Неточные совпадения
Человек по отношению к мировому процессу является не праздным зрителем, повторяющим в пределах своего духа образно то, что совершается в космосе без его содействия; он является деятельным сотворцом мирового процесса; и познание является самым совершенным членом в организме
вселенной» (с. 9–10).
Это — путь повышения в ранге самого
человека, путь абсолютизации
человека, признания его верховным центром
вселенной, образом и подобием Абсолютного Бытия, малым космосом, включающим в себя все.
В подлинных философских интуициях и прозрениях
человек соединяется со
вселенной, антропологизм — с космизмом.
В малом космосе-человеке — большой космос-вселенная.
Человек как замкнутое индивидуальное существо не имел бы путей к познанию
вселенной.
Человек — малая
вселенная, микрокосм — вот основная истина познания
человека и основная истина, предполагаемая самой возможностью познания.
Вселенная может входить в
человека, им ассимилироваться, им познаваться и постигаться потому только, что в
человеке есть весь состав
вселенной, все ее силы и качества, что
человек — не дробная часть
вселенной, а цельная малая
вселенная.
Человек познавательно проникает в смысл
вселенной как в большого
человека, как в макроантропос.
Вселенная входит в
человека, поддается его творческому усилию как малой
вселенной, как микрокосму [В гениальных по своим прозрениям фрагментах Новалиса можно найти яркое выражение учения о
человеке как микрокосме и
вселенной как макроантропосе.
Человек не дробная часть
вселенной, не осколок ее, а целая малая
вселенная, включающая в себя все качества
вселенной большой, отпечатлевающаяся на ней и на себе ее отпечатлевающая.
Оккультные и мистические учения всегда учили о многосоставности, сложности
человека, включающего в себе все планы космоса, изживающего в себе всю
вселенную.
Та философия, которая видит в
человеке лишь частное явление природного мира, всего менее видит в
человеке космос, малую
вселенную.
«
Человек есть центр, экстракт, идеал, фокус всей
вселенной.
Но значение Штейнера в том, что он выявляет мистические учения о
человеке как микрокосме, как центре
вселенной, обладающем творческим призванием во
вселенной, и ставит проблему антропософическую.
Динамическим, творческим центром
вселенной сотворен
человек, но в исполнении своей свободы он последовал за падшим Ангелом, пожелавшим стать центром мира, и потерял свое царственное место, обессилил свое творчество и впал в состояние звериное.
Замкнутое небо мира средневекового и мира античного разомкнулось, и открылась бесконечность миров, в которой потерялся
человек с его притязаниями быть центром
вселенной.
Как исключительно природное существо,
человек — не центр
вселенной и не царь
вселенной, он один из многих и принужден бороться за свое положение с бесконечно многими существами и силами, тоже претендующими на возвышение.
Но крушение натуралистического антропоцентризма, наивно прикреплявшего значение
человека к природному миру, не есть еще гибель высшего самосознания
человека как микрокосма, как центра и царя
вселенной.
Само это ограниченное состояние природного мира, столь экономически описываемое Коперником, Лайеллем и Дарвином, порождено падением
человека, перемещением иерархического центра
вселенной.
Явление Христа — Абсолютного
Человека на земле и в человечестве навеки и абсолютно утвердило за
человеком и землей абсолютное и центральное во
вселенной значение.
Иная, новая гносеология целиком покоится на идее
человека как микрокосма и центра
вселенной.
Человек ответствен за материализованность мира, за царящую в нем необходимость и принудительность, потому что
человек — призванный царь
вселенной, от него мертвеет и оживает мир.
Но в строгом смысле, который выявляется лишь в наше время, индивидуализм противоположен универсализму, он есть отъединение индивидуальности
человека от
вселенной, ее самообоготворение.
Во
вселенной человек свободен, в секте он раб.
Мистический опыт раскрывает внутри
человека космос, всю огромную
вселенную.
«Единая реальность во
вселенной: все, что существует, не более как проявление этой Реальности; «Я»
человека по существу тождественно с этой Реальностью» (с. 92).].
Человек — не только малая
вселенная, но и малый Бог.
Человек несет в себе двойной образ и подобие — образ и подобие
вселенной и образ и подобие Божье.
И окончательное откровение
человека есть окончательное откровение
вселенной и откровение Бога.
Неточные совпадения
Выскакивая на середину комнаты, раскачиваясь, точно пьяный, он описывал в воздухе руками круги и эллипсы и говорил об обезьяне, доисторическом
человеке, о механизме
Вселенной так уверенно, как будто он сам создал
Вселенную, посеял в ней Млечный Путь, разместил созвездия, зажег солнца и привел в движение планеты.
—
Люди почувствуют себя братьями только тогда, когда поймут трагизм своего бытия в космосе, почувствуют ужас одиночества своего во
вселенной, соприкоснутся прутьям железной клетки неразрешимых тайн жизни, жизни, из которой один есть выход — в смерть.
Клим выслушивал эти ужасы довольно спокойно, лишь изредка неприятный холодок пробегал по коже его спины. То, как говорили, интересовало его больше, чем то, о чем говорили. Он видел, что большеголовый, недоконченный писатель говорит о механизме
Вселенной с восторгом, но и
человек, нарядившийся мужиком, изображает ужас одиночества земли во
Вселенной тоже с наслаждением.
— Все — программы, спор о программах, а надобно искать пути к последней свободе. Надо спасать себя от разрушающих влияний бытия, погружаться в глубину космического разума, устроителя
вселенной. Бог или дьявол — этот разум, я — не решаю; но я чувствую, что он — не число, не вес и мера, нет, нет! Я знаю, что только в макрокосме
человек обретет действительную ценность своего «я», а не в микрокосме, не среди вещей, явлений, условий, которые он сам создал и создает…
И если вспомнить, что все это совершается на маленькой планете, затерянной в безграничии
вселенной, среди тысяч грандиозных созвездий, среди миллионов планет, в сравнении с которыми земля, быть может, единственная пылинка, где родился и живет
человек, существо, которому отведено только пять-шесть десятков лет жизни…