Итак, мы различаем: 1) внефилософское, религиозное мифотворчество; 2) догматику, представляющую внешнюю систематизацию догматов; 3) религиозную философию как философское творчество на религиозные темы; 4) «общую» философию, которая представляет собой искание «естественного», языческого ума, но, конечно, все же оплодотворенное какой-либо интуицией; 5) канон философии, ее поэтику и технику, куда относятся разные отрасли «
научной философии» (гносеология, логика, феноменология, наукоучение).
Неточные совпадения
Лишь при исследовании «
научных» вопросов
философии, т. е. того, что лежит еще за пределами самого философствования, может казаться, что философствование автономно и независимо от всякой внефилософской окачествованности; в основе же всегда окажется метафизическая предпосылка, представляющая собой лишь выражение интуитивного мироощущения.
Истины религии, открывающиеся и укореняющиеся в детски верующем сознании непосредственным и в этом смысле чудесным путем, изживаются затем человеком и в его собственной человеческой стихии, в его имманентном самосознании, перерождая и оплодотворяя его [Гартман, среди новейших философов Германии обнаруживающий наибольшее понимание религиозно-философских вопросов, так определяет взаимоотношение между общей
философией и религиозной
философией: «Религиозная метафизика отличается от теоретической метафизики тем, что она извлекает выводы из постулатов религиозного сознания и развивает необходимые метафизические предпосылки религиозного сознания из отношения, заложенного в религиозной психологии, тогда как теоретическая метафизика идет путем
научной индукции.
В наш «
научный» век особое развитие и значение получила наука о религии, заметно вытесняющая даже религиозную
философию или же ее заменяющая.
В господствующем
научном (религиозно-историческом) направлении под флагом науки обычно везется религиозная контрабанда: свою собственную религию и религиозную
философию при своем некритическом догматизме представители науки bona fide [Добросовестно (лат.).] выдают за выводы «
научного» исследования.
Научный интерес к религии может быть проявлением религиозного творчества, подобно религиозной
философии.
Мы не ставим себе задачу проследить здесь судьбы отрицательного богословия в новой
философии, ибо для этого, в сущности, пришлось бы написать полную ее историю; кроме того, ясно, что метафизический, а тем более
научный рационализм, в ней господствовавший, менее всего ему благоприятствовал.
Неточные совпадения
Моя
философия не
научная, а профетическая и эсхатологическая по своей направленности.
Но, согласно созданному им самим различению между типами
философии профетической и
научной, он принадлежит к типу
философии научной.
У нигилистов было подозрительное отношение к высокой культуре, но был культ науки, т. е. естественных наук, от которых ждали решения всех вопросов. Сами нигилисты не сделали никаких
научных открытий. Они популяризировали естественно-научную
философию, т. е. в то время материалистическую
философию.
«
Научная»
философия есть в значительной степени предрассудок современного сознания, от которого не вполне свободен и сам Лосский.
Философия должна питаться и опытом
научным, и опытом мистическим.