Неточные совпадения
В познании
духа, которое и есть философия, должно быть внутреннее родство познающего со своим предметом, должно быть признание реальности
духа, должен быть
творческий духовный опыт.
Внутренний
творческий акт есть горение
духа.
Этика в глубоком смысле слова должна быть учением о пробуждении человеческого
духа, а не сознания,
творческой духовной силы, а не закона и нормы.
Для этики должно быть важнее всего, каков человек, какого он
духа, есть ли в нем внутренний свет, есть ли в нем благостная и
творческая энергия.
И в основу должно быть положено понятие
творческой свободы как источника жизни и
духа как света, освещающего жизнь.
Добрые дела есть ведь также охлаждение
творческого огня любви в человеческом сердце, как философская книга есть охлаждение
творческого огня познания в человеческом
духе.
Творческая личность ведет борьбу за первородность, изначальность, чистоту нравственной совести и нравственной мысли при постоянном сопротивлении охлажденной коллективной нравственной совести и мысли,
духа времени, общественного мнения и пр.
Что при этом
творческая личность может чувствовать себя не уединенной, не самоутверждающейся, пребывающей в
духе соборности, это уже вопрос другого порядка.
Похоть жизни во всех сферах побеждает
творческое горение
духа.
Это видно в судьбе
творческих гениев и
творческом движении
духа в истории, в историческом развитии, в судьбе пророчества и святости в мире, в судьбе всех озарений, всех интуиций, всех первородных идей.
По
творческому горению
духа нельзя сравнивать христианства развитого и развернувшегося с первохристианством, нельзя сравнивать тех, которые основали жизнь на пророчествах, с самими пророками.
И вот
творческий и свободный
дух человека восстает против этого рабства смерти, рабства фатальному будущему.
Его можно лишь созерцать
творческой направленностью
духа вверх.
Нужно с детства нравственно воспитывать человека в
духе, противоположном инстинктам тиранства, в котором истощается и истребляется
творческая энергия.
В ней важно, какого
духа человек, из какого источника черпает он
творческую энергию жизни.
Лжи, которой полна социальная обыденность и которой она требует как добра, нужно противопоставлять не высокие цели, остающиеся отвлеченными (часто и сама социальная обыденность любит прикрываться высокими целями), а высокий
дух,
творческую духовную силу.
Высокий же
дух и
творческая духовная сила должны черпаться из первоисточника жизни, из благодатного источника.
Это можно преодолеть только
духом, новым
духом, благодатной
творческой силой, просветляющей и возрождающей.
Вот как можно формулировать принцип
творческой этики о соотношении свободной совести и социальности: совесть твоя никогда не должна определяться социальностью, социальными группировками, мнением общества, она должна определяться из глубины
духа, т. е. быть свободной, быть стоянием перед Богом, но ты должен быть социальным существом, т. е. из духовной свободы определить свое отношение к обществу и к вопросам социальным.
Человек по самому замыслу о нем призван к труду, к
творческой переработке человеческим
духом природных стихий.
Этика творчества должна признать успехи техники положительной ценностью и благом, обнаружением
творческого призвания человека в мире и свободы его
духа.
Смерть нужно свободно и просветленно принять, не бунтовать против ее бессмысленности, но свободное и просветленное принятие смерти есть
творческая активность
духа.
Его редко переживает
дух пассивный, его особенно остро и напряженно переживает
дух активный, ибо активный
дух склонен связать свою вечную судьбу, а следовательно, и суд и возможность ада с собственными
творческими усилиями.
Но вечность совсем не есть остановка движения, прекращение
творческой жизни, вечность есть
творческая жизнь иного порядка, есть движение не в пространстве и времени, а движение внутреннее, символизирующееся в движении по кругу, а не по прямой линии, т. е. внутренняя мистерия жизни, мистерия
духа, в которую вобрана и вся трагедия мировой жизни.
За нами плыла барка старика Лупана. Это был опытный сплавщик, который плавал не хуже Савоськи. Интересно было наблюдать, как проходили наши три барки в опасных боевых местах, причем недостатки и достоинства всех сплавщиков выступали с очевидной ясностью даже для непосвященного человека: Пашка брал смелостью, и бурлаки только покачивали головами, когда он «щукой» проходил под самыми камнями; Лупан работал осторожно и не жалел бурлаков: в нем недоставало того
творческого духа, каким отличался Савоська.
Неточные совпадения
— «Русская интеллигенция не любит богатства». Ух ты! Слыхал? А может, не любит, как лиса виноград? «Она не ценит, прежде всего, богатства духовного, культуры, той идеальной силы и
творческой деятельности человеческого
духа, которая влечет его к овладению миром и очеловечению человека, к обогащению своей жизни ценностями науки, искусства, религии…» Ага, религия? — «и морали». — Ну, конечно, и морали. Для укрощения строптивых. Ах, черти…
Красота, про которую я говорю, не материя: она не палит только зноем страстных желаний: она прежде всего будит в человеке человека, шевелит мысль, поднимает
дух, оплодотворяет
творческую силу гения, если сама стоит на высоте своего достоинства, не тратит лучи свои на мелочь, не грязнит чистоту…
От этого сознания
творческой работы внутри себя и теперь пропадала у него из памяти страстная, язвительная Вера, а если приходила, то затем только, чтоб он с мольбой звал ее туда же, на эту работу тайного
духа, показать ей священный огонь внутри себя и пробудить его в ней, и умолять беречь, лелеять, питать его в себе самой.
В
творческой мысли
дух овладевает душевно-телесной стихией.
Но
творческий акт человеческого
духа есть устремление к бесконечности, к трансцендентному, которое парадоксально должно быть признано имманентным.