Исторический подход показывает, что наибольшей устойчивостью во времени отличался примитивный, догосударственный порядок, когда человек вёл
присваивающее хозяйство и не был выделен из природы.
Разделению эпохи первобытности способствует так называемая неолитическая революция VIII–III тыс. до н. э., ставшая границей между периодами
присваивающего хозяйства и производящего.
И постепенно – вероятно, не осмысленно, а методом долгих поисков –
присваивающее хозяйство сменилось производящим, что стало основой исторической жизни человека.
Для
присваивающего хозяйства характерны жизнь в небольших социальных группах – в семье или племени, в зависимости от площади обитаемой земли, – и использование лёгких переносных орудий труда.
Такое развитие различных форм охотничьего хозяйства было незнакомо палеолитическому человеку и предполагает расцвет
присваивающего хозяйства.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: медиаконцерн — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Реципрокация появилась в эпоху
присваивающего хозяйства и несёт идеологический мотив.
Ретроспективно мы можем констатировать, что в истории человечества можно выделить две стадии стадия
присваивающего хозяйства и стадия производящего хозяйства.
Человек жил в условиях
присваивающего хозяйства, занимаясь охотой и собирательством, стараясь приспособиться к окружающей их среде обитания.
Как экономическая может характеризоваться также деятельность, основой которой является
присваивающее хозяйство при первобытнообщинном строе в условиях гомогенного социума.
Древние люди в основном занимались
присваивающим хозяйством: сбором даров природы, рыболовством и охотой.
Их форму хозяйствования можно охарактеризовать как простое
присваивающее хозяйство охотников, рыболовов и собирателей; труд носил форму простой кооперации, т.е. сотрудничество без развитых форм общественного разделения труда.
На смену
присваивающему хозяйству пришла производящая экономика.
Возможно третьим фактором стало само происхождение окуневцев, чья культура развилась из небольшого европеоидного ядра животноводов андроновского круга, которое провело культурную ассимиляцию местных монголоидных прото-тунгусских племён, живших до этого в условиях неолитического
присваивающего хозяйства.
При всей тщательно сберегаемой европеоидности старших родов, окружающее их население, как кочевое, так и таёжное, живущее
присваивающим хозяйством, имело ту или иную долю монголоидной крови.
Их быт это исключительно
присваивающее хозяйство.
Рассматриваемые ранее как автономно разведённые географическими и социальными условиями, хотя и развивающиеся из совпадающих причин отторжения – взаимодействия с феодальным господствующим государством-социумом, теперь, после оформления представления об особом пути развития цивилизации через эффективное
присваивающее хозяйство в работе «Цивилизация сетей, лодок и разумных людей» (см. мою монографию «Разыскания к изначальной „руси“») решительно сблизились и приняли некоторую субординацию: «казачество» стало всё более просматриваться чрезвычайной формой «поморства», обожжённой постоянным противостоянием национальному русскому и внешнему, преимущественно степному кочевому, феодализму.
Суть неолитической революции состоит в том, что человек от
присваивающего хозяйства перешёл к производящему: от охоты – к скотоводству, от собирательства – к земледелию.
Обратные воздействия в периоды неолита и энеолита минимальны: слишком резок был контраст между южной зоной, где господствовали уже производящие формы экономики, обусловившие общие прогрессивные сдвиги во всех областях жизни общества, и северной зоной, куда эти формы лишь начинали проникать при сохраняющейся доминанте
присваивающего хозяйства (достигшие этой зоны крупные земледельческие общности неолитического периода, подобные культурам линейно-ленточной и альфёльдской линейной керамики, сами были связаны прежде всего с балканским импульсом).
Особенностью
присваивающего хозяйства является ограничение роста популяции, вызванное ограниченность ресурсов доступных для жизнедеятельности.
Так в обществе с
присваивающим хозяйством господствовала физиологическая потребность в поддержании жизни.
Необходимость в обеспечении коллективной безопасности возникает уже при ведении
присваивающего хозяйства.
Вслед за этим произошло объединение культурных и технических потенциалов человеческих групп, заместившее конфликты за ресурсы, преобладавшие в эпоху
присваивающего хозяйства.
На стадии
присваивающего хозяйства мы гипотетически обнаруживаем один тип общества – первобытнообщинную формацию.
Европейцы были знакомы преимущественно с номадами, т. е. людьми, которые вели
присваивающее хозяйство.
Например: если мы имеем дело с первобытной экономикой (простое
присваивающее хозяйство, где люди сразу же потребляют то, что добыли и ничего не накапливают), то и социальная структура будет простой и примитивной, не будет по сути никаких слоёв, богатых и бедных (точно, как в родовой общине).
Можно сказать, что первым историческим всплеском возрожденческого сознания была неолитическая революция, научившая человека не только брать из природы, но и воспроизводить природу, внедрив в свою деятельность совершенно другой, чем это было в эпоху
присваивающего хозяйства, метод понимания её законов.