Неточные совпадения
Философы верят в
познание лишь потому, что существует факт
науки: по аналогии с
наукой готовы верить они и в философское
познание.
Для Росмини, принимающего наследие схоластики,
познание Бога есть
наука разума.
Если признать философию специальной
наукой в ряду других
наук (напр.,
наукой о принципах
познания или о принципах сущего), то этим окончательно упраздняется философия как самобытная сфера духовной жизни.
Наука есть
познание необходимости через приспособление к мировой данности и
познание из необходимости.
Еще можно определить
науку как сокращенное, экономическое описание данной мировой необходимости в целях ориентировки и реакции самосохранения [В широком смысле прагматическая теория
познания есть единственно возможная и единственно верная теория научного
познания.
Правда, в
науке всегда жили и боролись две души, и одна из них жаждала
познания мировой тайны.
Наука не знает последних тайн, потому что
наука — безопасное
познание.
И так как подлинный пафос философии всегда был в героической войне творческого
познания против всякой необходимости и всякого данного состояния бытия, так как задачей философии всегда был трансцензус, переход за грани, то философия никогда не была
наукой и не могла быть научной.
Философия хранит
познание истины как мужскую солнечную активность в отношении к познаваемому [Р. Штейнер в одной из первых своих работ, «Истина и
наука», написанной без всякой теософической терминологии, удачно выражает творческую природу
познания истины: «Истина не представляет, как это обыкновенно принимают, идеального отражения чего-то реального, но есть свободное порождение человеческого духа, порождение, которого вообще не существовало бы нигде, если бы мы его сами не производили.
Философия не менее жизненна, чем
наука, но это жизненность творчества
познания, переходящего пределы данного, а не жизненность приспособления
познания к данному для самосохранения в нем.
Это искание безопасного убежища в принудительности дискурсивного мышления, в необходимой твердости
науки обозначает иссякание творческого дерзновения в
познании.
И всегда будет так, если философию рассматривать как необходимую
науку, а не как свободное искусство
познания.
Познание ценностей, т. е. того, что находится за пределами мировой данности, навязанной действительности, есть дело философии как творческого искусства, а не как
науки, и потому не требует логики
познания ценностей.
Но прагматизм силен в
науке и в теории научного
познания и давно признавался самими учеными.
Философия превратилась в теорию научного
познания, в логику
науки.
Философия и есть внутреннее
познание мира через человека, в то время как
наука есть внешнее
познание мира вне человека.
Но критическая гносеология ориентируется исключительно на
науке, т. е. на
познании как приспособлении к мировой данности, как послушании необходимому.
Познание для критической гносеологии не есть одна из форм творчества,
познание есть заковывание бытия, противостоящее всякому творчеству и противящееся ему,
познание (
наука) есть подмена бытия.
Философия и
наука есть неудача в творческом
познании истины; искусство и литература — неудача в творчестве красоты; семья и половая жизнь — неудача в творчестве любви; мораль и право — неудача в творчестве человеческих отношений; хозяйство и техника — неудача в творческой власти человека над природой.
Неточные совпадения
— Кошкарев продолжал: — «…в словесных
науках, как видно, не далеко… ибо выразились о душах умершие, тогда как всякому, изучавшему курс
познаний человеческих, известно заподлинно, что душа бессмертна.
В
науки он вперит ум, алчущий
познаний;
— Это, очевидно, местный покровитель искусств и
наук. Там какой-то рыжий человек читал нечто вроде лекции «Об инстинктах
познания», кажется? Нет, «О третьем инстинкте», но это именно инстинкт
познания. Я — невежда в философии, но — мне понравилось: он доказывал, что
познание такая же сила, как любовь и голод. Я никогда не слышала этого… в такой форме.
«Вот — университет, — думал он, взвешивая свои впечатления. —
Познание России — вот главнейшая, живая
наука».
Оценка есть путь
познания так называемых
наук о духе, но эта оценка отражается на дух, а не на сферу объективации, которая существует не только в явлениях природы, но и в явлениях психических и социальных.