Неточные совпадения
Мечта новой
философии — стать
научной или наукообразной.
Никто из официальных философов не сомневается серьезно в верности и законности этого стремления во что бы то ни стало превратить
философию в
научную дисциплину.
Современное сознание одержимо идеей «
научной»
философии, оно загипнотизировано навязчивой идеей «научности» [Очень характерна для
научных стремлений современной
философии статья Гуссерля «
Философия как строгая наука» в «Логосе» (1911 г.
И точные науки имели свой длительный период глубокомыслия; и подобно тому как они в период Ренессанса в борьбе поднялись от глубокомыслия к
научной ясности, так и
философия — я дерзаю надеяться — поднимется до этой последней в той борьбе, которая переживается нынче» (с. 54).
И метафизическая
философия по-своему хотела быть
научной и для своего времени казалась и условно была
научной.
Философия была прислужницей теологии — это можно понимать и так, что
философия делала теологию
научной, наукообразной.
Философия ни в каком смысле не есть наука и ни в каком смысле не должна быть
научной.
Почти непонятно, почему
философия возжелала походить на науку, стать
научной.
Казалось бы, так ясно, что
философия должна быть философской, исключительно философской, а не
научной, подобно тому как мораль должна быть моральной, религия — религиозной, искусство — художественным.
У философов преобладает стремление сделать
философию не столько наукой, сколько
научной.
Но
философия Риккерта ценна потому, что в ней борются два устремления философского познания — творческое и
научное.].
Но германское критическое сознание пришло не только к тому, что
философия должна быть
научной, — оно признало власть научности и над сферой религиозной, моральной, эстетической, общественной.
Астрономия, физика, геология или физиология нимало не заинтересованы в научности
философии, в
научном распорядке культуры.
И так как подлинный пафос
философии всегда был в героической войне творческого познания против всякой необходимости и всякого данного состояния бытия, так как задачей
философии всегда был трансцензус, переход за грани, то
философия никогда не была наукой и не могла быть
научной.
Нельзя отрицать относительное значение логических категорий, на которых покоится
научное познание, но придавать им высший и абсолютный онтологический смысл есть просто одна из ложных
философий, плененных мировой данностью, бытием в состоянии необходимости.
В истории
философии никогда не было и быть не может элементов
научного прогресса.
Но признание общеобязательной
философии как творческого искусства предполагает более высокую ступень общения между людьми и большее напряжение духа, чем признание общеобязательной
философии научной.
Подлежит ли интуиция
философии суду
научному?
От философа требуют оправдания его интуиции
научными, дискурсивными, принудительными критериями, лежащими вне
философии и вне творческой интуиции потому лишь, что оставляют его одиноким, отчужденным в его прозрениях.
Нельзя не видеть серьезного кризиса
научной, общеобязательной, объективированной
философии.
Никогда еще не было такого желания сделать
философию до конца
научной.
Ласк очень остроумно потребовал логики самой
философии, напомнив о том, что кроме логики
научного познания, которой почему-то только и занимались философы, должна быть логика самого философского познания и соответствующее учение о категориях [Книга Ласка «Die Logik der Philosophie und die Katego-rienlehre» — одна из самых интересных в современной философской литературе.
Философия может заниматься категориями
научного познания, но категории
научного познания не могут заниматься
философией.
А это значит, что
философия не требует и не допускает никакого
научного, логического обоснования и оправдания.
Прагматизм
научный силятся перенести в
философию и тем по-новому сделать
философию наукообразной.
Философия Бергсона — самое значительное явление в кризисе
научной, рационалистической
философии.
В сознании Бергсона
философия творчески рвется из тисков
научной необходимости и рационалистической скованности.
Его «L’évolution créatrice» блестяще критикует все
научные теории развития и обосновывает творчество, но строится наукообразно и в рабской зависимости от биологии [Замечательная книга Бергсона «L’évolution créatrice» [ «Творческая эволюция» (фр.).] вся проникнута двойственностью в понимании задач
философии.
В нем есть проблески гениального новатора в
философии, но он бессилен вполне освободиться от тяжести чисто аналитической мысли и чисто
научного материала.
К этому приходит и Бергсон и потому должен был бы окончательно порвать с
философией как наукой, окончательно признать, что на художественных прозрениях
философия ориентируется более, чем на
научных понятиях.
Философия превратилась в теорию
научного познания, в логику науки.
Будущее принадлежит не Когену — этой последней попытке абсолютизировать и математизировать
научное знание, а скорее Бергсону, глубокомысленно и революционно отвергшему математизм [Критика математизма — один из основных мотивов
философии Бергсона, который сам — разочарованный математик.
Если
философия не может быть
научной, то тем менее может быть
научной самая высшая ее сфера, наиболее далекая от науки, — теософия, богопознание.
Антропологическая
философия имеет дело не с фактом человека как объекта
научного познания (биологического, психологического или социологического), а с фактом человека как субъекта высшего самосознания, с фактом внеприродным и внемирным.
Робко и боязливо пробивается высшее самосознание человека в
философии и совсем замирает в
философии научной.
Но метафизический смысл земли раскрывается не астрономией и не геологией, а антропологической
философией,
философией мистической, а не
научной.
Ортодоксальное православное сознание так же не допускает творчества и боится его, как и ортодоксальное
научное сознание [В этом отношении очень характерна и интересна книга С. Н. Булгакова «
Философия хозяйства».
Итак, мы различаем: 1) внефилософское, религиозное мифотворчество; 2) догматику, представляющую внешнюю систематизацию догматов; 3) религиозную философию как философское творчество на религиозные темы; 4) «общую» философию, которая представляет собой искание «естественного», языческого ума, но, конечно, все же оплодотворенное какой-либо интуицией; 5) канон философии, ее поэтику и технику, куда относятся разные отрасли «
научной философии» (гносеология, логика, феноменология, наукоучение).