Выражение травматического опыта и завершение прошлых ситуаций в
психотерапевтических отношениях или групповой работе является основой для психологических изменений.
Очевидно, что клиент и специалист привносят в
психотерапевтические отношения опыт не только детства, но и других этапов своей социализации и отношений с широким кругом лиц.
В клинической практике работа поддерживается доверительными
психотерапевтическими отношениями, которые служат и контейнером, и процессом.
Однако природу
психотерапевтических отношений следует рассматривать не только с точки зрения психодинамического подхода, в рамках которого, как известно, основное внимание обращается на ранние отношения клиента.
Однако я сама, описывая целебность
психотерапевтических отношений, выделила бы больше позитивно влияющих проявлений, которые одновременно выступают и как процессы, и как результаты.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: незаменяемость — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Начиная с психоанализа, в зарубежной психотерапевтической практике
психотерапевтические отношения рассматриваются через представления о переносе и контрпереносе.
В настоящее время считается, что фактор
психотерапевтических отношений является одним из наиболее значимых для достижения лечебно-коррекционных эффектов, независимо от конкретной модели или формы психотерапии.
Таким образом,
психотерапевтические отношения опосредованы изобразительной деятельностью клиента.
Хотя существует множество устойчивых определений для
психотерапевтических отношений (пациент/терапевт, клиент/консультант, анализируемый/аналитик, клиент/фасилитатор и на сегодняшний день наиболее отвратительное: пользователь / поставщик услуг), ни одна из этих фраз не может точно передать моё ощущение от психотерапевтических отношений.
Изобразительная деятельность составляет основу арт- терапии как формы психологической помощи, наряду с
психотерапевтическими отношениями и использованием специалистом различных приёмов личностноориентированного диалога с клиентом.
Если в ходе психотерапевтических встреч клиент создаёт ту или иную творческую продукцию, например, фотографии, то эта продукция становится частью «психотерапевтического пространства» – то есть той среды, в которой формируются и развиваются
психотерапевтические отношения.
Этот фактор связан не с практикуемым методом (лишь отчасти с особенностями межличностных
психотерапевтических отношений), но, по всей видимости, с терапевтическим талантом – довольно чувствительной темой для многих специалистов, пока не получившей ясную эмпирическую поддержку.
Психотерапевтические отношения не являются «закрытым» для влияний извне, они выступают в качестве составной части мира социальных отношений.
Данный этап арт-терапевтического процесса связан с укреплением
психотерапевтических отношений, консолидацией личности клиента.
Большое значение имеет то, что различные манипуляции с изобразительными материалами могут быть связаны с процессами межличностной коммуникации, установлением и развитием
психотерапевтических отношений.
Скорее у нас было взаимовлияние, как часто случается в
психотерапевтических отношениях.
Их интерпретация – не самоцель, но вокруг и на основе символов-сообщений можно строить и развивать
психотерапевтические отношения с ребёнком.
Эта книга для психотерапевтов, поскольку касается темы, имеющей неоспоримую важность в аспекте понимания природы и внутренней динамики клиентов, а также различных феноменов
психотерапевтических отношений: от характера переноса до форм модификации контакта (защитные механизмы, прерывания, триангуляция в разных модальностях терапии).
Во-первых, фигура супервизора выводится за рамки
психотерапевтических отношений, психотерапевтической ситуации, в которых только и существует психотерапевтическая реальность, реальность клиента, реальность психотерапевта и реальность их взаимодействия.
Признавая значимость
психотерапевтических отношений как важнейшего фактора достижения положительных эффектов арт-терапии и рассмативая коммуникацию с клиентом в качестве предпосылки раскрытия и осознания клиентом своих чувств и потребностей, специалисты в области арт-терапевтической работы с детьми используют особые приёмы вербальной и невербальной обратной связи с ребёнком, включая адаптированные к особенностям детской психики интерпретации.
Недаром
психотерапевтические отношения сравнивают с любовными.
На основе обобщения определений арт-терапии, содержащихся в различных отечественных и зарубежных источниках, прежде всего тех, которые отражают высокий уровень профессионализации арт-терапевтической деятельности, авторы настоящей книги предлагают рассматривать арт-терапию как совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности клиента и
психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска.
Важнейшими факторами лечебно-коррекционного воздействия в арт-терапии выступают изобразительная деятельность,
психотерапевтические отношения и обратная связь клиента и специалиста (арт-терапевта).
Напряжение обиды и протеста переносятся в
психотерапевтические отношения и часто их разрушают, если психолог не имеет высокой квалификации.