1. Русская классика
  2. Толстой Л. Н.
  3. Путь жизни
  4. IV. БОГА НЕЛЬЗЯ ПОЗНАТЬ РАЗУМОМ — Глава 4. БОГ

Путь жизни

1910

IV

БОГА НЕЛЬЗЯ ПОЗНАТЬ РАЗУМОМ


1

Чувствовать бога в себе можно и нетрудно. Познать же бога, что он такое, — невозможно и ненужно.


2

Нельзя разумом понять, что есть бог и что есть душа в человеке; и также нельзя понять того, что нет бога и что нет души в человеке.

Паскаль.


3

Для чего я отделен от всего остального и зачем знаю, что есть всё то, от чего я отделен, и почему не могу понимать, что такое это всё? Зачем мое «я» не переставая изменяется? Я не могу понять ничего этого. Но не могу не думать, что во всем этом есть смысл, — не могу не думать, что есть такое существо, для которого всё это понятно, которое знает, зачем всё это.


4

Чувствовать бога может всякий, но познать его не может никто. И потому не старайся познавать его, а старайся, исполняя его волю, всё живее и живее чувствовать его в самом себе.


5

Бог, которого мы познали, уже не бог: познанный бог уже становится таким же конечным, как мы сами. Бога нельзя знать. Он всегда непознаваемый.

По Вивекананде.


6

Если глаза твои слепнут от солнца, то ты не говоришь, что нет солнца. Не скажешь ты и того, что нет бога оттого, что твой разум путается и теряется, когда ты хочешь понять начало и причину всего.

По Ангелусу Силезиусу.


7

«Зачем ты спрашиваешь об имени моем? — говорит бог Моисею. — Если позади того, что движется, ты можешь видеть то, что всегда было, есть и будет, то ты знаешь меня. Мое имя такое же, как моя сущность. Я — сущий. Я то, что есть.

Кто желает знать мое имя, тот не знает меня».

Сковорода.


8

Разум, который можно уразуметь, не есть вечный разум; существо, которое можно назвать, не есть высшее существо.

Лао-Тсе.


9

Бог для меня это — то, к чему я стремлюсь, то, в стремлении к чему и состоит моя жизнь, и который поэтому и есть для меня, но есть непременно такой, что я его понять, назвать не могу. Если бы я его понял, я бы дошел до него, и стремиться бы некуда было, и жизни бы не было. Но я его понять и назвать не могу, а вместе с тем знаю его, — знаю направление к нему, и даже изо всех моих знаний это самое достоверное.

Странно, что я не знаю его, а вместе с тем мне всегда страшно, когда я без него, а только тогда нестрашно, когда я с ним. Еще страннее то, что знать его больше и лучше, чем я его знаю теперь, в моей теперешней жизни, мне и не нужно. Приблизиться мне к нему можно и хочется, и в этом моя жизнь, но приближение нисколько не увеличивает и не может увеличить моего знания. Всякая попытка воображения о том, что я познаю его (например, что он творец или милосерд, или что-нибудь подобное), удаляет меня от него и прекращает мое приближение к нему. Даже местоимение «он», относимое к богу, уже несколько нарушает для меня всё значение его. Слово «он» как-то умаляет его.


10

Всё, что можно сказать о боге, не похоже на него. Словами нельзя выразить бога.

Ангелус Силезиус.

Оглавление

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я