1. Русская классика
  2. Толстой Л. Н.
  3. Путь жизни
  4. III. НА ЧЕМ ДЕРЖАТСЯ СУЕВЕРИЯ — Глава 27. ПРАВДИВОСТЬ

Путь жизни

1910

III

НА ЧЕМ ДЕРЖАТСЯ СУЕВЕРИЯ


1

Чем большим уважением окружены предметы, обычаи, законы, тем внимательнее надо исследовать их право на уважение.


2

Есть много старинных истин, которые кажутся нам вероятными только потому, что мы никогда серьезно не думали о них.

Род.


3

Разум есть величайшая святыня в мире, а потому и величайший грех злоупотреблять разумом, употреблять его на то, чтобы скрывать или извращать истину.


4

Высшая степень неправды и насилия — это установление одними людьми такого закона, который не подлежит обсуждению других и должен быть принят на веру.

Для чего это может быть, нужно людям?


5

Основа всякой власти — насилие, основа христианства — любовь. Государство — это принуждение, христианство — убеждение.

Кунингам Гейкей.


6

Христос не основывал никакой церкви, не устанавливал никакого государства, не дал никаких законов, никакого правительства, ни внешнего авторитета, но он старался написать закон бога в сердцах людей с тем, чтобы сделать их самоуправляющимися.

Герберт Ньютон.


7

Просматривая историю человечества, мы то и дело замечаем, что самые явные нелепости сходили для людей за несомненные истины, что целые нации делались жертвами диких суеверий и унижались перед подобными себе смертными, нередко перед идиотами или сластолюбцами, которых их воображение превращало в представителей божества; видим, что целые народы изнывали в рабстве, страдали и умирали с голоду ради того, чтобы люди, жившие их трудами, могли вести праздную и роскошную жизнь. И причиной таких нелепостей и страданий людских всегда было одно: принятие на веру того, что даже малым детям не могло не представляться неразумным.

По Генри Джорджу.


8

Наш век — истинный век критики. Всё принятое на веру проверяется критикой.

Религия и законодательство обыкновенно думают ускользнуть от критики. Первая — с помощью своей святости, второе — с помощью своего величия.

Но в таком случае они возбуждают против себя справедливое подозрение и не могут рассчитывать на непритворное уважение, потому что разум относится с уважением только к тому, что в состоянии выдержать его свободное и всенародное испытание.

Кант.


9

Не надо бояться тех разрушений, которые совершает разум в установленных людьми преданиях. Разум не может ничего уничтожать, не заменяя его истиной. Таково его свойство.

Оглавление

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я