди, у которых умственная деятельность слаба, когда подобный человек — поэт или художник, его произведения не имеют другого значения, кроме воспроизведения любимых им сторон жизни.
Задачею автора было исследовать вопрос об эстетических отношениях произведений искусства к
явлениям жизни, рассмотреть справедливость господствующего мнения, будто бы истинно прекрасное, которое принимается существенным содержанием произведений искусства, не существует в объективной
действительности и осуществляется только искусством.
Неточные совпадения
Марксистские понятия класса, пролетариата, буржуазии и пр. суть абстрактные мысли, которым в социальной
действительности соответствуют сложные
явления.
Государство есть довольно низменное
явление мировой
действительности, и ничто, похожее на государство, не переносимо на отношения между Богом и человеком и миром.
Эмпирический феноменализм старательно изгоняет живое бытие из познания,
действительность сводит к
явлениям в сознании, слишком многое относится на счет абстрагирующего процесса того самого мышления, силу которого отвергают эмпирики во имя опыта.
«Если истина есть не копия
действительности, не символическое воспроизведение ее и не
явление ее, сообразное с законами познавательной деятельности, а сама
действительность в дифференцированной форме, то критерием истины может быть только наличность самой познаваемой
действительности, наличность познаваемого бытия в акте знания.
Отчего же, несмотря на убедительность этих доводов, все-таки ощущается какая-то неловкость в то самое время, когда они представляются уму с такою ясностью? Несомненно, что эти люди правы, говорите вы себе, но тем не менее
действительность представляет такое разнообразное сплетение гнусности и безобразия, что чувствуется невольная тяжесть в вашем сердце… Кто ж виноват в этом? Где причина этому
явлению?