Неточные совпадения
Актом нашей умопостигаемой воли, в таинственной глубине
бытия, до времени, предмирно совершили мы избрание этого мира, поверили в него, определили себя к
бытию в данной действительности, связались с этим миром тысячами нитей.
Для данного мира действительности, мира видимого, объекта знания, волевой
акт свободного избрания, т. е.
акт веры, уже совершен, совершен в таинственной глубине
бытия; для мира же иного, мира невидимых вещей, мы вновь должны совершить
акт свободного волевого избрания, избрания того мира предметом своей любви, т. е.
акт веры.
Бытие ни в каком смысле не зависит от мышления и познания, оно предшествует самому первоначальному познавательному
акту, оно скрыто за самим этим познавательным
актом.
Знание есть
акт самосознания и самопознания универсального
бытия, к которому и мы приобщаемся, — функция универсального развития.
В
акте познания с самим
бытием, с самой реальной действительностью происходит нечто такое, в силу чего
бытие творчески совершенствуется, развивается, осуществляет ценность.
Знание есть путь от хаоса к космосу, от тьмы к свету, и не потому, что познающий субъект своим трансцендентальным сознанием оформливает
бытие и распространяет на него рациональный свет, а потому, что само
бытие просветляется и оформляется в
акте самопознания.
Да, знание есть ценность, в знании совершается творческий
акт, но ценность в самом
бытии, творчество в его развитии.
Но в Логосе субъект и объект тождественны; в мировой жизни Логоса
акт познания есть
акт самой жизни, знание есть
бытие (знание есть непременно
бытие, но
бытие не есть непременно знание, как думал Гегель).
Бытие трансцендентно субъекту, вне его самостоятельно существует, но в
акте познания
бытие становится имманентным субъекту, присутствует непосредственно в познающем субъекте.
Лосский признает только имманентность
бытия знанию, для него действительность непосредственно присутствует в
акте познания, но он нисколько не отрицает
бытия трансцендентного, само
бытие у него вне субъекта и до субъекта.
«Если истина есть не копия действительности, не символическое воспроизведение ее и не явление ее, сообразное с законами познавательной деятельности, а сама действительность в дифференцированной форме, то критерием истины может быть только наличность самой познаваемой действительности, наличность познаваемого
бытия в
акте знания.
Всякое знание абсолютного
бытия есть
акт самоотречения отпавшего индивидуального разума во имя Разума универсального, и благодать интуиции дается этим смирением, отказом от самоутверждения в состоянии, отпавшем от Логоса.
Бытие есть трагедия, в которой все
акты не следуют один за другим во времени, а идеально пребывают в абсолютной действительности.
Конец мировой трагедии так же предвечно дан, как и ее начало; само время и все, что в нем протекает, есть лишь один из
актов трагедии, болезнь
бытия в момент его странствования.
Зло есть отпадение от абсолютного
бытия, совершенное
актом свободы, и переход в сферу призрачного
бытия — небытия, которое ничего не отнимает от божественной полноты и ничем ее не ограничивает, так как в последнем и окончательном — ничтожно.
История человечества на земле есть трагедия
бытия в нескольких
актах; она имеет начало и конец, имеет неповторимые моменты внутреннего развивающегося действия; в ней каждое явление и действие имеет единственную ценность.