Там видна жизнь своего времени, и рисуется мир души человеческой с теми особенностями, какие производит в нем
жизнь народа в известную эпоху; а здесь ничего нет, кроме праздных выдумок, стоящих в разладе с жизнью и происходящих от фантастического, произвольного смешения понятий и верований разных времен и народов.
Неточные совпадения
Они готовы думать, что литература заправляет историей, что она [изменяет государства, волнует или укрощает
народ,] переделывает даже нравы и характер народный; особенно поэзия, — о, поэзия, по их мнению, вносит в
жизнь новые элементы, творит все из ничего.
Самые заблуждения, какие мы в них находим, интересны для нас потому, что некогда они не были заблуждениями, некогда целые
народы верили им и по ним располагали
жизнь свою.
У греков это еще было так себе, ничего; потому что и
жизнь у них была устроена особенным — образом, так что масса
народа не исключалась из участия в общем ее ходе.
Сравнительное изучение поэзии славянских
народов привело многих к полному убеждению в том, что в древности выражались в ней действительно общенародные интересы и воззрения на
жизнь.
Тогда и успехи цивилизации в массах
народа были бы быстрее, и ход развития был бы правильнее, потому что не было бы двойственности в началах, управлявших
жизнью и деятельностью
народа.
Книжная словесность, вынесенная к нам из Византии, старалась, конечно, внести в
народ свои идеи, но, как чуждая народной
жизни, она могла только по-своему искажать то, что было живого в
народе, и не в состоянии была, ни проникнуться истинными его нуждами, ни спуститься до степени его понимания.
Но еще через два столетия книжник, вовсе не знавший
народа, вздумал воспользоваться канвою народного эпического сказания для применения ее к другому событию, в котором бы мог выразиться другой взгляд на мир и на
жизнь.
Круг деятельности духовенства расширяется и находит себе предмет, имеющий действительное значение в
народе и вызванный явлениями самой
жизни.
Тут интерес был еще ближе к
жизни, нежели в западной Руси во время унии; обращение к
народу еще необходимее, чем там.
Но чтобы быть поэтом истинно народным, надо больше: надо проникнуться народным духом, прожить его
жизнью, стать вровень с ним, отбросить все предрассудки сословий, книжного учения и пр., прочувствовать все тем простым чувством, каким обладает
народ, — этого Пушкину недоставало.
Изображение пошлости
жизни ужаснуло его; он не сознал, что эта пошлость не есть удел народной
жизни, не сознал, что ее нужно до конца преследовать, нисколько не опасаясь, что она мржет бросить дурную тень на самый
народ.
Полнейшего выражения чистой любови к
народу, гуманнейшего взгляда на его
жизнь нельзя и требовать от русского поэта. К несчастью, обстоятельства
жизни Лермонтова поставили его далеко от
народа, а слишком ранняя смерть помешала ему даже поражать пороки современного общества с тою широтою взгляда, какой до него не обнаруживал ни один из русских поэтов…
В общем это — Россия, и как-то странно допустить, что такой России необходимы жандармские полковники, Любаша, Долганов, Маракуев, люди, которых, кажется, не так волнует
жизнь народа, как шум, поднятый марксистами, отрицающими самое понятие — народ.
Да, путешествовать с наслаждением и с пользой — значит пожить в стране и хоть немного слить свою жизнь с
жизнью народа, который хочешь узнать: тут непременно проведешь параллель, которая и есть искомый результат путешествия.
Революция, в его представлении, не должна была изменить основные формы
жизни народа — в этом он не сходился с Новодворовым и последователем Новодворова Маркелом Кондратьевым, — революция, по его мнению, не должна была ломать всего здания, а должна была только иначе распределить внутренние помещения этого прекрасного, прочного, огромного, горячо-любимого им старого здания.
Неточные совпадения
Городничий (дрожа).По неопытности, ей-богу по неопытности. Недостаточность состояния… Сами извольте посудить: казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платья. Что же до унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством, которую я будто бы высек, то это клевета, ей-богу клевета. Это выдумали злодеи мои; это такой
народ, что на
жизнь мою готовы покуситься.
И старый князь, и Львов, так полюбившийся ему, и Сергей Иваныч, и все женщины верили, и жена его верила так, как он верил в первом детстве, и девяносто девять сотых русского
народа, весь тот
народ,
жизнь которого внушала ему наибольшее уважение, верили.
Было самое спешное рабочее время, когда во всем
народе проявляется такое необыкновенное напряжение самопожертвования в труде, какое не проявляется ни в каких других условиях
жизни и которое высоко ценимо бы было, если бы люди, проявляющие эти качества, сами ценили бы их, если б оно не повторялось каждый год и если бы последствия этого напряжения не были так просты.
Проживя бо̀льшую часть
жизни в деревне и в близких сношениях с
народом, Левин всегда в рабочую пору чувствовал, что это общее народное возбуждение сообщается и ему.
Точно так же, как он любил и хвалил деревенскую
жизнь в противоположность той, которой он не любил, точно так же и
народ любил он в противоположность тому классу людей, которого он не любил, и точно так же он знал
народ, как что-то противоположное вообще людям.