Неточные совпадения
Когда воротилась Дуня и увидела шкапы со множеством
книг, весело кивнула отцу миловидной головкой, когда он, указав ей на них, сказал: «Читай, Дунюшка, на досуге, тут
есть чего почитать.
Другого рода
книг не
было в шкапах Марка Данилыча, другие считал он либо «богоотводными», либо «потешными».
— Его-то… А племянник мне-ка по хозяйке
будет, — добродушно ответил за него Карп Егоров. — Софронкой звать, Бориса Моркелыча знаешь?.. Сынок ему… Он у нас грамотей, письма даже писать маракует. Вот у Василья Фадеича, у твоего приказчика, в
книге за всех расписывается, которы в путине заборы забирали.
—
Будет с тебя, милый человек, ей-Богу,
будет, — продолжал Архип, переминаясь и вертя в руках оборванную шляпенку. — Мы бы сейчас же разверстали, по скольку на брата придется, и велели бы Софронке в
книге расписаться: получили, мол, в Казани по стольку-то, аль там в Симбирске, что ли, что уж, тебе виднее, как надо писать.
—
Быть делу так, — молвил Марко Данилыч, отходя к столу, где лежали разные бумаги, конторские
книги и перья с чернильницей.
А по вечерам, особливо под праздники, сходятся они в келью, котора попросторней, и там сначала божественные
книги читают, а потом зачнут
петь свои фармазонские песни.
Икону ли написать, поветшалую ли поновить, кацею аль другую медную вещь
спаять,
книгу переплесть, стенные часы починить, а по надобности и новые собрать, самовар вылудить, стекла вставить, резьбу по дереву вырезать и даже позолотить ее, постолярничать, башмаки, коты, черевики поправить — на все горазды
были и сам Ермил, и сыновья его.
— Жаль, что вы, милая, иностранным языкам не обучались, а то бы я прислала вам книжек, они бы очень полезны
были вам. Впрочем,
есть и русские хорошие
книги. Читали ли вы, например, Юнга Штиллинга «Тоска по отчизне»?
— Трудно это рассказать, невозможно почти, — молвила Марья Ивановна. — Одно только могу теперь сказать вам, милая, что от этих
книг будет вам большая польза. И не столько для ума, сколько для души…
— Стало
быть,
книги божественные? — простодушно спросила Дуня.
Только и отрады
было у малого, что к Нефедычу за
книгами бегать, а учитель в
книгах ему никогда не отказывал.
Летом ему
было привольнее: на неделю, на две убегал в лес, и там, читая
книги Нефедыча, питался им же данными сухарями.
Денег успел он накопить довольно, да опричь
было у него другое богатство очень ценное: до тысячи
книг старопечатных и старописьменных, собранных во время странствий от Поморья до Кавказа и от беспоповских селений в Пруссии до отдаленных мест Сибири.
Семен Ермолаич
был у Чубалова за приказчика. Человек пожилой, степенный, тоже грамотей и немалый знаток в старинных
книгах, особенно же в иконах. Рад
был он сослужить службу хозяину.
Иванушку взял в дети, обучил его грамоте, стал и к старым
книгам его приохачивать. Хотелось Герасиму, чтоб из племянника вышел толковый, знающий старинщик, и
был бы он ему в торговле за правую руку. Мальчик
был острый, умен, речист, память на редкость. Сытей хлеба стали ему
книги; еще семнадцати лет не минуло Иванушке, а он уж
был таким сильным начетчиком, что, ежели кто не гораздо боек в Писании, — лучше с ним и не связывайся, в пух и прах такого загоняет малец.
Не одни
книги теперь у него
были, много стало икон, крестов, лестовок, кацей и других старинных вещей.
Сказывали, что
книги те
были когда-то в одном из старообрядских монастырей, собираемы
были там долгое время, причем денег не жалели, лишь бы только купить.
Книг было до трехсот, и все редкие, замечательные.
Кроме старопечатных
книг, в отысканном Чубаловым собранье
было больше двух десятков древних рукописей, в том числе шесть харатейных, очень редких, хотя и неполных.
А упустить такого редкого случая неохота: знает Герасим, что такие собранья и такая сходная покупка, может
быть, в двадцать, в тридцать лет один раз выпадут на долю счастливому старинщику и что, ежли эти
книги продать любителям старины да в казенные библиотеки, — втрое, вчетверо выручишь, а пожалуй, и больше того…
— На ловца, значит, зверь бежит, — молвил Марко Данилыч. — А какие книги-то… Божественные одни, аль
есть и мирские?
—
Книги старинные, Марко Данилыч, а в старину, сами вы не хуже меня знаете, мирских
книг не печатали, и в заводах их тогда не бывало, — отвечал Чубалов. — «Уложение» царя Алексея Михайловича да «Учение и хитрость ратного строя», вот и все мирские-то, ежели не считать учебных азбук, то
есть букварей, грамматик да «Лексикона» Памвы Берынды. Памва-то Берында киевской печати в том собранье, что торгую,
есть;
есть и Грамматики Лаврентия Зизания и Мелетия Смотрицкого.
— Не под силу мне
будет, Марко Данилыч, — молвил на то Чубалов. — Денег-то велику́ больно сумму за
книги требуют, а об рассрочке и слышать не хотят, сейчас все деньги сполна на стол. Видно, надо
будет отказаться от такого сокровища.
— И распрекрасное дело, — молвил Марко Данилыч. — И у меня послезавтра кончится погрузка. Вот и поедем вместе на моей барже. И товар-от твой по воде
будет везти гораздо способнее.
Книги не перетрутся. А мы бы дорогой-то кое-что из них и переглядели. Приходи же завтра непременно этак в ранни обедни. Беспременно зайди. Слышишь?
И тут вспал ему на память Чубалов. «Самое распрекрасное дело, — подумал Марко Данилыч. — Он же мне должен остался по векселю, пущай товаром расплатится — на все возьму, сколько за ним ни осталось. Можно
будет взять у него икон повальяжней да показистее. А у него же в лавке и образа, и
книги, и медное литье, и всякая другая нужная вещь».
В его лавке все полки
были уставлены
книгами и увешаны образами, медными крестами и пучками кожаных лестовок заволжской семеновской работы.
Когда Марко Данилыч вошел в лавку к Чубалову, она
была полнехонька. Кто
книги читал, кто иконы разглядывал, в трех местах шел живой торг; в одном углу торговал Ермолаич, в другом Иванушка, за прилавком сам Герасим Силыч. В сторонке, в тесную кучку столпясь, стояло человек восемь, по-видимому, из мещан или небогатых купцов. Двое, один седой, другой борода еще не опушилась, горячо спорили от Писания, а другие внимательно прислушивались к их словам и лишь изредка выступали со своими замечаньями.
— Ну, ежели казенная цена, так уж тут нечего делать. Только вот что — псалтырей-то, земляк, отбери не десяток, а тройку…
Будет с них, со псов, чтоб им издохнуть!.. Значит, двадцать пять рублев за книги-то
будет?
— Не «Цветником», что сам, может, написал, а от Писания всеобдержного доказывай. Покажи ты мне в печатных патриарших
книгах, что ядение дрождей мерзость
есть перед Господом… Тем
книгам только и можно в эвтом разе поверить. — Так говорил, с горячностью наступая на совопросника, молодой поповец. — Можешь ли доказать от Святого Писания? — с жаром он приставал к нему.
Пошел
было Смолокуров из лавки вон, но у дверей на ворох подержанных
книг гражданской печати наткнулся.
— Да купите книжки-то, Марко Данилыч, — удержал его Чубалов. — Поверьте слову, хорошие книжки. С охотника, ежели б подвернулся, — втрое бы, вчетверо взял… Вы посмотрите: «Угроз Световостоков» —
будь эти книжки вполне, да за них мало бы двадцати рублей взять, потому
книги редкостные, да вот беда, что пять книжек в недостаче… Оттого и цена им теперь другая.
«Французская, еще французская, — откладывая первые попавшиеся под руку
книги, говорила она сама с собой… — Может
быть, тут и такие, про которые Марья Ивановна поминала… Да как их узнаешь? И как понять, что в них написано?.. «Удольфские таинства», роман госпожи Котень… Роман!»
«Домашний лечебник»… Эта пригодится, ежели кто занеможет когда… «Полная поваренная
книга», — отдам тетеньке, ей пригодится… «История Елизаветы, королевы Английской», — можно
будет прочитать… «Лейнард и Термильд, или Злосчастная судьба двух любовников».
Приехала Аграфена Петровна, и Дуня сначала ей обрадовалась, разговорилась
было, даже повеселела, но на другой же день опять за
книги села, и «сердечный ее друг» не мог слова от нее добиться.
— Полон короб старых
книг купил мне тогда тятенька, — после недолгого молчанья сказала Дуня. — Много
было комедий и романов; те я сожгла.
— Нет, не все, — немножко смутясь, ответила Дуня. — По вашим словам, я каждую
книгу по многу раз перечитывала и до тех пор читала одну и ту же, пока не казалось мне, что я немножко начинаю понимать. А все-таки не знаю, правильно ли понимаю. Опять же в иных книжках
есть иностранные слова, а я ведь неученая, не знаю, что они значат.
И сыновья и племянница хоть и проводили все почти время с гувернерами и учительницами, но после, начитавшись сначала «Четьи-миней» и «Патериков» об умерщвлении плоти угодниками, а потом мистических
книг, незаметно для самих себя вошли в «тайну сокровенную». Старший остался холостым, а меньшой женился на одной бедной барышне, участнице «духовного союза» Татариновой. Звали ее Варварой Петровной, у них
была дочь, но ходили слухи, что она
была им не родная, а приемыш либо подкидыш.
Припадем коленами на мать сыру землю,
Пролием мы слезы, как быстрые реки,
Воздохнем в печали к создателю света:
«Боже ты наш, Боже, Боже отец наших,
Услыши ты, Боже, сию ти молитву,
Сию ти молитву, как блудного сына,
Приклони ты ухо к сердечному стону,
Прими ты к престолу текущие слезы,
Пожалей, создатель, бедное созданье,
Предели нас, Боже, к избранному стаду,
Запиши, родитель, в животную
книгу,
Огради нас, бедных, своею оградой,
Приди в наши души с небесной отрадой,
Всех поставь нас, Боже,
Здесь на крепком камне,
Чтоб мы
были крепки во время печали...
— Да, и я, не помню, где-то об этом читала, — сказала Дуня. — Не в тех
книгах, что Марья Ивановна советовала читать, а в отеческих… В «Цветнике» в каком-то или в «Торжественнике» — не припомню. Еще
бывши в скиту, читала об этом.
Был тот конторщик человек пожилой, немногим помоложе господ, грамоте знал, силен
был в счетоводстве, вел
книги по имению и служил правой рукой Андрею Александрычу по управленью деревнями.
Келья у Фуркасова
была маленькая, но светлая и держалась чисто, опрятно. В божнице стоял литой из меди крест да три образа — Спасителя, Богородицы, Иоанна Предтечи. Под божницей лежали пять-шесть
книг и небольшой запас восковых свеч. На стене «Распятие плоти».
Любимым чтением его
были церковные
книги.
— А ты хочешь, чтоб сокровенная тайна в
книгах была открыта?.. — возразила Варенька.
Читывали они про них в мистических
книгах, знали, что тотчас после падения Бонапарта духовные супруги явились в высшем прусском обществе между придворными, принявшими секту мукеров; знали, что
есть духовные жены у сектантов Америки, знали, что из Пруссии духовное супружество проникло и в Петербург, но не могли понять, как это учение проникло за Кавказские горы и как ссыльный крестьянин Комар мог усвоить учение кенигсбергского архидиакона Эбеля, графини Гребен и других знатных дам и государственных людей Пруссии…
Все там
было невзрачно и неряшливо: у одной стены стояла неприбранная постель, на ней весь в пуху дубленый тулуп; у другой стены хромой на трех ножках стол и на нем давно не чищенный и совсем почти позеленевший самовар, немытые чашки, растрепанные счетные
книги, засиженные мухами счеты, засохшие корки калача и решетного хлеба, порожние полуштофы и косушки; тут же и приготовленное в портомойню грязное белье.
Выдал Марко Данилыч деньги, а вишневку обещал принести на другой день. Субханкулов дал расписку.
Было в ней писано, что ежели Субханкулову не удастся Мокея Данилова выкупить, то повинен он на будущей ярманке деньги Марку Данилычу отдать обратно. К маклеру пошли для перевода расписки на русский язык и для записки в
книгу.
Отыскать истину, неведомое узнать хотелось ей, но таких
книг не
было.
Призадумалась Дуня. Отец Прохор как по
книге читал, что
было у нее на мыслях.
Через четыре года, в восемьсот тридцать шестом году, снова стали ждать кончины мира, не одни праведные ждали ее, но и неверные,
было о том даже в
книгах печатано.
— Что в июне сорокового года на Арарате два раза
были землетрясения, обо этом из тогдашних газет и из
книг известно, — сказал Егор Сергеич.