Неточные совпадения
Русская народная жизнь с ее мистическими сектами, и русская литература, и русская
мысль, и жуткая судьба русских писателей, и судьба русской интеллигенции, оторвавшейся от почвы и в
то же время столь характерно национальной, все, все дает нам право утверждать
тот тезис, что Россия — страна бесконечной свободы и духовных далей, страна странников, скитальцев и искателей, страна мятежная и жуткая в своей стихийности, в своем народном дионисизме, не желающем знать формы.
Мысль не работает над новыми явлениями и
темами, не проникает в конкретность мировой жизни, а упрощенно применяет свои старые схемы, свои сокращенные категории, социологические, моральные или религиозные.
Одни считают у нас достаточным
тот минимум
мысли, который заключается в социал-демократических брошюрах, другие —
тот, который можно найти в писаниях святых отцов.
Самоценность
мысли отрицалась, свобода идейного творчества бралась под подозрение
то с точки зрения социально-революционной,
то с точки зрения религиозно-охранительной.
Русские все еще не поднялись до
того сознания, что в живой, творческой
мысли есть свет, преображающий стихию, пронизывающий
тьму.
Не только в творческой русской
мысли, которая в небольшом кругу переживает период подъема, но и в
мысли западноевропейской произошел радикальный сдвиг, и «передовым» в
мысли и сознании является совсем уже не
то, во что продолжают верить у нас слишком многие, ленивые и инертные
мыслью.
Необходима творческая работа
мысли, которая произведет расчленение, прольет свет на русскую
тьму.
В таком направлении русской
мысли была
та правда, что для русского сознания основная
тема —
тема о Востоке и Западе, о
том, является ли западная культура единственной и универсальной и не может ли быть другого и более высокого типа культуры?
Но случилось так, что к этому ответственному моменту нашей истории уровень нашей национальной
мысли понизился,
темы вечных размышлений нашей интеллигенции измельчали.
Наша национальная
мысль должна творчески работать под новой славянской идеей, ибо пробил
тот час всемирной истории, когда славянская раса должна выступить со своим словом на арену всемирной истории.
Все рождается из
тьмы, из хаоса бесформенных переживаний через акт воли, через акт
мысли.
Но он не потерпит хаоса,
тьмы и иррациональности после совершенного его волей и
мыслью акта.
Слова были реально содержательны для
тех, у кого были свой опыт и своя
мысль, своя духовная жизнь.
Тот хаос, в который сейчас ввергнут мир и за ним
мысль, должен был бы привести к пониманию неразрывной связи истины с существованием Логоса, Смысла.
Как бы мы ни
мыслили о человеке, мы поставлены перед
тем, что человек и познает свет Истины, и ввергается во
тьму ошибок и заблуждений.
Если вы на мгновение представите себе самодостаточность мира, например, самодостаточность движущейся материи, как первоосновы,
то вы поражаетесь непонятностью, бессмысленностью,
тьмой, нереализуемостью в
мысли такого мира.
Она очень мало нужна
тем, которые
мыслью не дорожат.
Наибольшую трудность для общения
мысли создает
то, что марксизм не хочет видеть за классом человека, он хочет увидать за каждой
мыслью и оценкой человека класс с его классовыми интересами.
Марксистская философия должна быть определена, как философия praxis, акта, действия, но она дорожит реальностью
того материального мира, над которым работает субъект, человек, она восстает против идеализма, где лишь в
мысли происходит победа над необходимостью и властью материального мира.
Но главное в
том, что они никогда не пробовали объяснить, каким образом материальное бытие может переходить в сознание, в
мысль.
Звезды, глядящие с неба уже тысячи лет, само непонятное небо и мгла, равнодушные к короткой жизни человека, когда остаешься с ними с глазу на глаз и стараешься постигнуть их смысл, гнетут душу своим молчанием; приходит на
мысль то одиночество, которое ждет каждого из нас в могиле, и сущность жизни представляется отчаянной, ужасной…
Неточные совпадения
Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из
тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь
мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты,
тем более он выиграет. Одет по моде.
Григорий шел задумчиво // Сперва большой дорогою // (Старинная: с высокими // Курчавыми березами, // Прямая, как стрела). // Ему
то было весело, //
То грустно. Возбужденная // Вахлацкою пирушкою, // В нем сильно
мысль работала // И в песне излилась:
Стародум(читает). «…Я теперь только узнал… ведет в Москву свою команду… Он с вами должен встретиться… Сердечно буду рад, если он увидится с вами… Возьмите труд узнать образ
мыслей его». (В сторону.) Конечно. Без
того ее не выдам… «Вы найдете… Ваш истинный друг…» Хорошо. Это письмо до тебя принадлежит. Я сказывал тебе, что молодой человек, похвальных свойств, представлен… Слова мои тебя смущают, друг мой сердечный. Я это и давеча приметил и теперь вижу. Доверенность твоя ко мне…
Стародум. Благодарение Богу, что человечество найти защиту может! Поверь мне, друг мой, где государь
мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в
том одном, что законно… и что угнетать рабством себе подобных беззаконно.
В одной письме развивает
мысль, что градоначальники вообще имеют право на безусловное блаженство в загробной жизни, по
тому одному, что они градоначальники; в другом утверждает, что градоначальники обязаны обращать на свое поведение особенное внимание, так как в загробной жизни они против всякого другого подвергаются истязаниям вдвое и втрое.