Большинство
ревизских сказок сохранились, хотя часто без содержания и собранных в огромные тома по уездам и губерниям.
Ревизские сказки составлялись помещиками или их управляющими, в селениях государственных крестьян – старостами или старшинами, в городах – представителями городского управления.
Крестьян-женщин в списки не включали, их вообще не брали во внимание при проведении переписи населения (при подаче так называемых
ревизских сказок – поимённых списков тех, кто облагался подушным налогом).
Эти документы назывались
ревизскими сказками, которые с шестой ревизии уже содержали сведения о времени и месте рождения переписываемого, его детей и родственников, его имущества и размер налога, физические недостатки, места прежнего жительства.
Ревизские сказки создавались для налогообложения, и записывались в них глава семьи, его жена, сыновья с жёнами и их дети, а также годы их рождения.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: упечатанный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Одним из главных источников для генеалогических исследований являются
ревизские сказки.
Я пришла к этому выводу, так как впервые мой предок упоминается в третьей
ревизской сказке за 1762 год в возрасте семи лет.
Сегодня материалы
ревизских сказок являются одним из важных источников в генеалогических исследованиях.
Ревизские сказки составляли для губерний.
Существует предание, что где-то на стыке XVIII и XIX веков губернский писарь при составлении
ревизской сказки (документа, отражающего результаты проведения переписи податного населения) допустил описку, и, по воле этого грамотея, посёлок стал называться именно так, как его называют сегодня.
Затем на основании
ревизских сказок 1795 г.
Большой объём генеалогической информации содержат
ревизские сказки.
Подавляющее большинство однодворцев выбирали в жёны представительниц своего сословия, сословная принадлежность жён однодворцев тщательно фиксировалась в
ревизских сказках конца 18 века.
К списку, где на дне страницы
ревизской сказки находился отец семейства.
И запись о кончине фигурирует в той же самой волости, но уже в пятой
ревизской сказке.
Возникновение
ревизских сказок связано с реформой налогообложения, начатой в 1718 г.
В
ревизских сказках можно почерпнуть и другую ценную информацию: возраст, отчество, причину отсутствия или наоборот появления.
Эта информация позволила шагнуть глубже в историю и узнать из
ревизских сказок имена наших предков.
Крайний срок для подачи
ревизских сказок был установлен до 1 июля 1782 года.
Ревизские сказки документы, в которых записывали важную информацию.
В следующем месяце императрица велела публиковать во всем государстве с наикрепчайшим подтверждением, чтоб все не поданные до сих пор
ревизские сказки непременно поданы были к 1 сентября.
Конечно, многие из них хранят
ревизские сказки в переписи, но процесс расшифровки топонима усложнён, потому что не осталось людей, помнивших увлекательные легенды, рассказывающие о происхождении имён родных деревень и городов.
Граф на основании
ревизской сказки справил им как сельским обывателям покормёжные и пропускные письма.
Становление
ревизских сказок напрямую связано с реформой налогообложения, которая была проведена в 1718 году.
В
ревизских сказках указывалось отчество, но подавалась как фамилия.
Или когда архив целенаправленно оцифровывает и выкладывает описи личных фондов, а описи с метрическими книгами и
ревизскими сказками принципиально не оцифровывает.
В
ревизских сказках указывались имя, отчество и фамилия (если она имелась) владельца двора, его возраст, имена и отчества членов его семьи, их возраст и отношение к главе семьи.
Даже эта цифра сильно преуменьшает сопротивление случковских женщин браку:
ревизские сказки показывают, что из всех женщин, родившихся в этой деревне и достигших возраста 25 лет в период между 1763 и 1795 гг., целых 70% остались незамужними.
Согласно
ревизским сказкам семья смогла выжить и увеличивалась от поколения к поколению.
Про другие сословия и говорить не приходится: жена купца без его разрешения из дома выйти не могла, крестьянок вообще людьми не считали (в
ревизские сказки заносили исключительно мужчин).
Если посмотреть
ревизские сказки, записи в церковных книгах того времени, может быть, удастся кое-что узнать ещё.
Мне кажется гораздо более вероятным, что в религиозной общине, где по какой бы то ни было причине наблюдалось растущее сопротивление замужеству, родители, возможно, не приветствовали вступление дочерей в брак, но – как свидетельствуют
ревизские сказки – всё-таки позволяли им или же просто не могли воспрепятствовать браку некоторых дочерей.
Мне удалось, однако, составить комплект
ревизских сказок с середины XVIII до середины XIX в.
Хранившийся среди ливенских бумаг экземпляр баковской
ревизской сказки от 1795 г. действительно показал значительное женское противление замужеству.
Баки не сохранилось (не обязательно по вине пожара) ни одной исповедной ведомости, несколько
ревизских сказок всё-таки уцелело (в том числе один экземпляр со сплошь опалёнными по краям страницами).
Некоторые, возможно, затруднялись выбрать невесту у себя, но – как показывает выборка из 35 отпускных грамот от 1719–1762 гг. (приведены в главе 1) и подтверждает
ревизская сказка от 1762 г. – всегда было можно за небольшую цену заполучить невесту из соседних имений.
Наш рабочий материал практически ограничивается
ревизскими сказками, позволившими нам изначально оценить частоту случаев отказа от брака.
Возраст каждого человека в
ревизской сказке указан довольно точно, иногда даже до месяца.
Всего сей
ревизской сказке заключения наличных душ двенадцать мужеского и тринадцать женского пола.
Как и в исповедных росписях, в
ревизских сказках приведены списки граждан по населённым пунктам и сословиям с указанием главы каждого из семейных домовладений, его возраста, имён членов семьи со ссылками на их отношения к главе семейства и возраст.
И в целом верхоленские
ревизские сказки грешат несостыковками в приведённых возрастах замужних дочерей.
Ревизские сказки населённых мест.
Посемейный список пришёл на смену
ревизским сказкам в 1858 г.
Отличие посемейного списка от
ревизской сказки состоит в том, что он составлялся один раз, а затем ежегодно дополнялся.
Он появился на свет в 1746 году (в
ревизской сказке указано: «Володимер, в 762 году было 16 лет»).
До этого года о своих крестьянских корнях можно было узнать разве что в сохранившихся
ревизских сказках да из духовных росписей церковных приходов.
На комиссию, проводившую ревизию 1816 года, была возложена обязанность рассмотреть права лиц, называвших себя шляхтой, с точки зрения наличия записи о них в шляхетских
ревизских сказках 1795 года.
Седьмая
ревизская сказка, 1815 год.
Во-вторых, сведения о принадлежности населённых пунктов тому или иному стану или волости почти везде в
ревизских сказках отсутствуют, что значительно осложняет использование этих источников в историко-географическом аспекте.
Подготовленные
ревизские сказки «подавались» специально назначенному «генералитету и штаб-офицерам», которые проезжали по губерниям и провинциям и занимались «освидетельствованием правдивости сказок и назначали наказания и штрафы за утайку».