Неточные совпадения
3) Это же невидимое
начало, дающее нам жизнь, мы признаем и во всех живых существах и особенно живо в подобных нам существах —
людях.
4) Всемирное, невидимое
начало это, дающее жизнь всему живому, сознаваемое нами в самих себе и признаваемое в подобных нам существах —
людях, мы называем душою, само же в себе всемирное невидимое
начало это, дающее жизнь всему живому, мы называем богом.
22) Во-вторых, усилия эти во власти
человека еще и потому, что они заключаются не в совершении каких-либо могущих быть неисполнимыми поступков, а только в воздержании, всегда возможном для
человека: усилия воздержания от поступков, противных любви к ближнему и сознанию
человеком в себе божественного
начала.
23) Усилия воздержания от слов, противных любви к ближнему и сознанию
человеком в себе божественного
начала...
24) И усилия воздержания от мыслей, противных любви к ближнему и сознанию
человеком в себе божественного
начала.
То же и с учениями о вере. Ложные учителя привлекают
людей к доброй жизни тем, что пугают наказаниями и заманивают наградой на том свете, где никто не был. Истинные же учителя учат только тому, что
начало жизни, любовь, само живет в душах
людей и что хорошо тому, кто соединился с ним.
Миру во все стороны нет конца и не может быть: как бы ни было что-нибудь далеко, за самым далеким есть еще более далекое. То же и во времени: нет миру ни
начала, ни конца. За тем, что было тысячи лет назад, были еще тысячи и тысячи лет без конца. И потому ясно, что
человеку никак нельзя понять, что такое вещественный мир теперь и что такое он был и что будет.
Каждый
человек знает в себе две жизни: телесную и духовную. Телесная жизнь, как только дойдет до полноты, так
начинает ослабевать. И всё больше и больше слабеет и приходит к смерти. Духовная же жизнь, напротив, от рождения до смерти всё растет и крепнет.
Учение Христа открывало
людям то, что во всех них живет одно и то же духовное
начало и что они все братья, и тем соединило их для радостной общей жизни.
Мало сказать, что в каждом
человеке такая же душа, как и во мне: в каждом
человеке живет то же самое, что живет во мне. Все
люди отделены друг от друга своими телами, но все соединены тем одним духовным
началом, которое дает жизнь всему.
Понимаем ли мы, что одно и то же божественное
начало в душах всех
людей, так же, как и в нашей душе?
А между тем, признай только
люди эту основную истину христианства — единство в
людях духовного
начала — и изменилась бы вся жизнь
людей и установились бы между
людьми такие отношения, которые мы не можем представить себе теперь.
Если
человек хочет отличиться от других богатством, почетом, чинами, то сколько бы он ни возвеличивался, ему никогда не будет довольно, и он никогда не будет спокоен и радостен. Если же он поймет, что в нем живет то божественное
начало, которое живет во всех
людях, то он тотчас же станет и спокоен и радостен, в каком бы он ни был положении, потому что будет понимать, что в нем есть то, что выше всего на свете.
Хорошо при встрече с каждым
человеком, хотя бы он казался самым неприятным и противным тебе, вспомнить, что ты имеешь через этого
человека возможность общения с тем духовным
началом, которое живет в нем, в тебе и во всем мире, и потому не тяготиться этим общением, а быть благодарным за то, что имеешь это благо.
Если
человек поглубже подумает об этом и узнает, что думали об этом же мудрые
люди мира, он поймет, что вещественный мир, который никогда не начался и никогда не кончится и которому нет и не может быть предела во все стороны, не есть что-либо действительное, а есть только наша мечта, и что поэтому-то что-то, от чего мы чувствуем себя отделенными, есть нечто, не имеющее ни
начала, ни конца ни по времени, ни по месту, а есть нечто невещественное, духовное.
Вот это нечто духовное, что
человек признает своим
началом, и есть то, что все мудрые
люди называли и называют богом.
А если бог — любовь и пребывает в нас, то выучиться любви нетрудно. Надо только стараться избавиться от того, что мешает любви, избавиться от того, что не выпускает ее наружу. И только
начни так делать — и скоро научишься самой важной и нужной на свете науке: любви к
людям.
Все
люди с самого
начала и прежде всякого юридического акта находятся во владении землею, т. е. имеют право быть там, где природа или случайность поместила их.
Мало того, что
люди этим путем избавляются от сознания ответственности за совершаемые ими дела, они теряют нравственное сознание своей ответственности еще и оттого, что, складываясь в государственное устройство, они так продолжительно, постоянно и напряженно уверяют себя и других в том, что все они не одинаковые
люди, а
люди, различающиеся между собою, «как звезда от звезды», что
начинают искренно верить в это.
Могли верить еще в это и
люди средневековые, могли верить недавно, еще в конце прошлого столетия и в самом
начале нынешнего столетия.
Заблуждение о том, что одни
люди могут силой заставлять других
людей жить по своей воле, произошло не оттого, что кто-нибудь придумал этот обман, а оттого, что
люди, отдаваясь своим страстям,
начали насиловать
людей и потом старались придумать оправдание своему насилию.
Правители учат и говорят, что насилие власти охраняет всех
людей от насилий и обид дурных
людей, что как только насилия властей прекратятся, так немедленно им на смену
начнут злые
люди убивать и мучить добрых.
В первое время своей жизни, в детстве,
человек живет больше для тела: есть, пить, играть, веселиться. Это первая ступень. Что больше подрастает
человек, то всё больше и больше
начинает заботиться о суждении
людей, среди которых живет, и ради этого суждения забывает о требованиях тела: об еде, питье, играх, увеселениях. Это вторая ступень. Третья ступень, и последняя, это та, когда
человек подчиняется больше всего требованиям души и для души пренебрегает и телесными удовольствиями и славой людской.
Это значит то, что для того, чтобы
начать жить лучше (а всё улучшать и улучшать свою жизнь — в этом вся жизнь
человека), нельзя оставаться в прежних привычках, а надо заводить новые. Нельзя следовать тому, что по старине
людьми считается хорошим, а надо устанавливать для себя новые привычки, не заботясь о том, что
люди считают дурным или хорошим.
Лжеучение государства состоит в признании себя соединенным с одними
людьми одного народа, одного государства и отделенным от остальных
людей других народов, других государств.
Люди мучают, убивают, грабят друг друга и самих себя из-за этого ужасного лжеучения. Освобождается же от него
человек только тогда, когда признает в себе духовное
начало жизни, одно и то же во всех
людях. Признавая это
начало,
человек уже не может верить в те человеческие учреждения, которые разъединяют то, что соединено богом.
В наше время
люди уже
начинают понимать, что время государства прошло и что оно держится только утвердившимся лжеучением, но не могут освободиться от него, потому что все так или иначе запутаны в нем.
По-настоящему следует
людям, поняв, что они живут дурно, постараться переменить жизнь и
начать жить лучше.
Сказать, что я не могу воздержаться от дурного дела, всё равно что сказать, что я не
человек, а животное.
Люди часто говорят это, но сколько бы они ни говорили это, они в душе своей знают, что, пока они живы, они могут перестать делать дурное и
начать делать доброе.
Начиная от Сократа до Христа и от Христа вплоть до тех
людей, которые из века в век умирают за истину, все мученики веры доказывают неправду этого рабского учения и громко говорят нам: «Мы тоже любили жизнь и всех
людей, которыми жизнь наша была красна и которые умоляли нас прекратить борьбу.
И,
начиная с Каина вплоть до самого глубоко подлого
человека наших дней, все, избравшие путь зла, слышат в глубине души голос осуждения, укора, голос, не дающий им покоя, который вечно твердит им: зачем вы свернули с истинного пути? Вы могли, вы можете сделать усилие. Вы — деятели свободные, и в вашей власти было и есть коснеть в грехах или освобождаться от них.
«Теперь мне можно на время отступить от того, что должно и чего требует моя совесть, потому что я не готов, — говорит себе
человек. — А вот я приготовлюсь, наступит время, и тогда я
начну жить уже вполне сообразно с своей совестью».
Как только
начинаешь судить
человека, помни о том, чтобы не сказать про него дурного, если ты наверно знаешь про это дурное, а тем более, если ты не знаешь, а повторяешь только чужие слова.
Магомет и Али встретили раз
человека, который, считая Али своим обидчиком,
начал ругать его.
Главной помощью в борьбе этой служит
человеку то, что он может соединяться с разумной деятельностью всех живших до него мудрецов и святых
людей мира. Такое общение с мыслью прежде живших святых и мудрых
людей есть молитва, то есть повторение тех слов, которыми
люди эти выражали свое отношение к своей душе, к другим
людям и к миру и
началу его.
Человек сотворен для того, чтобы мыслить; в этом всё его достоинство и вся его заслуга. Обязанность
человека только в том, чтобы мыслить правильно. Порядок же мысли в том, чтобы
начинать с себя, своего творца и своей цели. А между тем о чем думают мирские
люди? Никак не об этом, а только о том, как повеселиться, как разбогатеть, как прославиться, как сделаться королем, не думая о том, что такое значит быть королем и что значит быть
человеком.
Для
человека телесная жизнь — не вся жизнь, но только необходимое условие истинной жизни, состоящей во всё большем и большем единении с духовным
началом мира.
Но пройдут дни, месяцы, года, и ребенок
начинает понимать, что есть и другие, такие же, как и он,
люди, и что то, чего ему хочется для себя, того же самого хочется и другим
людям.
По учению Христа, как виноградари, живя в саду, не ими обработанном, должны понимать и чувствовать, что они в неоплатном долгу перед хозяином, так точно и
люди должны понимать и чувствовать, что со дня рождения и до смерти они всегда в неоплатном долгу перед кем-то, перед жившими до них, теперь живущими и имеющими жить, и перед тем, что было, есть и будет
началом всего.
Они должны понимать, что всяким часом своей жизни они утверждают это обязательство и что поэтому
человек, живущий для себя и отрицающий это обязательство, связывающее его с жизнью и
началом ее, сам лишает себя жизни.
Отречение от животного блага ради духовного есть последствие изменения сознания, то есть
человек, признававший себя прежде только животным,
начинает признавать себя духовным существом. Если это изменение сознания совершилось, то то, что представлялось прежде лишением, страданием, представляется уже не лишением и страданием, а только естественным предпочтением лучшего худшему.
Понятие о долге во всей его чистоте не только несравненно проще, яснее, понятнее для каждого
человека на практике и естественнее, чем побуждение, ведущее свое
начало от счастья или связанное и считающееся с ним (и всегда требующее немало искусственности и тонких соображений), но и перед судом обыкновенного здравого смысла оно гораздо могущественнее, настойчивее и более обещает успеха, чем все побуждения, исходящие из своекорыстия, если только понятие о долге усвоено здравым смыслом, совершенно независимо от своекорыстных побуждений.
Между тем как сознание
человеком в себе духовного
начала, вызывающее отречение от своей личности, гораздо сильнее всяких наград побуждает
человека к исполнению закона добра.
Достоинство
человека — в том духовном
начале, которое называется иногда разумом, иногда совестью.
Начало это есть луч божества в
человеке.
Одна из главных обязанностей
человека состоит в том, чтобы заставить светить во всю силу то светлое
начало разума, которое мы получаем от неба.
В
начале жизни
человек не знает этого и думает, что жизнь его в его теле. Но чем больше он живет, тем больше он узнает, что настоящая его жизнь — в духе, а не в теле. Вся жизнь
человека в том, чтобы всё больше и больше узнавать это. Знание же дается нам легче и вернее всего страданиями тела. Так что именно страдания тела делают жизнь нашу такою, какою она должна быть: духовною.
Все бедствия — и всего человечества и отдельных
людей — ведут человечество и
людей, хотя и окольным путем, всё к той же одной цели, которая поставлена
людям: к всё большему и большему проявлению духовного
начала как каждым
человеком в себе, так и во всем человечестве.
Человек, не сознающий благодетельности страданий, еще не
начинал жить разумной, то есть истинной, жизнью.
Вспомни, как после крепкого сна просыпаешься поутру, как сначала не узнаешь места, где ты, не понимаешь, кто стоит подле тебя, кто будит тебя, и тебе не хочется вставать, кажется, что сил нет. Но вот понемногу опоминаешься,
начинаешь понимать, кто ты и где ты, разгуливаешься,
начинают в голове ходить мысли, встаешь и берешься за дела. То же самое или совсем похожее на это бывает с
человеком, когда он рождается и понемногу вступает в жизнь, входит в силу и разум и
начинает работать.
В молодости бодрится, весело живет
человек, но в середине жизни уже нет той бодрости, а к старости уже чувствуется усталость и всё больше и больше хочется отдыха. И как после дня приходит ночь, и ложится
человек, и
начинают в голове его мешаться мысли, и он, засыпая, уходит куда-то и не чует уже сам себя, — то же и с
человеком, когда он умирает.