Первым выводом из этих теоретических построений было учение об аскетически суровом, спартанском коммунизме, которое получило своё развитие в трудах социалистов-утопистов и
русских социал-демократов.
Там же он написал известную брошюру «Задачи
русских социал-демократов».
Ещё в 1897 г., в написанной в ссылке брошюре «Задачи
русских социал-демократов», явившейся своеобразным ответом на развернувшуюся в обществе дискуссию о месте терроризма в политической борьбе, он писал о предшественниках партии соцалистов-революционеров: «безыдейность и беспринципность ведут их на практике к «революционному авантюризму», выражающемуся… в их шумной проповеди «систематического» террора…»[9].
Кавказские феодалы, знатные дворяне,
русские социал-демократы, советские деятели искусства.
Никто, нигде и никогда не выступал публично во имя марксизма с критикой теорий и программы
русских социал-демократов, с защитой иного марксизма.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: циперус — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Большинство
русских социал-демократов оказалось состоящим из крайних. Его тактическая программа была революционным заговором. Вот её характерные особенности.
Вопрос: «что делать?» за последние годы с особенной силой выдвигается перед
русскими социал-демократами.
Русские социал-демократы сразу же отреагируют на крестьянские волнения, если крестьяне решат бороться с царизмом…
Эта конференция единомышленников, стоящих на точке зрения большинства II партийного съезда, обсуждала вопрос о нашем партийном кризисе и средствах выхода из него и решила обратиться ко всем
русским социал-демократам с нижеследующим воззванием.
Мы говорим о лёгком методе ссылки на австрийскую и южно-славянскую социал-демократию, которая-де уже решила национальный вопрос и у которой
русские социал-демократы должны просто позаимствовать решение.
Эта цель может быть достигнута только под руководством
русских социал-демократов.
Надо отдать должное
русским социал-демократам первого призыва: их отношение к песне диктовалось не одной лишь политической корыстью.
Изучение этих писем, опубликованных впервые на русском языке, давало возможность
русским социал-демократам ближе познакомиться с важнейшими положениями марксизма по вопросам революционной борьбы пролетариата.
Преобладающее большинство
русских социал-демократов последнего времени было почти всецело поглощено этой работой по организации фабричных обличений.
Несмотря на это,
русские социал-демократы не отказывались от сотрудничества с «Бундом».
Среди них работы: «Проект и объяснение программы социал-демократической партии», «Задачи
русских социал-демократов» и «От какого наследства мы отказываемся?».
Мусульманская социал-демократическая партия «Гуммет» (точнее произносить – «Хюммат», переводится как «Энергия») имела тесные контакты с
русскими социал-демократами, и в частности с большевиками.
Эта теория не представляет для нас, старых
русских социал-демократов, чего-либо нового; эта теория развивалась русскими народниками в борьбе против первых марксистов.
В лице этих последних движение потеряло первое поколение
русских социал-демократов, сторонников революционного марксизма, прошедших хорошую революционную школу как по теоретической подготовке, так и по практической работе.
Каждый
русский социал-демократ, проработавший в партии лет 10, даст о себе приблизительно такие же сведения.
Мы можем тут, на примере ими же выбранных данных, наглядно убедиться, чьё представление о действительности более правильно, русских ли радикалов и «друзей народа» или
русских социал-демократов.
Таким образом этот, если не ошибаемся, «первый опыт»
русских социал-демократов 90-х годов представлял из себя газету не узко местного, тем более не «экономического» характера, стремившуюся соединить стачечную борьбу с революционным движением против самодержавия и привлечь к поддержке социал-демократии всех угнетённых политикой реакционного мракобесия.
Они указывали ближайшие и конечные цели борьбы пролетариата, ставили перед
русскими социал-демократами конкретные задачи и являлись теоретическим оружием в борьбе против народничества, которое было в тот период все еще серьезным идейным препятствием на пути социал-демократического движения.
Как уже говорилось, за расколом
русских социал-демократов на большевиков и меньшевиков стояло обособление русского варианта марксизма от его классического западноевропейского существования.
Эта неподготовленность – наша общая беда, беда всех
русских социал-демократов.
Благородной тщательности во всех отраслях партийной работы; неутомимости в выполнении партийного долга; искусству революционного использования всех возможностей, открываемых нам буржуазным строем, – этому нам,
русским социал-демократам, придётся ещё долго и прилежно учиться у великого покойника.
Отметив неразрывную связь социалистической деятельности
русских социал-демократов (пропаганда научного социализма и борьба за установление социалистического общества) с демократической (пропаганда демократических идей и борьба против царизма), он показал и существенное различие между ними.
Вступила в "Союз
русских социал-демократов за границей".
Мы делаем почин прямого изложения всей программы нашей борьбы внутри партии, мы призываем к такому изложению представителей всех и всяческих оттенков
русских социал-демократов, как входящих в партию, так и намеревающихся, при известных условиях, войти в неё.
Русские социал-демократы были правы, говоря, что для них меньшее зло – поражение царизма, что их непосредственный враг – больше всего великорусский шовинизм, но социалисты (не оппортунисты) каждой страны должны были видеть своего главного врага в «своём» («отечественном») шовинизме.
Русские социал-демократы срывают с нашей деревни украшающие её воображаемые цветы, воюют против идеализации и фантазий, производят ту разрушительную работу, за которую их так смертельно ненавидят «друзья народа», – не для того, чтобы масса крестьянства оставалась в положении теперешнего угнетения, вымирания и порабощения, а для того, чтобы пролетариат понял, каковы те цепи, которые сковывают повсюду трудящегося, понял, как куются эти цепи, и сумел подняться против них, чтобы сбросить их и протянуть руку за настоящим цветком.
Русские социал-демократы могут достичь своей цели только в результате полного уничтожения царизма.
Браться же говорить о свободе критики и бернштейнианства, как условии объединения
русских социал-демократов, и при этом не давать разбора того, в чём именно проявилось и какие особенные плоды принесло русское бернштейнианство, – это значит браться говорить для того, чтобы ничего не сказать.
Немного позже, в 1897 году, появилась брошюра «Проблемы
русских социал-демократов», также выдержавшая несколько изданий.
Но в этой теории было всё-таки больше уважения к факту социальной эволюции, чем у г. Ленина и большей части
русских социал-демократов, которые в сущности соединяют старое русское народничество со старым русским бунтарством.
Пример
русских социал-демократов особенно наглядно иллюстрирует то общеевропейское явление (давно уже отмеченное и немецкими марксистами), что пресловутая свобода критики означает не замену одной теории другою, а свободу от всякой целостной и продуманной теории, означает эклектизм и беспринципность.