Неточные совпадения
Русский коммунизм трудно понять вследствие двойного его характера. С одной стороны он есть явление мировое и интернациональное, с другой стороны — явление
русское и национальное. Особенно важно для западных людей понять национальные корни
русского коммунизма, его детерминированность
русской историей. Знание
марксизма этому не поможет.
Тоталитарно и догматически были восприняты и пережиты
русской интеллигенцией сен-симонизм, фурьеризм, гегелианство, материализм,
марксизм —
марксизм в особенности.
К этому сознанию придут и
русские коммунисты, вопреки своему западному
марксизму.
Воинствующий коммунизм Бакунина идет дальше воинствующего атеизма
русских коммунистов, которые все-таки не закрыли всех церквей и на которых чувствуется интеллектуалистическое влияния
марксизма.
В 1875 г. он пишет «Открытое письмо к Энгельсу», в котором говорит об особых путях России и об особом характере грядущей
русской революции, к которой нельзя просто применять принципов
марксизма.
При этом нельзя сказать, что Ткачев противополагает перенесению на
русскую почву
марксизма принципы народничества.
Он первый противоположил тому
русскому применению
марксизма, которое считает нужным в России развитие капитализма, буржуазную революцию, конституцию и пр., точку зрения очень близкую
русскому большевизму.
С этим связана была особенная проблема в истории
русской социалистической мысли — может ли Россия миновать капиталистическое развитие, господство буржуазии, может ли революция быть социалистической, можно ли применять к России теорию
марксизма, не считаясь с особенностями
русского пути.
Убийство Александра II по постановлению партии «Народная воля» было концом и срывом
русских революционных движений до возникновения
марксизма.
Первоначально
марксизм на
русской почве был крайней формой
русского западничества.
И нужно понять сущность
марксизма и его двойственность, чтобы ориентироваться в дальнейших
русских течениях.
Русские восприняли сначала
марксизм по преимуществу со стороны объективно-научной.
И наиболее революционно настроенные
русские марксисты должны были иначе истолковать
марксизм и построить другие теории
русской революции, выработать иную тактику.
Произошло незаметное соединение традиций революционного
марксизма с традициями старой
русской революционности, не желавшей допустить капиталистической стадии в развитии России, с Чернышевским, Бакуниным, Нечаевым, Ткачевым.
Не революционному народничеству, а именно ортодоксальному, тоталитарному
марксизму удалось совершить революцию, в которой Россия перескочила через стадию капиталистического развития, которое представлялось столь неизбежной первым
русским марксистам.
Марксизм был крушением
русской интеллигенции, был сознанием ее слабости.
Если одна часть
русских марксистов более всего дорожила целостным, тоталитарным характером своего революционного миросозерцания, охраняла свою ортодоксию и отличалась крайней нетерпимостью, если
марксизм и социализм были для них религией, то в другой части произошла дифференциация разных культурных областей, была нарушена революционная целостность и произошло освобождение подавленной жизни духа и духовного творчества.
Были признаны права религии, философии, искусства, независимо от социального утилитаризма реальной жизни, т. е. права духа, которые отрицались
русским нигилизмом, революционным народничеством и анархизмом и революционным
марксизмом.
Он всегда говорил, что
русская революция будет не такой, какой представляли ее себе доктринеры
марксизма.
Он обвинял меньшевиков в педантическом следовании
марксизму и отвлеченном перенесении его принципов на
русскую почву.
Русская революция совершалась под символикой марксизма-ленинизма, а не народнического социализма, который имел за собой старые традиции.
Марксизм, столь не
русского происхождения и не
русского характера, приобретает
русский стиль, стиль восточный, почти приближающийся к славянофильству.
Русский преображенный
марксизм провозглашает господство политики над экономикой, силу власти изменять как угодно хозяйственную жизнь страны.
Характер
русской революции был таков, она произошла в столь своеобразных условиях, что идеологически ей мог соответствовать лишь очень трансформированный
марксизм и именно в сторону противоположную детерминизму.
В
русском марксизме-ленинизме этот процесс дегуманизации пошел еще дальше, и он обусловлен всей обстановкой возникновения
русского коммунизма.