Неточные совпадения
Действительность в объекте зависит от
познания субъекта,
познание же зависит от
действительности в самом субъекте, от характера его существования.
Познаваемая
действительность меняется от экзистенциального качества человека и от отношений человека к человеку, то есть
познание носит социальный характер.
Есть
познание, которое не есть
познание объектов через понятия на основе универсальных начал, которое есть проникновение в существование, в конкретную
действительность, которое есть соучастие в бытии, просветление жизни.
В
познании объективация вырабатывает понятия и рационализирует
действительность, не зная индивидуального, в общении людей вырабатывает форму государства, права, семьи, несоизмеримые с внутренним существованием, с тайной личности, в моральной жизни вырабатывает нормы, бессильные просветлить и реально изменить жизнь людей, в жизни религиозной догматы, каноны и институты, прикрывающие реальное отношение к Богу и к ближнему, и т. д. и т. д.
Неточные совпадения
Мысли этого порядка развивались с приятной легкостью, как бы самосильно. Память услужливо подсказывала десятки афоризмов: «Истинная свобода — это свобода отбора впечатлений». «В мире, где все непрерывно изменяется, стремление к выводам — глупо». «Многие стремятся к
познанию истины, но — кто достиг ее, не искажая
действительности?»
В конце XIX и начале XX века считали огромным достижением в
познании человека, в понимании писателей и разгадки написанных ими книг, когда открыли, что человек может скрывать себя в своей мысли и писать обратное тому, что он в
действительности есть.
Но при таком понимании природы
познания знание оказывалось дублированием
действительности, ненужным каким-то ее повторением.
Различие между общим и индивидуальным лежит в самой
действительности, в самом бытии, а не в субъекте, не в механизме
познания — вот ценный вывод Лосского.
Этим нисколько, конечно, не отрицается, что в самой
действительности, в бытии мышление,
познание играет большую роль, возможно даже, что основа бытия есть Разум, Логос.