Единственная существенная характерная черта нового
философского мышления, которая не была бы ещё непосредственно указана словом положительное, состоит в его необходимой тенденции заменять всюду абсолютное относительным.
В ходе развития
философского мышления выделение структуры философии менялось.
Древние греки объективировали основные философские категории, основные типы
философского мышления.
Особенности
философского мышления предусматривают выделение самого важного, существенного из многообразия окружающих нас явлений.
Но наряду с этим дифференцированным подходом нужен и обобщающе-мудрый взор, проникнутый
философским мышлением.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: антенночка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Но в противоположность установившимся в новое время приёмам и задачам
философского мышления, он отталкивается от отвлечённых построений и от исчерпывающей, по схемам, полноты проблем.
Философия в значительной мере тоже стремится к обоснованности выдвигаемых тезисов, концепций, однако в силу широты философского знания и специфики
философского мышления нередко ограничивается лишь обеспечением логической непротиворечивости собственных выводов и утверждений.
Духовное производство не равно производству материальному – продукту телесного здоровья индивидов, поскольку воспроизводство человеческой жизни, базирующееся на передаче материи, есть гентильное воспроизводство подобного вида человека, а новые формы
философского мышления возникают путём восприятия, переработки и воссоздания индивидом достижений различных научных дисциплин.
Первый вопрос, который можно поставить в этой связи: на что он опирался, что было исходным основанием такого интегрирующего синтетического способа
философского мышления?
Итак, в мериле истины заключается понятие добросовестности: настоящее
философское мышление должно быть добросовестным исканием достоверной истины до конца.
Разрешение их лежит в области
философского мышления.
Для того, чтобы осмыслить особенности функционирования одной из «вечных» философских проблем, а именно проблемы человека в современном
философском мышлении, необходимо разделить несколько смысловых пластов этой темы.
Полное изменение, которое претерпел у нас за последние лет двадцать пять характер
философского мышления, более высокая точка зрения относительно себя, которой в этот период времени достигло самосознание духа, до сих пор ещё оказали мало влияния на облик логики.
Итак, первая основа
философского мышления, или первый критерий философской истины, есть её безусловная принципиальность: теоретическая философия должна иметь свою исходную точку в себе самой, процесс мышления в ней должен начинаться с самого начала.
Уже у истоков
философского мышления (досократики, Упанишады) мы находим искусство построения символа в тех случаях, когда понятие сталкивается с трансцендентным.
Данный тезис воплощает чрезвычайно глубокое
философское мышление и обладает богатым практическим содержанием.
Строго говоря, «Книга перемен» – это ещё не философское произведение, а своеобразная литературно-поэтическая лаборатория, в которой осуществляется переход от дофилософских и в какой то степени мифологических представлений к собственно
философскому мышлению, а коллективистское родовое сознание перерастает в личностные философские взгляды совершенно мудрых людей.
Религиозность, раскрытие христианских истин полагают заслугой русского
философского мышления.
Какие исторические типы
философского мышления можно выделить в зависимости от различных оснований?
Вы становитесь совершеннолетними не по возрасту и паспорту, а по тому, куда вы вошли – вы себя вводите в совершеннолетие или, если соотнести с философией:
философское мышление требует от человека совершеннолетнего самостояния и само есть форма совершеннолетней мысли.
Родоначальники
философского мышления появились в древнейших человеческих цивилизациях – Египте, Шумерах, Вавилоне, свидетельством чему являются многочисленные исторические памятники, к сожалению, только косвенные.
На этой стадии рождающееся
философское мышление открыто признаёт свои истоки: у греков не было иного материала, кроме старых мифов, собственной наблюдательности и здравого смысла.
Главная теософская доктрина, а именно доктрина эзотерической традиции, или скрытого знания, сохраняемого институтами посвящённых и передаваемого от учителя к ученику, была чрезвычайно популярна в художественных и интеллектуальных кругах, и оказала влияние как на художественное, так и на
философское мышление времени.
Этот смысл напоминает постоянную тенденцию истинного
философского мышления добиваться всюду степени точности, совместимой с природой явлений и соответствующей нашим истинным потребностям; между тем как старый философский метод неизбежно приводит к сбивчивым мнениям, признавая необходимую дисциплину только в силу постоянного давления, производимого на него сверхъестественным авторитетом.
Это и приводит
философское мышление, принципиально стремящееся быть чисто теоретическим, к своеобразному бесплодию, в котором оно, безусловно, в настоящее время находится.
Привычка применять к социологическим предметам формы
философского мышления настолько укоренилась, что в этом предварительном определении часто усматривают нечто вроде философии социального факта.
Во-первых, то, что подлинно
философское мышление всегда столь же открыто миру и непосредственно по своему «тонусу», как и мышление детей.
Квалификация пушкиниста, если на то пошло, должна включать в себя не только непременное умение «по-французски изъясняться и писать», но, прежде всего, должна предполагать владение определённым уровнем
философского мышления.
Тогда как наш подход к философии, основанный на разделении понятий по типам выводит
философское мышление из тупика.
Указанная специфика предметности
философского мышления определяет и особый культурно-экзистенциальный статус работы философа, который также принципиально отличает его от представителя «частных» наук, который «автоматически» входит в ту исследовательскую парадигму своей науки, которая сложилась в соответствии с условиями времени и места, и в принципе не несёт моральной ответственности за её недостатки и ограниченность.
Таким образом, оспаривание слов, что любой человек религиозен, согласен он с этим или нет, выглядит откровенной глупостью, потому что в этот момент зарождались зачатки
философского мышления, которые сейчас разделены на верующих, которые верят, знающих, которые знают (или верят в то, что они что-то знают), отриц, что они что-то видят.
В принципе тождества сущности и существованияхорошо видно своеобразие
философского мышления, которое своими идеями замещает всё сущее.
Именно
философское мышление должно осмыслить содержание интеграционных процессов, сопряжённых со множеством проблем и конфликтов, оценить перспективы интеграции, степень её обратимости или необратимости, задуматься над реальными опасностями, поджидающими соединённое человечество, – от экологических проблем до прискорбной потери неконвертируемых ценностей национальной культуры, утраты определённых степеней свободы в рамках привычного национального суверенитета и т. д.
Поэтому
философское мышление может и должно строить фундамент для философии в широком смысле слова, выявляя свои основные аксиомы, но преодолевая при этом соблазн соорудить всеобъемлющую рассудочную систему мировоззрения.
Видовая специфика
философского мышления состоит в том, что оно зачем-то осуществляет смысловую проблематизацию «жизненного мира» человека, т. е. базовых опытных данностей его бытия (и едва ли не в первую очередь – опыт самой «субъектности» мышления, собирающего «жизненный мира» в осмысляемое целое).
Вместе с тем предметностью
философского мышления являются такие «факты», которые никогда не имеют однозначной и безальтернативной корреляции с фактами эмпирического мира объектов, и потому любое философское учение так или иначе всегда даёт возможность объяснять и осмысливать любые эмпирические факты, а поэтому и вполне удовлетворять собою определённый тип людей.
Обе эти компоненты, при всей их рамочности, позволяют отличить данный стиль
философского мышления (в том числе и в применении к теологической проблематике) от того, что принято называть «постметафизической философией»: первая – от устремлённости к континуальному «вопрошанию о вопрошании», вторая – от отказа от классической рациональности (если мы полемизируем с помощью рациональных аргументов, то признаем арбитраж общезначимых критериев рациональности, не пытаясь, соответственно, разоблачать заложенный в них «логоцентризм»).
Новый подход к
философскому мышлению поможет развивать не только рассудок, но и разум, видеть единство мира, его динамизм, будет способствовать пониманию хода истории, приобретающего в современных условиях первостепенное значение.
Дело
философского мышления – обращать внимание на сущностную сторону любого дела, сопоставлять все факты, явления и процессы, и включать их в те или иные единства, всё определять, облекать в понятия как можно добросовестнее, «хладнокровно» и смело – и переживать это дело как высшую жизнь.
На этой стадии рождающееся
философское мышление открыто признаёт свои собственные истоки: у греков не было иного материала, кроме старых мифов, собственной наблюдательности и здравого смысла.
Философское мышление возникает лишь тогда, когда появляется необходимость в более глубоком осмыслении реальности, в постижении её как гармонического единства фактов.
Вопрос о том, является ли человек волком или овцой, – это лишь заострённая формулировка вопроса, который в самом широком и общем смысле принадлежит к основополагающим проблемам теологического и
философского мышления западного мира, а именно: является ли человек по существу злым и порочным или он добр по своей сути и способен к самосовершенствованию?
Изучая кого-то из философов всю жизнь, невозможно развить самостоятельное
философское мышление, потому что познаётся другой философ и его философия и что-то своё внести в философию другого философа будет просто неэтично.
Сила
философского мышления в формулировке как можно меньшего количества аксиом охватывающих как можно большее количество явлений.
В качестве отдельного достоинства книги будут отмечены «одновременное сочетание ясности, убедительности и антиакадемической простоты языка», «позволяющее приобщить к важнейшим исканиям, вопросам и попыткам найти ответ самую широкую интеллектуальную аудиторию», «внятно указывающее на экзистенциальные истоки подлинного
философского мышления, призванного не просто прояснять мир, а в этом – приобщать к нему, приводить к его нравственному и экзистенциальному переживанию человеком».
Во-вторых, я думаю, что философия, если она хочет выжить как академическая дисциплина, должна продемонстрировать студентам и общественности, как
философское мышление полезно и применимо.
Эти люди имеют
философское мышление, сильные духовные убеждения, мудрость.