Усвоение категорий в ходе индивидуального развития человека – необходимое условие формирования у него способности
теоретического мышления.
Поднятие и рациональное очищение исторически ограниченного опыта человека на высоту абсолютных философских принципов было, по-видимому, единственно возможным началом
теоретического мышления.
Теоретическое мышление познаёт явление или объект в его собственных, отражающих его сущность, природу свойствах.
Авторы предполагают, что результатом воплощения предлагаемого спецкурса в школьную практику преподавания литературы станет формирование творческой личности, обладающей
теоретическим мышлением и автономной моралью.
Именно поэтому при выявлении сущности объекта
теоретическое мышление абстрагируется от условий, в которых происходит познание.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бюгельгорн — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Доступность преподавания и возможность понимания и усвоения учебного материала зависят от уровня развития у обучаемых
теоретического мышления и тех мыслительных операций, на основе которых даётся объяснение.
Предмет науки – не просто некое явление и процесс объективного мира, а результат
теоретического мышления, позволяющего выделить существенные черты объекта, специфические для данной науки.
Эти вопросы являются первым сигналом того, что у ребёнка включается
теоретическое мышление.
Но
теоретическое мышление интересует именно сам объект, его свойства, независимо от того, каким способом и в каких условиях происходило познание.
Потому в научном познании даже
теоретическое мышление вынуждено полагаться на доверие к органам чувств как инструментам познания.
Поэтому категории материалистической диалектики, как и законы, представляют собой наиболее общие, фундаментальные понятия, пронизывающие собой все виды
теоретического мышления.
На основе этого принималось, что на занятиях по развитию мышления у подростков следует создавать условия, способствующие осмыслению школьниками собственных действий по решению задач, формированию у них рефлексивного способа
теоретического мышления.
Теоретическое мышление руководствуется при воспроизведении объекта познания методом восхождения от абстрактного к конкретному, с которым неразрывно связаны принципы единства логического и исторического, анализа и синтеза.
Основная задача
теоретического мышления заключается в том, чтобы из того сплетения субъективного и объективного, каким является непосредственно нами воспринимаемое, вычленить объективную реальность – такую, как она есть на самом деле, «независимо от способов её познания тем или иным субъектом» (Рубинштейн, 1957, с. 125).
При этом наряду с углублением знаний, переданных на бакалаврском уровне образования, особое внимание уделяется тому, чтобы обеспечить профессиональное понимание студентами, завершающими образование, нерешённых проблем рассматриваемой отрасли научного знания, уяснение научно-исследовательских подходов и способов познания, формирование широкой научной эрудиции, стимулирование развития способностей творческого
теоретического мышления.
Философией науки, сыгравшей самую значительную роль в формировании
теоретического мышления социологов, был позитивизм.
Проблема развития мышления трансформировалась в проблему формирования понятий, управления усвоением знаний, воспитания приёмов мышления, присвоения логических форм
теоретического мышления.
Философия развивает
теоретическое мышление, помогает осознать любую проблему с какой-то новой, нестандартной точки зрения, найти неординарное решение какого-либо вопроса.
Философия выполняет и культурологическую функцию тем, что расширяет кругозор, будит интерес к познанию, образовывает, развивает культуру
теоретического мышления.
Кроме того, рассмотрение рефлексии в её интеллектуальном аспекте содействует разработке проблемы о психологических механизмах
теоретического мышления.
Представители второго направления утверждают, что научные ценности и представления о науке, выработанные в конце XIX и в XX столетии, в настоящее время не обеспечивают эффективного развития
теоретического мышления, особенно в области изучения человека и общества.
Известно, что основным методом философского познания является
теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт людей, на достижения культуры и науки.
Являясь основой
теоретического мышления, рефлексия служит и основным средством осуществления действия оценки.
Тема научного и технологического развития по определению актуальна всегда – без такого развития нет человека и общества; и отражение античным скептицизмом научной, технологической природы человека, пусть и в косвенной форме – философской рефлексии в отношении возможностей
теоретического мышления достигать истинного знания, помещает античный скептицизм в вечно актуальный контекст философии человека и человеческого мира.
Сам же процесс этого включения представляет собой своеобразный лифт, движимый не сверху вниз с помощью абстрактного
теоретического мышления и методологии науки, а снизу вверх, начиная с семьи и ближайшего социального окружения.
Если это произойдёт, то наши представления о научном методе и роли
теоретического мышления могут радикально измениться.
Появляются элементы
теоретического мышления и профессиональная направленность интересов и жизненных планов.
С точки зрения исторического материализма естествознание, как и
теоретическое мышление вообще, есть продукт, а не причина исторического развития.
Согласие состоит в том, что, подобно тому как эпистемология должна собрать и упорядочить факты
теоретического мышления, этика сначала должна собрать и упорядочить факты морального суждения и проследить их до их общих предпосылок; однако после того, как это сделано, обе науки имеют не одинаковые, а различные дальнейшие задачи.
Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное мышление представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.
При этом переход на новый уровень осуществляется постепенно: у детей 11 лет, часто на протяжении всего VI класса, доминирующим остаётся конкретный тип мышления, постепенно происходит его перестройка и лишь примерно с 12 лет, с VII класса, школьники начинают осваивать мир
теоретического мышления.
Интеллектуальным коррелятом такого общественного сознания и мог выступить философский скептицизм как философия тщетности человеческих усилий установить «высшие» истины; в силу чего эпистемология эллинистических философов состоит в неприятии самонадеянности
теоретического мышления прежних времён, когда философы были уверены, что человеческий интеллект способен дойти до «последних оснований» бытия, понять высшие истины и сделать это знание главным двигателем общественной жизни в правильном направлении.
Если полностью устранить все ценности, то само
теоретическое мышление остаётся без движущей силы.
Одно из таких препятствий заключается в том, что существует преувеличение важности
теоретического мышления.
Бинарная оппозиция «становление – бытие» является центральной оппозицией
теоретического мышления.
Теоретическое мышление всегда является той или иной степенью идеализации («категоризации») мировоззренческих установок своей эпохи.
Правда, современные публикации свидетельствуют о том, что не все высказывания и даже предлагаемые закономерности социальной работы становятся теоретической наукой и в дальнейшем продолжают оставаться определённой школой
теоретического мышления.
При всём уважении и действительном понимании ценности
теоретического мышления для развития культуры, необходимо заметить, что теоретический разум принципиально догматизирован в том смысле, что накладывает на реальность искусственные рамки.
Однако главное в изучении истории философии состоит в том, что оно совершенствует
теоретическое мышление самого исследователя, поскольку в процессе изучения достижений великих мыслителей прошлого мы как бы соучаствуем в их теоретических изысканиях, сотрудничаем с ними, оставаясь при этом обогащёнными современными знаниями.
Разум есть совершенный порядок
теоретического мышления.
Трактовка искусства как «открытого понятия» создала новую ситуацию, соответствующую современному
теоретическому мышлению.
Эта проблема научности возникла с появлением так называемых эмпирических наук, которые пришли на смену философии как протонауки, производящей всеобъемлющее знание, – продукт свободного полёта ничем не стеснённого
теоретического мышления.
У истоков этого взгляда лежало, с одной стороны, убеждение в органической связи
теоретического мышления с практической жизнью, с другой же – убеждение в мощи разума, который способен справиться с любым вызовом и взять верх над силами хаоса.
Развитие логики тесно связано с практикой
теоретического мышления и прежде всего с развитием науки, что с особой наглядностью показала современная логика и её язык.
Но теория является не простой трансформацией опытных данных, а синтезом, в котором всё большее значение приобретает
теоретическое мышление, выступающее мощным фактором выдвижения фундаментальных идей, дающих начало новым теориям.
Именно в ней развивается мышление, зарождается
теоретическое мышление.
Теоретическое мышление начинается с приспособления абстрактного образа к использованию имеющихся средств мышления.
Религия возникла в жизни людей 40–50 тыс. лет назад, когда в первобытном обществе появились зачатки
теоретического мышления.
Однако в настоящее время надо признать, что это учение, скатившись на рельсы ортодоксального представления о мире, взаимодействии современных производительных сил и производственных отношений превратилось, по существу, в оковы
теоретического мышления, общественно-политического и социально-экономического развития по подобию религиозного мировоззрения в средневековье, которое подавляло всю духовную жизнь того времени.
История философии раскрывает перед студентами процесс формирования
теоретического мышления человечества.