Разделению эпохи первобытности способствует так называемая неолитическая революция VIII–III тыс. до н. э., ставшая границей между периодами
присваивающего хозяйства и производящего.
И постепенно – вероятно, не осмысленно, а методом долгих поисков –
присваивающее хозяйство сменилось производящим, что стало основой исторической жизни человека.
Для
присваивающего хозяйства характерны жизнь в небольших социальных группах – в семье или племени, в зависимости от площади обитаемой земли, – и использование лёгких переносных орудий труда.
Их форму хозяйствования можно охарактеризовать как простое
присваивающее хозяйство охотников, рыболовов и собирателей; труд носил форму простой кооперации, т.е. сотрудничество без развитых форм общественного разделения труда.
Такое развитие различных форм охотничьего хозяйства было незнакомо палеолитическому человеку и предполагает расцвет
присваивающего хозяйства.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: перетрудить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ретроспективно мы можем констатировать, что в истории человечества можно выделить две стадии стадия
присваивающего хозяйства и стадия производящего хозяйства.
Реципрокация появилась в эпоху
присваивающего хозяйства и несёт идеологический мотив.
Человек жил в условиях
присваивающего хозяйства, занимаясь охотой и собирательством, стараясь приспособиться к окружающей их среде обитания.
Как экономическая может характеризоваться также деятельность, основой которой является
присваивающее хозяйство при первобытнообщинном строе в условиях гомогенного социума.
Древние люди в основном занимались
присваивающим хозяйством: сбором даров природы, рыболовством и охотой.
На смену
присваивающему хозяйству пришла производящая экономика.
Возможно третьим фактором стало само происхождение окуневцев, чья культура развилась из небольшого европеоидного ядра животноводов андроновского круга, которое провело культурную ассимиляцию местных монголоидных прото-тунгусских племён, живших до этого в условиях неолитического
присваивающего хозяйства.
При всей тщательно сберегаемой европеоидности старших родов, окружающее их население, как кочевое, так и таёжное, живущее
присваивающим хозяйством, имело ту или иную долю монголоидной крови.
Напротив, народы на уровне
присваивающего хозяйства, то есть охотники и собиратели, даже при очень благоприятных обстоятельствах, когда 2—3 часа работы в день обеспечивали дневную норму питания, не делали запасов и не стремились к обладанию излишков.
Их быт это исключительно
присваивающее хозяйство.
Рассматриваемые ранее как автономно разведённые географическими и социальными условиями, хотя и развивающиеся из совпадающих причин отторжения – взаимодействия с феодальным господствующим государством-социумом, теперь, после оформления представления об особом пути развития цивилизации через эффективное
присваивающее хозяйство в работе «Цивилизация сетей, лодок и разумных людей» (см. мою монографию «Разыскания к изначальной „руси“») решительно сблизились и приняли некоторую субординацию: «казачество» стало всё более просматриваться чрезвычайной формой «поморства», обожжённой постоянным противостоянием национальному русскому и внешнему, преимущественно степному кочевому, феодализму.
Суть неолитической революции состоит в том, что человек от
присваивающего хозяйства перешёл к производящему: от охоты – к скотоводству, от собирательства – к земледелию.
Обратные воздействия в периоды неолита и энеолита минимальны: слишком резок был контраст между южной зоной, где господствовали уже производящие формы экономики, обусловившие общие прогрессивные сдвиги во всех областях жизни общества, и северной зоной, куда эти формы лишь начинали проникать при сохраняющейся доминанте
присваивающего хозяйства (достигшие этой зоны крупные земледельческие общности неолитического периода, подобные культурам линейно-ленточной и альфёльдской линейной керамики, сами были связаны прежде всего с балканским импульсом).
Европейцы были знакомы преимущественно с номадами, т. е. людьми, которые вели
присваивающее хозяйство.
Особенностью
присваивающего хозяйства является ограничение роста популяции, вызванное ограниченность ресурсов доступных для жизнедеятельности.
Так в обществе с
присваивающим хозяйством господствовала физиологическая потребность в поддержании жизни.
Необходимость в обеспечении коллективной безопасности возникает уже при ведении
присваивающего хозяйства.
Например: если мы имеем дело с первобытной экономикой (простое
присваивающее хозяйство, где люди сразу же потребляют то, что добыли и ничего не накапливают), то и социальная структура будет простой и примитивной, не будет по сути никаких слоёв, богатых и бедных (точно, как в родовой общине).
На стадии
присваивающего хозяйства мы гипотетически обнаруживаем один тип общества – первобытнообщинную формацию.
Вслед за этим произошло объединение культурных и технических потенциалов человеческих групп, заместившее конфликты за ресурсы, преобладавшие в эпоху
присваивающего хозяйства.
Можно сказать, что первым историческим всплеском возрожденческого сознания была неолитическая революция, научившая человека не только брать из природы, но и воспроизводить природу, внедрив в свою деятельность совершенно другой, чем это было в эпоху
присваивающего хозяйства, метод понимания её законов.