Следует помнить, что
тип воспитания, который мы наблюдаем в настоящее время, – это всего лишь один из возможных и далеко не единственный.
К вопросу о том, что и как влияет на формирование характера ребёнка, как отражаются на нём разные
типы воспитания, мы ещё вернёмся в соответствующей главе.
Обсудим
тип воспитания, который не только может толкнуть ребёнка в цифровой мир, но и создаёт базу для формирования более серьёзных проявлений зависимого поведения.
Авторы отмечают, что причиной перечисленных особенностей также является и неверный
тип воспитания.
Автор и его герой – люди одного поколения и примерно одного
типа воспитания; у обоих были французы-гувернёры; оба провели молодость в петербургском свете; у них общие знакомые, друзья.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: полувал — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Если на большее число утверждений вы ответили «Верно», попробуйте отвечать дальше и определить, какой именно
тип воспитания приводит к избалованности.
Характер страданий во взрослом возрасте зависит от
типа воспитания и аффективной зависимости.
Главную роль в формировании психики ребёнка большинство специалистов отдаёт
типу воспитания.
Психологи считают невовлеченность самым пагубным
типом воспитания.
Подобный
тип воспитания способствует формированию различных невротических расстройств.
Мы обсудим, от чего зависит успешность развития ребёнка, какие есть
типы воспитания и к каким результатам они обычно приводят, познакомимся с основными гранями психического развития.
Первый
тип воспитания ориентирован на наказание за проступки; второй – на внимательное отношение к главным потребностям детей и их удовлетворение.
Бросающий
тип воспитания характерен для средних веков, когда эмоциональная близость и любовь родителей к детям не считалась ценностью.
Тип воспитания подразумевает под собой родительские установки, ценности и эмоциональное отношение к ребёнку.
Последнее даётся в виде перечня предварительной и последующей после занятий работы с детьми, перечня возможных наблюдений в природе, подвижных игр, нерегламентированной деятельности
типа воспитания культурно-гигиенических навыков и пр., организуемой чаще с небольшими подгруппами детей или индивидуально с каждым ребёнком.
Подростки в семьях с
типом воспитания «эмоциональное отвержение» и «жестокое обращение» эмоционально неустойчивы и двойственны: их стремление к независимости, выражающееся в максимальном обособлении от родителя и прекращении контакта с отцом или матерью любым способом, сочетается с ощущением сильной необходимости близости и любви.
Временами оно требует от нас отодвинуть на второй план другие важные дела (такие как зарабатывание денег или карьерный рост), и если мы уклоняемся от этого требования, то невольно скатываемся, подчас сами не замечая этого, к другим
типам воспитания – традиционному, потакающему, развивающему или эпизодическому.
Основу для такого
типа воспитания положило травматичное событие в жизни родителя, которое он ассоциирует со своим ребёнком.
Обратимся теперь к другим
типам воспитания.
Так, во «Введении» мы обсудим взаимосвязь воспитания и развития и то, как разные
типы воспитания влияют на становление личности ребёнка.
Когда же устоявшийся тип поведения касается не сосисок, а детей, применять родительский
тип воспитания, не понимая его сути и первопричин, не только глупо, но и безответственно.
Чтобы лучше понимать, как мы влияем на развитие наших детей, давайте рассмотрим распространённые в наше время
типы воспитания.
Нам осталось рассмотреть ещё два
типа воспитания – эпизодическое и личностно-ориентированное.
И так же, как все перечисленные выше
типы воспитания, данная модель далека от идеала.
Одну из важнейших ролей в формировании психики ребёнка занимает
тип воспитания.
Подобный
тип воспитания выращивает у человека способность замечать исключительно оторванные пуговицы на пальто, жир на боках и пропущенные запятые в текстах.
Личностноевоспитание – это единственный
тип воспитания, при котором уважение взаимно: родители уважают ребёнка, ребёнок – родителей.
Мухина отмечают, что стиль и
тип воспитания зависит от ряда факторов.
Тоталитарное воспитание – это такой
тип воспитания, где маленькую личность заставляют подчиняться большой, здесь важно именно само подчинение.
Для иллюстрации вредного воздействия такого
типа воспитания рассмотрим следующий случай.
Поэтому в дальнейшем изложении я буду ориентироваться на личностно-ориентированный тип воспитаниякак на идеальную модель, задающую критерии успешности воспитания и развития ребёнка, а остальные
типы воспитания будут рассмотрены под углом зрения тех проблем, которые они ставят на пути личностного развития.
Такой
тип воспитания называют личностно-ориентированным.
Давайте снова вернёмся к уже рассмотренным нами
типам воспитания, попытаемся проанализировать их воздействие на способность ребёнка к самостоятельному мышлению и сделаем выбор в пользу того или иного метода.
Если девочку хвалят за действия, которые должен делать мальчик или же мальчика хвалят за то, что он печёт торт, – это также второй
тип воспитания.
Рассмотрим теперь такой достаточно новый
тип воспитания, как воспитание развивающее.
Отсюда ясно, что ориентируясь на основные характеристики ребёнка, необходимо решать, какой
тип воспитания ему подходит.
А теперь перейдём к наиболее сложному – но зато и наиболее благоприятному для развития ребёнка –
типу воспитания: к воспитанию личностно-ориентированному.
Наш «всадник» может стремиться к разным целям, и соответственно этому возникают разные
типы воспитания, задающие несколько отличающиеся друг от друга процессы развития ребёнка (даже созревание физиологических функций организма зависит от того, сколько внимания мы уделяем ребёнку и чем и как с ним занимаемся).
Овладение этими умениями и способностями отчасти обусловлено биологическим созреванием организма и не зависит от наших усилий, отчасти же оно определяется тем, какие цели мы ставим, какой
тип воспитания реализуем и насколько благоприятные условия для развития нашего ребёнка создаём.
Кроме того, смысл принципа системности проявляется в свете идеи о «круговой причинности» в семье, т. е., о взаимодетерминированности личности и межличностных отношений, согласно которой стиль общения, характер взаимодействия,
тип воспитания, с одной стороны, и личностные особенности членов семьи – с другой, образуют замкнутый, постоянно воспроизводящийся гомеостатический цикл.
При данном
типе воспитания родители совершенно не интересуются ребёнком, его увлечениями, переживаниями; вследствие чего практически отсутствует как опека, так и контроль за ребёнком со стороны родителей.
Качели в воспитании, когда происходит резкая смена
типа воспитания (от авторитарного к демократическому, от отчуждённого к гиперопеке), содействуют формированию таких черт характера, как упрямство, тревожность, неустойчивая самооценка.
И ещё: как связаны между собой способы общения и
типы воспитания?
Осуществляя разные
типы воспитания, родители общаются с детьми по-разному.
Гармоничный
тип воспитания отличается признанием самоценности личности ребёнка и отказом от манипулятивной стратегии воспитания.
Второе- это понимание и избегание несоответствующих
типов воспитания.
Ещё нужно знать, как корректировать, какие существуют
типы воспитания.
Отвлечёмся пока от целей разных
типов воспитания и рассмотрим эти типы под углом зрения особенностей общения родителей с детьми.
Понятие
типа воспитания нужно вовсе не для того, чтобы просто отнести свои или чужие действия к определённой категории и навесить на них «ярлычок».
К сожалению, при работающих полный день мамах этот
тип воспитания стал наиболее распространённым.