В ходе развития
философского мышления выделение структуры философии менялось.
Единственная существенная характерная черта нового
философского мышления, которая не была бы ещё непосредственно указана словом положительное, состоит в его необходимой тенденции заменять всюду абсолютное относительным.
Какие исторические типы
философского мышления можно выделить в зависимости от различных оснований?
Выразительной иллюстрацией того, как система прагматических представлений в ходе своей эволюции постепенно отпадает от традиции
философского мышления, может служить история европейской оптики.
Но наряду с этим дифференцированным подходом нужен и обобщающе-мудрый взор, проникнутый
философским мышлением.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: желтинка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Но в противоположность установившимся в новое время приёмам и задачам
философского мышления, он отталкивается от отвлечённых построений и от исчерпывающей, по схемам, полноты проблем.
Духовное производство не равно производству материальному – продукту телесного здоровья индивидов, поскольку воспроизводство человеческой жизни, базирующееся на передаче материи, есть гентильное воспроизводство подобного вида человека, а новые формы
философского мышления возникают путём восприятия, переработки и воссоздания индивидом достижений различных научных дисциплин.
Разрешение их лежит в области
философского мышления.
Более того, со всей осторожностью, ответственностью и осознанностью, можно предположить, что именно диалектический, а не какой-либо другой гносеологический подход не только стоит во главе всех самых разнообразных дискурсивных практик, осуществляемых рассудочным исследователем в тех или иных сферах и направлениях интеллектуальной деятельности, но и воплощает собой абсолютную вершину аутентичного и подлинного
философского мышления.
Вы становитесь совершеннолетними не по возрасту и паспорту, а по тому, куда вы вошли – вы себя вводите в совершеннолетие или, если соотнести с философией:
философское мышление требует от человека совершеннолетнего самостояния и само есть форма совершеннолетней мысли.
На этой стадии рождающееся
философское мышление открыто признаёт свои истоки: у греков не было иного материала, кроме старых мифов, собственной наблюдательности и здравого смысла.
Главная теософская доктрина, а именно доктрина эзотерической традиции, или скрытого знания, сохраняемого институтами посвящённых и передаваемого от учителя к ученику, была чрезвычайно популярна в художественных и интеллектуальных кругах, и оказала влияние как на художественное, так и на
философское мышление времени.
Этот смысл напоминает постоянную тенденцию истинного
философского мышления добиваться всюду степени точности, совместимой с природой явлений и соответствующей нашим истинным потребностям; между тем как старый философский метод неизбежно приводит к сбивчивым мнениям, признавая необходимую дисциплину только в силу постоянного давления, производимого на него сверхъестественным авторитетом.
Категории составляют основу языка философии и определяют главную специфику
философского мышления, которая заключается в том, что философия обладает способностью вскрывать всеобщие закономерности.
Именно
философское мышление способно рассмотреть предпосылки интеграции, взглянув на историю в аспекте её общих принципов и механизмов этногенеза.
Рефлексия в данном случае понимается как принцип
философского мышления, направленный на осмысление и обоснование предпосылок философского познания.
Только с возникновением феноменологии как способа
философского мышления появилась возможность продуктивной критики иллюзорного сознания.
Можно обнаружить вакуумную (со) параллель (или вакуумную связь) между рефлексией развития современного
философского мышления и рефлексией развития современного компьютерного мышления (от классического компьютера к квантовому компьютеру), в том и в другом случае мышление ориентировано на работу с бинарными оппозициями.
Итак, в мериле истины заключается понятие добросовестности: настоящее
философское мышление должно быть добросовестным исканием достоверной истины до конца.
Квалификация пушкиниста, если на то пошло, должна включать в себя не только непременное умение «по-французски изъясняться и писать», но, прежде всего, должна предполагать владение определённым уровнем
философского мышления.
Чтобы кого-то можно было с полным основанием назвать философом, у него безусловно должно быть
философское мышление, которое формируется только и исключительно в результате изучения всего предшествующего философского наследия.
Во-первых, то, что подлинно
философское мышление всегда столь же открыто миру и непосредственно по своему «тонусу», как и мышление детей.
Родоначальники
философского мышления появились в древнейших человеческих цивилизациях – Египте, Шумерах, Вавилоне, свидетельством чему являются многочисленные исторические памятники, к сожалению, только косвенные.
Полное изменение, которое претерпел у нас за последние лет двадцать пять характер
философского мышления, более высокая точка зрения на само себя, которой в этот период достигло самосознание духа, до сих пор ещё оказали мало влияния на облик логики.
Тогда как наш подход к философии, основанный на разделении понятий по типам выводит
философское мышление из тупика.
Неотъемлемой частью
философского мышления является умение вести диалог.
В истоках
философского мышления встречается термин «символ» тогда, когда понятие сталкивается с трансцендентным.
Вместе с тем предметностью
философского мышления являются такие «факты», которые никогда не имеют однозначной и безальтернативной корреляции с фактами эмпирического мира объектов, и потому любое философское учение так или иначе всегда даёт возможность объяснять и осмысливать любые эмпирические факты, а поэтому и вполне удовлетворять собою определённый тип людей.
Данный тезис воплощает чрезвычайно глубокое
философское мышление и обладает богатым практическим содержанием.
Особенности
философского мышления предусматривают выделение самого важного, существенного из многообразия окружающих нас явлений.
Строго говоря, «Книга перемен» – это ещё не философское произведение, а своеобразная литературно-поэтическая лаборатория, в которой осуществляется переход от дофилософских и в какой то степени мифологических представлений к собственно
философскому мышлению, а коллективистское родовое сознание перерастает в личностные философские взгляды совершенно мудрых людей.
Итак, первая основа
философского мышления, или первый критерий философской истины, есть её безусловная принципиальность: теоретическая философия должна иметь свою исходную точку в себе самой, процесс мышления в ней должен начинаться с самого начала.
Указанная специфика предметности
философского мышления определяет и особый культурно-экзистенциальный статус работы философа, который также принципиально отличает его от представителя «частных» наук, который «автоматически» входит в ту исследовательскую парадигму своей науки, которая сложилась в соответствии с условиями времени и места, и в принципе не несёт моральной ответственности за её недостатки и ограниченность.
Таким образом, оспаривание слов, что любой человек религиозен, согласен он с этим или нет, выглядит откровенной глупостью, потому что в этот момент зарождались зачатки
философского мышления, которые сейчас разделены на верующих, которые верят, знающих, которые знают (или верят в то, что они что-то знают), отриц, что они что-то видят.
Научное познание и
философское мышление приводят к деизму, или к пантеизму, или к панентеизму, или к атеизму.
Религиозность, раскрытие христианских истин полагают заслугой русского
философского мышления.
Глотогенез, изучение происхождения и развития человеческого языка, тесно переплетается с зарождением
философского мышления.
Поэтому
философское мышление может и должно строить фундамент для философии в широком смысле слова, выявляя свои основные аксиомы, но преодолевая при этом соблазн соорудить всеобъемлющую рассудочную систему мировоззрения.
Эти возможности стали основой для возникновения
философского мышления.
В принципе тождества сущности и существованияхорошо видно своеобразие
философского мышления, которое своими идеями замещает всё сущее.
Как приобщиться к культуре
философского мышления?
Поэтому
философское мышление можно отнести к третьему этапу в развитии мышления, как более сложному и научному, нежели мифологическое и филологическое мышление, поскольку оно базируется на двух типах понятий – классификационных и сравнительных.
Они делали акцент не на метафизическом содержании
философского мышления, а на тех социальных формах, в которых схватывалось это содержание.
Видовая специфика
философского мышления состоит в том, что оно зачем-то осуществляет смысловую проблематизацию «жизненного мира» человека, т. е. базовых опытных данностей его бытия (и едва ли не в первую очередь – опыт самой «субъектности» мышления, собирающего «жизненный мира» в осмысляемое целое).
У них именно
философское мышление формировалось.
Обе эти компоненты, при всей их рамочности, позволяют отличить данный стиль
философского мышления (в том числе и в применении к теологической проблематике) от того, что принято называть «постметафизической философией»: первая – от устремлённости к континуальному «вопрошанию о вопрошании», вторая – от отказа от классической рациональности (если мы полемизируем с помощью рациональных аргументов, то признаем арбитраж общезначимых критериев рациональности, не пытаясь, соответственно, разоблачать заложенный в них «логоцентризм»).
Новый подход к
философскому мышлению поможет развивать не только рассудок, но и разум, видеть единство мира, его динамизм, будет способствовать пониманию хода истории, приобретающего в современных условиях первостепенное значение.
Каждый мыслитель в процессе развития своего
философского мышления оказывался под прямым или косвенным влиянием своих предшественников.
И хотя на сцену мироздания выходят «боги», люди, цари и «герои» – все они склоняются перед «роком» и беспомощны перед ним, беспомощны перед «необходимостью», и этим посылом пронизано всё античное
философское мышление.
Философское мышление способно раскрыть один из наименее затронутых в кибернетических исследованиях компонентов взаимосвязи информации и феномена сложности – сложность самой информации.