Обществознание без паники

Никита Глазунов

Поздравляю тебя с тем, что этот учебник попал к тебе! Теперь ты можешь быть значительно спокойнее – у тебя есть вся необходимая теоретическая база для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.Этот учебник изначально был курсом лекций для моих учеников, который я в течение нескольких лет дополнял и редактировал. Вся его структура и содержание – это отражение заданий самого экзамена. Поэтому сегодня я с полной уверенностью могу сказать, что нет таких заданий, ответа на которые нет в этом учебнике.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание без паники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

I Вводные темы

1.1 Понятия общество, культура

Популярность темы по статистике: 31%

Соответствие кодификатору ФИПИ: 1.8

В узком смысле под обществом может пониматься:

1. определенная совокупность людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности (например, общество филателистов, общество охраны природы);

2. конкретный этап в историческом развитии народа или страны (например, феодальное общество);

3. отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество).

В широком смысле общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов и способов их взаимодействия.

Общество — динамическая сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система. Общество — это комплекс взаимодействующих элементов, или подсистем. Основными подсистемами общества принято считать четыре сферы общественной жизни: экономическую, социальную, политическую и духовную.

Признаки общества как динамической сложноорганизованной саморазвивающейся открытой системы:

1. наличие подсистем общества и отдельных элементов (экономической, социальной, политической и духовной сфер);

2. постоянное видоизменение, динамичность, незавершенность (отмирают одни элементы, им на смену приходят другие);

3. наличие своих субъективных законов исторического развития;

4. непредсказуемость, альтернативность, нелинейность развития;

5. способность преобразовывать мир вокруг себя, в том числе природу

1.2 Сферы общества

Популярность темы по статистике: 17%

Соответствие кодификатору ФИПИ: 1.8

Общество как система состоит из элементов (подсистем), которые принято называть сферами общества.

Основными подсистемами общества принято считать четыре сферы общественной жизни: экономическую, социальную, политическую и духовную. Критерием выделения данных сфер служат базовые потребности человека. Подобное разграничение является условным, но традиционно используется.

Экономическая сфера — это отношения в процессе производства, обмена и потребления, по поводу права собственности, предпринимательская деятельность, взаимосвязь государства и экономики.

Основные термины: экономические системы; производство; обмен; распределение; формы собственности; рынки; деньги; бюджет; банки; налоги; безработица; предпринимательская деятельность.

Политическая сфера — это отношения по поводу власти и управления обществом, взаимосвязь человека и государства, между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр.

Основные термины: политика; власть; государство; разделение властей; формы государственной власти (формы правления, формы территориального устройства, формы политических режимов); политические партии; выборы; гражданское общество.

Социальная сфера — это отношения социальных групп между собой (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей), порядок и принципы этих взаимоотношений. Основные термины: структура (стратификация) общества; социальные группы (классы, сословия, касты, страты, нации, и пр.); социальная мобильность и социальные лифты; национальные отношения; семья.

Духовная сфера — это отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.), отношения в процессе создания, распространения и усвоения этих ценностей.

Основные термины: культура; искусство; образование; наука; религия; вера; мировоззрение; мораль; нравственность; этика; эстетика и пр.

1.3 Общественное развитие

Популярность темы по статистике: 17%

Соответствие кодификатору ФИПИ: 1.16

Прогресс — это такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.

Особенности прогресса:

Относительность прогресса (невозможность применения данного термина к некоторым сферам, например, искусству).

Противоречивость прогресса (наличие позитивных последствий для одной сферы, но одновременно негативных для другой, например, развитие промышленности отрицательно влияет на экологическую обстановку в регионе).

Критерии прогресса:

1. Развитие человеческого разума.

2. Совершенствование нравственности людей.

3. Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.

4. Прогресс науки и техники.

5. Развитие производительных сил общества.

Регресс — это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Стагнация — задержка общественного развития.

Прогресс может развиваться в трех наиболее характерных формах:

1) Реформа — сознательное совершенствование в общественной жизни, проводимое через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные устои общества (традиции, обычаи, церковь, семью и пр.).

2) Революция — коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

3) Эволюция — естественный процесс постепенного непрерывного количественного изменения, подготавливающий качественные изменения в обществе.

В современном обществе преобладают следующие формы общественных изменений:

1) Инновация — однократное рядовое улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

2) Модернизация — это процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения ее развития.

Урбанизация — исторический процесс увеличения количества городов и сосредоточения в них политической, экономической и культурной жизни государства, увеличения доли городского населения от общего количества жителей государства.

Процесс урбанизации идёт за счёт:

— преобразования сельских населённых пунктов в городские;

— формирования широких пригородных зон;

— миграции из сельской местности (провинции) в городскую.

Субурбанизация — процесс роста и развития пригородной зоны крупных городов. В результате происходит формирование городских агломераций. Растущее благосостояние позволяет людям строить дома «сельского типа» в пригородах, избегая минусов города. Однако население пригородов ни в коей мере не становится сельским, практически все продолжают работать в городе. Субурбанизация невозможна без массовой автомобилизации, так как в пригородах может отсутствовать социальная инфраструктура (магазины, школы и др.), а главное — нет работы.

1.4 Типологии обществ

Популярность темы по статистике: 57%

Соответствие кодификатору ФИПИ: 1.17

В процессе развития знания об обществе сложилось множество подходов к типологии обществ.

Первая типология создана древнегреческими мыслителями Платоном и Аристотелем. СУТЬ: все общества можно разделить по формам правления на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии и охлократии. В современной социологии в рамках этого подхода выделяют тоталитарные (государство определяет все основные направления социальной жизни), демократические (население может влиять на государственные структуры) и авторитарные общества (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии).

Материалистическая типология

Основана на философском учении Маркса и Энгельса. Основой общественной жизни и развития они считали экономику и удовлетворение материальных потребностей. (прежде чем заниматься наукой, искусством человеку необходимо есть, пить). Для удовлетворения этих потребностей люди взаимодействуют с природой (создавая производительные силы), вступают в определенные (производственные) отношения между собой. Согласно марксизму все сферы жизни общества определяются характером экономической системы. Производственные отношения — это базис общества, определяющий его надстройку: государственный строй, правовые формы, политические, философские теории, нравственные установки, религиозные воззрения. В свою очередь характер экономики определяется отношениями собственности на средства производства (является ли человек собственником средств производства? от этого зависит его место в системе производства, распределения продукта труда и присвоения доходов от продажи произведенного). Согласно марксизму, собственник богатеет, а работник беднеет потому, что первый присваивает себе неоплаченную часть труда второго (собственники средств производства оплачивают в форме заработной платы лишь часть труда, затраченного на производство товара). Это — эксплуатация.

На основе этих идей была предложен была предложена стадиальная модель общественно-исторического развития. Основой для классификации обществ является способ производства материальных благ.

На этом основании выделяются шесть типов обществ:

1) первобытнообщинное общество (присваивающая экономика, нет частной собственности, нет неравенства, нет государства, все материальные блага принадлежат племени);

2) азиатское общество (аграрная экономика, земля принадлежит общине, мощное бюрократическое государство, все люди — рабы монарха);

3) рабовладельческое общество (аграрная экономика, земля, рабы и результаты их труда принадлежат рабовладельцам);

4) феодальное общество (аграрная экономика, земля принадлежит феодалам, крестьяне лично свободны, за пользование землей феодала платят собственным трудом);

5) капиталистическое общество (рыночная экономика, фабрики и земля принадлежат капиталистам, за работу они платят деньгами);

6) коммунистическое общество (нет частной собственности, нет государства, нет жизненной необходимости работать, абсолютное материальное довольство).

Цивилизационный подход.

Теория циклического развития локальных цивилизаций создана русским социологом Сорокиным и английским историком Тойнби. СУТЬ: цельной истории человечества не существует, каждое общество в силу специфики, взаимосвязи и взаимодействия его отдельных сфер (экономики, политики, права, социальной и культурной, идеологии, религии, обычаев и традиций) представляет собой целостное образование — цивилизацию. Цивилизации могут совпадать с границами государств, но бывают и исключения, например, Западную Европу, состоящую из множества больших и маленьких вполне самостоятельных государств, принято считать одной цивилизацией, поскольку при всем своеобразии каждого государства все они представляют один культурно-исторический тип.

Так, А. Тойнби выделял более 10 замкнутых цивилизаций. Каждая из них проходила в развитии стадии возникновения, роста, надлома, разложения.

Концепция постиндустриального общества.

Основные идеи были изложены Сен-Симоном, Беллом и Хабермасом. СУТЬ: все общества можно разделить на три группы доиндустриальные (аграрные, традиционные), индустриальные (промышленные) и постиндустриальные (информационные).

Доиндустриальные (аграрные, традиционные) общества:

Основной фактор производства — земля

Основной продукт производства — пища

Характер труда — ручной труд, простейшие технологии, господство традиций

Основная занятость населения — сельское хозяйство

Основная форма проживания — деревня

Основная форма собственности — общинная

Взаимодействие с природой — человек считает себя ее частью, подстраивается под ее циклы

Социальная структура — замкнутая социальная структура с низкой соц. мобильностью (сословия, касты)

Политическая жизнь — божественное происхождение власти, неограниченная монархия

Духовная жизнь — господство традиций, устная передача информации, низкий уровень образованности

Индустриальные (промышленные) общества:

Основной фактор производства — капитал

Основной продукт производства — промышленные изделия

Характер труда — механизация и стандартизация

Основная занятость населения — промышленность

Основная форма проживания — город

Основная форма собственности — частная

Взаимодействие с природой — неограниченное использование природных ресурсов (природа — это кладовая)

Социальная структура — высокая степень социальной мобильности (классы)

Политическая жизнь — ограниченная монархия или республика, политические свободы, равенство перед законом, демократия «большинства»

Духовная жизнь — вера в прогресс, науку, личный успех, появление массовой культуры

Постиндустриальные (информационные) общества:

Основной фактор производства — предпринимательские способности, информация

Основной продукт производства — услуги, информация

Характер труда — высококвалифицированный, творческий, автоматизация производства

Основная занятость населения — сфера услуг и производство информации

Основная форма проживания — мегаполисы и их агломерации

Основная форма собственности — акционерная

Взаимодействие с природой — попытки решения экологических проблем

Социальная структура — открытость соц. структур, высочайший уровень мобильности (страты)

Политическая жизнь — демократические республики, развитие гражданского общества, плюрализм, демократия «консенсуса» (толерантность)

Духовная жизнь — культ образования и индивидуальности (быть собой), относительность норм морали, гуманизация, гуманитаризация, информатизация образования

1.5 Глобализация

Популярность темы по статистике: 6%

Соответствие кодификатору ФИПИ: отсутствует в кодификаторе, но задания есть

Глобализация — это процесс, в ходе которого мир преобразуется в единую глобальную систему. Проходит благодаря двум параллельно текущим процессам — интеграции и унификации.

Интеграция — это процесс объединения частей в целое посредством налаживания связей.

Унификация — это приведение чего-либо к единым стандартам и формам.

Глобализация подразумевает интеграцию в экономической, культурной и политической сферах.

Глобализация — это неизбежное явление в истории человечества, заключающееся в том, что мир в результате обмена товарами и продуктами, информацией, знаниями и культурными ценностями становится более взаимосвязанным. Однако за последние десятилетия темпы этой глобальной интеграции стали гораздо более высокими и впечатляющими благодаря беспрецедентным достижениям в таких сферах, как технологии, средства связи, наука, транспорт и промышленность.

Наиболее ярко и отчетливо глобализация проявляет себе в экономической сфере:

1. Появилась международная валюта — доллар, евро (возможно биткойн), которая является универсальным платежным средством в любом уголке мира.

2. Международное разделение труда привело к специализации стран на производстве определенного вида продукции: международная торговая система позволяет производить лишь то, что наиболее выгодно, остальное — покупать.

3. Экономика каждой страны мира перестала быть в полной смысле слова «национальной», поскольку ее состояние стало неразрывно связано с решениями международных центров за пределами данного государства.

4. Появились транснациональные корпорации (ТНК) — компании, владеющие производственными подразделениями в нескольких странах.

5. Созданы международные экономические объединения и организации: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация, Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК),

6. Созданы международные платежные системы: MasterCard, Visa, American Express, QIWI, PayPall и другие

7. Созданы международные торговые площадки: eBay, AliExpress, Taobao и другие.

8. Периоды экономического роста и кризисы приобрели планетарные масштабы.

9. Реальный сектор экономики (промышленное производство) постепенно перемещается в развивающиеся страны, где стоимость рабочей силы значительно ниже.

10. Современная экономика — это мир брендов. Выбирая товар или услугу, человек ориентируется на бренд. Причем чем глобальней этот бренд, тем предпочтительней именно его продукция.

11. Возник феномен удаленной работы, благодаря которой человек может быть частью любой экономической структуры в мире и иметь возможность свободно перемещаться.

Также значительно глобализация проявляет себя в сфере культуры:

1. Постепенно отмирают уникальные национальные традиции.

2. Редкими стали особенные национальные праздники (то есть те, которые отмечаются не более, чем одним народом). В случае с русской культурой уникальными являются на данный момент только 2 праздника: масленица и старый новый год. Остальные праздники либо отмечаются всем остальным европейским миром (рождество, пасха, новый год), либо являются установленными государством — то есть не традиционными (день национального единства и т.п.)

3. В современном мире господствуют три мировых религии (христианство, буддизм, ислам), которые устанавливают единые культурные стандарты для разных народов.

4. Произошла унификация ценностей. Мечты современного человека типичны в мировом масштабе. И японцы, и американцы, и русские хотят иметь свой дом, высокий доход, возможность путешествовать.

5. Английский язык получил статус международного.

6. Происходит американизация мировой культурой: ее смотрят, читают, слушают во всех уголках мира. Национальный кинематограф и музыка является скорее вкусовым изыском, патриотизмом, чем нормой для современного человека.

7. Интернет сеть объединила практически всех людей на земном шаре возможностью общаться в режиме прямого эфира.

8. Образование стало носить интернациональный характер. Мы можем получить образование не у себя на родине, дипломы признанных вузов действительны во всем мире.

9. Отмирает феномен национальной кухни. Живя в любом городе, мы можем посетить небольшой ресторан и там попробовать блюда наиболее популярных кухонь мира. За жульеном больше не нужно ехать во Францию, а пиццу мы не воспринимаем, как итальянское блюдо.

10. Развитие сферы туризма позволяет нам приобщиться к культурным ценностям других народов.

11. Возникло понятие «мировое культурное наследие» — т.е. наиболее значительные ценности когда-либо созданные человечеством. Материальные объекты мирового культурного наследия защищает международная организация Юнеско, находящаяся в структуре ООН.

В политической сфере:

1. Появляются международные организации, носящие статус наднациональных структур: Евросоюз, НАТО, ООН.

2. Возникает международное законодательство и международный суд.

3. Прошедшие две мировые войны и холодная война, в которые оказались втянуты практически все государства мира.

4. Позиции национальных государств постепенно ослабевают, уступая влиянию международных организаций и транснациональных корпораций.

Плюсы глобализации

1. Приобщение значительной части населения земли к достижениям цивилизации

2. Преодоление народами национальной замкнутости

3. Рост производительности труда

4. Возрастание возможностей для самореализации

5. Увеличение уровня материального комфорта миллионов людей

6. Рост свободы передвижения

Минусы глобализации

1. Разрушение вековых укладов жизни народов

2. Разрушение привычной социально-культурной среды

3. Социальные потрясения, вызванные перераспределением рабочей силы и ростом безработицы

4. Доминирование мировых центров культуры, экономики и политики, способных навязать остальным свою волю.

5. Стандартизация и упрощение многообразия окружающего мира

6. Обострение проблем нелегальной миграции

1.6 Глобальные проблемы

Популярность темы по статистике: 31%

Соответствие кодификатору ФИПИ: 1.18

«Глобальные проблемы» — совокупность социально-природных проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран.

Признаки глобальных проблем:

1. затрагивают все человечество;

2. невозможно решить в одной отдельно взятой стране;

3. от их решения зависит дальнейшая судьба цивилизации;

4. напрямую связаны с развитием общества.

Типы глобальных проблем:

1. Интерсоциальные проблемы («общество — общество»), связанные с сохранением безопасности и мира на планете

1.1 Опасность мировой ядерной войны.

1.2 Опасность локальных войн

1.3. Разрыв в развитии стран (Север-Юг).

1.4. Демографический кризис («старение» развитых стран и рост рождаемости в развивающихся)

1.5. Международный терроризм

1.6. Развитие недружественного искусственного интеллекта

2. Экологические проблемы («общество — природа»), связанные с взаимодействием общества и природы

2.1. Ограниченность природных ресурсов

2.2. Нехватки продовольствия

2.3. Неконтролируемое распространение ядерных технологий

2.4. Глобальное потепление

2.5. Озоновые дыры

2.6. Кислотные дожди

2.7. Снижение биологического разнообразия

2.8. Загрязнение окружающей среды (почвы, океана, атмосферы)

3. Социальные проблемы («человек-общество»), связанные с с взаимодействием человека и общества

3.1. Неизлечимые заболевания (сердечно-сосудистые, онкологические)

3.2. Распространение ВИЧ

3.3. Появление новых вирусов

3.4. Нерешенность проблемы отмены старения у людей и слабая информированность общественности о пренебрежимом старении

3.5. Рост безработицы в связи с развитием компьютерных технологий (научно-технической революции)

3.6. Недоступность образования для значительной части населения планеты

Пути решения глобальных проблем:

1. Формирование нового планетарного сознания, информирование людей о глобальных проблемах.

2. Изучение причин, приводящих к возникновению и обострению проблем.

3. Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете.

4. Развитие новых технологий (ресурсосберегающих, использующих вторсырье, альтернативные источники энергии).

5. Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем.

1.7 Неолитическая революция

Популярность темы по статистике: 3%

Термин «неолитическая революция» впервые ввел английский ученый Гордон Чайлд. Он впервые высказал идею о том, что в период неолита произошла революция, но революция, растянувшаяся на тысячелетия.

Суть неолитической революции состоит в том, что человек от присваивающего хозяйства перешел к производящему: от охоты — к скотоводству, от собирательства — к земледелию.

Для того, чтобы научиться сеять, людям понадобилось более 30 тысяч лет.

Почему так долго? Первичное развитие общества во многом зависит от климата, однако природные богатства не всегда являются источником процветания. Например, в тропиках три хлебных дерева могут прокормить человека в течение года, двенадцати бананов хватает работнику на день (по калорийности), к тому же урожайность бананов в 105 раз больше урожайности пшеницы. Зачем тогда трудиться, выращивать?

Нужен был мощный толчок: либо в виде изменения природных условий, нарушившего равновесие человека и природы; либо в виде кризиса, вызванного человеческой деятельностью (истребление животных, демографические сдвиги, влияние извне, со стороны развивающихся обществ).

Неолитическая революция — это универсальная закономерность. Ее пережили разные народы, в разное время, в разных условиях. Через этот период прошли все цивилизованные народы, имеющие государственность, а кто не прошел, тот находится на уровне родового строя. Неолитическая революция стала логической предпосылкой возникновения государства.

Последствия:

1. Снижение физической активности человека.

2. Скелет стал меньше и стройнее, а объем мозга больше.

3. С развитием земледелия люди стали употреблять больше растительной и вареной, а следовательно, более мягкой пищи.

4. Земледелие способствовало возникновению кариеса и других дефектов зубов.

5. Замедлилась реакция, психика стала более устойчивой (оседлость и производимые продукты давали уверенность в завтрашнем дне). Организм перестраивался к оседлому образу жизни.

6. Увеличилась продолжительность жизни с 25—30 до 40—45 лет.

7. Увеличились рождаемость (при кочевом образе жизни, сидя на лошади, женщина может держать на руках только одного ребенка (имеются в виду маленькие дети до трех лет, которые не могут обходиться без помощи матери).

8. Сократилась детская смертность. Для охотников и собирателей было типичным умерщвление от 15 до 50 процентов детей, которых не могли прокормить.

9. Распространение вирусных заболеваний.

1.8 Биосоциальная сущность человека

Популярность темы по статистике: 40%

Соответствие кодификатору ФИПИ: 1.1

Человек — биосоциальное существо — то есть содержит в себе черты животных и специфические человеческие черты.

Жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических процессах — питании, дыхании, выделении, движении, размножении и т. д., которые происходят в нем и которым принадлежит определяющая роль в обеспечении его жизнеспособности. Наряду с этим человек — уникальный вид живых организмов. Он ведет общественный образ жизни, обладает разумом, способностью к творчеству и созидательному труду, речью, позволяющей передавать информацию (знания, умения, навыки) из поколения в поколение, накапливая и приумножая ее.

Животное: инстинкты, нет свободы воли, приспособление к природе, материальные потребности

Формулировки, встречающиеся в ЕГЭ:

— адаптироваться к природным условиям

— производить потомство/способность к продолжению рода

— чередовать периоды активности и отдыха

— инстинктивные реакции на воздействие среды

— генетически обусловленные модели поведения в некоторых ситуациях

— использование предметов, данных природой

— темперамент

— задатки

— умение защищаться от врагов

Человек: мышление, членораздельная речь, сознательная деятельность, преобразование природы, создание орудий труда, материальные и духовные потребности

Формулировки, встречающиеся в ЕГЭ:

— преобразовывать окружающую среду/способность создавать новые предметы

— видеть цель своих действий/осознанная постановка цели

— мыслить

— толерантность

— поиск смысла жизни

— стремление понять закономерности развития природы и общества

— ответственность

— инициативность

— формируется в процессе социализации

1.9 Потребности и способности человека

Популярность темы по статистике: 17%

Соответствие кодификатору ФИПИ: 1.9

Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.

Потребности делятся на материальные и духовные.

Пирамида потребностей Абрахама Маслоу

Суть: человек не может реализовать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

1. Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.

2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.

3. Потребность в принадлежности и любви.

4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.

5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.

6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.

7. Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Особенности потребностей:

1. Не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере;

2. Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей;

3. Реализация потребности в определенной степени ведет к возрастанию требований в этой области («процесс возрастания потребностей»)

Интерес — это целенаправленное отношение человека к объекту его потребности.

Удовлетворение потребностей напрямую связано с уровнем способностей человека.

Способности — это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения им определенного рода деятельности.

Способности делятся на общие и специальные.

Общие — помогают достичь успеха в самых разных занятиях.

Специальные — помогают достичь успеха в определенных видах деятельности.

Уровень развития способностей выражается понятиями талант и гениальность.

Талант — это совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и общественной значимостью.

Гениальность — высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.

Задатки — врожденные особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей.

Одаренность — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека.

1.10 Структура деятельности. Основные виды деятельности

Популярность темы по статистике: 63%

Соответствие кодификатору ФИПИ: 1.5, 1.7

Субъект — тот, кто осуществляет деятельность.

Объект — то, на что направлена деятельность.

Мотив — то, что вызывает активность субъекта и определяет направленность деятельности.

Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.

Средства — то, при помощи чего осуществляется деятельность.

Рефлексия — обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, на продукты собственной активности, их переосмысление.

Характерные черты деятельности человека:

1. Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.

2. Продуктивный характер: направлена на получение результата.

3. Преобразующий характер: человек изменяет окружающий мир и самого себя.

4. Общественный характер: человек в процессе деятельности вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Сознательный характер деятельности человека связан с пониманием его свободы. Немецкий философ Гегель писал, что свобода — это «осознанная необходимость». В нашем обычном понимании свобода — это возможность поступать так, как хочется. Связь необходимости (как ограничения свободы) и свободы в том, что человек осознает необходимость и, обладая свободой воли, принимает сознательное решение действовать сообразно необходимости. Жить в обществе и быть абсолютно свободным от него невозможно. Нас ограничивают право и закон, моральные нормы, традиции и обычаи, уровень развития и характер общества в котором мы живем. Осуществляя осознанный выбор, мы вместе с тем понимаем, что каждый наш шаг приведет каким-то последствиям — в этом суть нашей ответственности.

По отношению к вопросу о свободе человека сложилось две противоположные философские позиции:

1. Фатализм — все предопределено высшими силами, человек не может ничего изменить.

2. Волюнтаризм — все на свете происходит так как происходит, потому что этого захотел кто-то из людей.

Деятельность подразделяется на материальную и духовную.

Материальная деятельность — это создание материальных ценностей и вещей.

Материальная деятельность: материально-производственная деятельность (преобразование природы) и социально-преобразующая деятельность (преобразование общества).

Духовная деятельность — изменение сознания людей, созданием научных, художественных, нравственных ценностей и идей.

Духовная деятельность: познавательная деятельность (наука, искусство, мифы, религия), ценностно-ориентировочная деятельность (формирование мировоззрения) и прогностическая деятельность (предвидение и планирование изменений).

Есть различные критерии классификации деятельности:

по объектам и результатам деятельности — создание материальных благ или культурных ценностей;

— по субъекту деятельности — индивидуальная и коллективная;

— по характеру самой деятельности — например, репродуктивная или творческая;

— по соответствию правовым нормам — законная и незаконная;

— по соответствию моральным нормам — моральная и аморальная;

— по соотношению с общественным прогрессом — прогрессивная и реакционная;

— по сферам общественной жизни — экономическая, социальная, политическая, духовная.

Основные виды человеческой деятельности:

1. Игра — вид деятельности, цель которой сама деятельность, а не результат.

Черты игры: отсутствие материальных результатов, воображаемая ситуация, замещение реальных предметов игровыми, условными.

2. Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков.

3. Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, вербальное и невербальное. Особенность общения — это взаимодействие двух и более субъектов.

Функции общения:

1) функция передачи информации (коммуникативная);

2) функция взаимопонимания (перцептивная);

3) функция совместной деятельности (интерактивная).

Виды общения по средствам:

1) вербальное общение — осуществляется посредством речи.

2) невербальное общение — происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными.

4. Труд — вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Черты труда: целесообразность, нацеленность на достижение конкретного результата, практическая полезность, преобразование внешней среды обитания.

5. Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (в классификациях встречается реже!)

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание без паники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я