К числу таких вопросов я отношу вопрос о связи
родового устройства и вытекающих из него учреждений с религией и, в частности, с домашним культом.
Таким образом, в соседскую общину входили семьи, не только имевшие родственные связи, но и принадлежавшие к разным родам, –
родовое устройство постепенно заменялось соседскими общинами.
К числу наиболее спорных вопросов
родового устройства надо отнести, наряду с только что рассмотренным, и вопрос о характере, какой в эпоху его господства носит отношение человека к земле.
С возникновением государства
родовое устройство уступает место территориально-административному.
Появление этого сочинения избавляет меня от необходимости входить здесь во все детали
родового устройства, насколько они обрисовываются обычным правом кавказских горцев.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: препараторская — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Я далёк, конечно, от мысли исчерпать все те вопросы
родового устройства, к выяснению которых может содействовать изучение общественного быта горцев.
Основываясь на многочисленных источниках историко-этнографического сравнительного анализа
родового устройства, в частности греков и римлян, можно утверждать следующее.
Вот с этой-то точки зрения изучение родовых порядков кавказских горцев и призвано оказать неоценимую услугу зачинающейся только науке общественной эмбриологии, так как даёт ей возможность проникнуть в мельчайшие подробности того миросозерцания, из которого вытекло и в котором нашло своё оправдание
родовое устройство.
Этим обстоятельством объясняется, на мой взгляд, почему
родовое устройство рассчитано на удовлетворение потребностей не одних лишь живущих, но и умерших; почему, с другой стороны, род, как целое, считает возможным вести открытую борьбу со всем, что предумышленно или случайно сделалось источником понесённой им утраты – всё равно, будут ли это люди, животные, растения или камни.
Итак, мы вправе будем сказать, что кочевой быт кавказских горцев должен быть отнесён к более или менее отдалённому прошлому; а так как
родовое устройство и связанные с ним порядки нераздельного земельного владения продолжают держаться и до сих пор, то необходимо будет признать, что переход к оседлости не сопровождался у них полным упадком родовой организации и аграрного коммунизма.
Она учит, что при
родовом устройстве одинаково возможны и такие порядки, при которых нет другой земельной собственности, кроме племенной, и такие, при которых земля составляет достояние отдельных родов или их соединений, братств.
Я полагаю, что данные кавказоведения дают нам право утверждать, что
родовое устройство совпадает во времени с периодом полнейшего развития анимизма, то есть не только с одухотворением всех предметов природы, к какому бы царству они ни принадлежали, но и с представлением, что смерть не прекращает собой жизни и что в загробном существовании души наделены теми же потребностями и страстями, что и живущие.
Бок о бок с писателями, утверждающими, что
родовое устройство есть особенность кочевых племён и что ему чуждо поэтому всякое понятие о праве частной или общинной собственности на землю, попадаются и такие, которые думают, что родовой быт может быть продолжен и в эпоху перехода постоянной оседлости; отдельные семьи, обособившись от общего ствола, расчищают каждая больший или меньший участок земли из-под леса, кустарника и болота и, в силу приложения своего индивидуального труда к его обработке, приобретают на него права частной собственности.
Двор именно был средою родового быта, выразителем
родового устройства жизни, был экономическим, хозяйственным типом рода.
Так древнейшее
родовое устройство заменялось постепенно общинным, причём в состав общин могли входить семьи, принадлежащие не только к разным родам, но даже к разным племенам.
Это назвать
родовым устройством невозможно.
Следует заметить, что самоуправление вообще существовало у древних славян ещё при
родовом устройстве.
Самоуправление вообще существовало у древних славян ещё при
родовом устройстве.
Родовое устройство общества сменилось территориальным и у древних греков.
Человек пользуется естественными гротами и пещерами, строит первые жилища, объединяется в более крупные и сплочённые коллективы, в которых просматриваются зачатки
родового устройства.