Возможности наблюдения таковы, что позволяют открывать новые
психические феномены, типизировать и обобщать эмпирические данные, давая характеристики новым категориям и типам людей, отношений.
Весь мир наших явлений делится на два больших класса – класс физических и класс
психических феноменов.
Вследствие этого воля и мотивация в качестве побудителей и регуляторов деятельности рассматриваются как самостоятельные
психические феномены.
Считалось, что только
психические феномены всегда являются один за другим, а физические, напротив, – по нескольку одновременно.
Приверженцы первого утверждают, что в основе социальных явлений лежат
психические феномены.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: распложать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Это определение также достаточно полно характеризует
психические феномены.
Таким образом, данное определение охватывает все приведённые выше примеры
психических феноменов и вообще все принадлежащие к этой сфере явления.
Оно всё же не совсем однородно, поскольку в соответствии с этим определением
психические феномены делятся на две группы.
Поэтому
психические феномены должны иметь непосредственную связь с соответствующими видами деятельности, которые являются источниками существования этих феноменов.
Биомедицинская (рамочная) модель является воплощением элементаристской установки, т.е. сведением сложных
психических феноменов к материальным процессам в мозге.
На настоящем этапе развития больший упор делается на внутренние нейрональные механизмы различных
психических феноменов (эмпатии, социопатии, модели психического, альтруизма и т. п.).
Прямой путь приводит к описанию
психического феномена, непосредственно опирающемуся на конкретные, эмпирически устанавливаемые любым доступным способом признаки (как существенные, так и несущественные).
Ей инкриминируется отказ от исследования
психических феноменов, сведение внутреннего мира к совокупности реакций, утверждение зеркального характера отражения, игнорирование качественной специфики высших психических процессов (мышления, речи) и т. д.
Обязательным и научно обоснованным является проведение тщательного анализа обнаруживаемого первичного
психического феномена,оценка его психологической или психопатологической сущности, изучение психогенеза, учёт сочетаемости или несочетаемости с иными сходными феноменами.
Отсюда возникает проблема: какими должны быть методологические предпосылки, которые позволяли бы строить изучение разных
психических феноменов с единых методологических позиций – как разных проявлений единой по своей природе психики.
Психика как субъективная реальность переживаний, субъективное жизненное пространство личности, (центральная категория психического) – проявляется в виде
психических феноменов, особой внутренней психической деятельности, обеспечивающей душевное равновесие, осмысленность и другие проявления индивидуальной жизни; основа – ценностно-смысловая сфера.
Поэтому, во‐первых, психика предстаёт перед нами в виде своего продукта (результата) психического процесса, в виде феноменологической данности процессов, состояний, особенностей поведения и тому подобных
психических феноменов.
Затем, мы определили
психические феномены как представления и как такие феномены, которые основываются на представлениях; все прочие феномены мы отнесли к физическим.
Виртуальной она названа в том смысле, что она имеет возможность и интенцию к самопроявлению, к порождению форм своего действительного существования (в виде реальности
психических феноменов) посредством взаимодействия в системе «субъект психической активности (человек или иное существо) – окружающая среда».
В то же время в рамках концепции «бремени» прицельно изучается ущерб родственников (фактических последствий, проблем и переживаний), опекающих хронически больного, и не рассматриваются механизмы развития
психических феноменов, возникающих у данной категории лиц.
Но человек является мерой относительно всего, кроме процесса становления психического, потому что психическое человеку дано в форме продукта этого процесса или в форме
психических феноменов.
Если человек боится, то мы имеем дело с определённым
психическим феноменом, последний характеризуется своей внутренней природой, о которой науке уже всё известно и в популярной форме изложено, причём неоднократно.
То, что мы называем
психическим феноменом, и есть эта энергия, которая распространяется и удерживается благодаря вибрации, пониманию и эмоциям.
Появление нового термина для обозначения
психического феномена абсолютно не означало, что ранее этот феномен не существовал.
Хотя другие до сих пор спорят, выдвигая аргументы в пользу существования
психического феномена и против него, я знаю, что это всего лишь вопрос времени.
Очевидно, в обществе существует потребность в таких массовых
психических феноменах.
B. Д. –Разве это не открывает большие возможности для изучения
психических феноменов?
Важным свойством перцептивных
психических феноменов является разная степень понимания образа и ощущения воспринимающим.
Девятым свойством перцептивных
психических феноменов является целостность их структуры. Каждый из них представляет собой гештальт.
Для когнитивизма в конечном счёте сейчас уже не важно, насколько факт наличия
психических феноменов подтверждён «объективными» экспериментальными данными.
Собственные
психические феномены доступны сознанию лишь в той же мере, в какой доступен наблюдателю любой внешний объект наблюдения.
Она не имеет очевидных всем точек соприкосновения с мозговым субстратом в том смысле, что ни один конкретный
психический феномен нельзя прямо и однозначно причинно-следственно связать с конкретными материальными процессами в мозге.
Он также постулировал, что и душа, и все наблюдаемые
психические феномены имеют материальный субстрат, а именно головной мозг и то, что в нём происходит.
Первый основывается главным образом на бихевиористской позиции и отрицает наличие субъективных
психических феноменов как таковых, замещая их чем угодно – от мозговой активности до так называемых моделей поведения.
Простые
психические феномены могут возникать и существовать в сознании самостоятельно, не нарушая этим единства психических конструкций, в которые входят в качестве структурных элементов.
Безусловно, материальные «объективные» процессы в мозге важны, но они обеспечивают лишь появление
психических феноменов, то есть обеспечивают субъективно очевидные проявления человеческого разума, которые и должна изучать психология.
Человеческое сознание и разум нельзя познать без признания необходимости изучения переживаемых человеком
психических феноменов, то есть сознание и разум нельзя изучить на физиологическом уровне.
Психические феномены доступны интроспекции и представляют собой преимущественно чувственные образы, понятия и конструкции из них.
Одно могу сказать точно: таких массовых
психических феноменов просто не бывает.
Субъективные переживания, мир
психических феноменов невозможно изучать объективными методами – именно так считалось более ста лет назад не только простым обывателем, но и самими психологами-исследователями.
Её объект – человеческая психика – задолго до появления психологии как дисциплины, уже в течение XIX века в рамках психиатрии и её интереса к аномальным
психическим феноменам прочно занял место в науках о жизни: «В установке на улучшение индивидуума и превентивное предотвращение будущих преступлений она (психиатрия) всё больше обращается к психической конституции преступника».
Попытки заменить очевидные и первичные сенсорные
психические феномены надуманными логическими построениями бессмысленны и вредны.
Возможно, сильнейшим аргументом в пользу отказа когнитивистов от признания определяющей роли
психических феноменов является для них то, что в отрыве от нейрофизиологической мозговой активности психика как бы висит в воздухе.
Психические явления не только составляют содержание человеческого сознания, но и само сознание только в них и проявляется; без или вне
психических феноменов человеческий разум, любая человеческая интеллектуальная активность невозможны; психические явления и есть единственный субстрат и форма выражения человеческого разума, и именно они, а не некая материальная мозговая активность ответственны за него.
Между чувственными и вербальными
психическими феноменами нет каких-либо очевидных связей.
Разум проявляется не только в форме разумного поведения, но в первую очередь в форме упорядоченных последовательностей
психических феноменов, которые возникают в человеческом сознании и очевидны для каждого человека…