Неточные совпадения
— О, и они были правы — тысячу раз правы. У них только одна ошибка: позже они уверовали, что они есть последнее число — какого нет в
природе, нет. Их ошибка — ошибка Галилея: он был прав, что земля движется вокруг солнца, но он не знал, что вся солнечная
система движется еще вокруг какого-то центра, он не знал, что настоящая, не относительная, орбита земли — вовсе не наивный круг…
Чтобы за существенное различие нашего воззрения на искусство от понятий, которые имела о нем теория подражания
природе, ручались не наши только собственные слова, приведем здесь критику этой теории, заимствованную из лучшего курса господствующей ныне эстетической
системы.
Пред нами — хотя все еще неопределенно впереди — идет подъем к физической власти над
природой; он идет далеко за пределы мечтаний смертных, мечтаний, выраженных в любой философской
системе.
Поэтому у Беме, строго говоря, отсутствует идея творения и тварности, и хотя у него и постоянно встречается выражение «тварь и тварность» (Creatur und Creatürlichkeit), но это понятие вовсе не имеет принципиального метафизического и онтологического смысла, а означает только определенную ступень в раскрытии
природы Бога (как есть это понятие и в
системе Плотина, отрицающей тем не менее идею творения).
Но
природа, как внешне проявленная, эмпирическая (natura naturata), так и внутренняя, ноуменальная («ewige Natur», natura naturans) [
Природа сотворенная (лат.), «вечная
природа» (нем.),
природа творящая (лат.) — последнее и первое понятия в
системе Спинозы означают соответственно субстанцию и ее порождения.], не исчерпывает и потому не ограничивает Бога, который в абсолютности и трансцендентности Своей свободен от всякой
природы и от всякой закономерности, от всякой физики и истории.