Но это не та
прагматическая история, про которую я говорю в моей рецензии.
Одним словом,
прагматическая история есть политическая история.
Прагматическая история, о которой я упоминаю, есть именно история, известная грекам и римлянам, то есть с политическим характером…
Прагматическая история в целом всегда есть резонирующая история.
Уже древние занимались так называемою
прагматическою историей, стремились подвести причинное объяснение для отдельных фактов и полагали пользу истории в том, что своим восхождением от следствий к причинам она научит политических деятелей влиять на причины, чтобы произвести следствия.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: белковина — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В целом можно сказать, что для философской истории является существенным внесение в рассмотрение исторических событий рациональногометода на место психологистического мотивирования
прагматической истории.
Прагматическая история, признавая «единичность» исторического предмета, тем не менее ищет в истории «постоянств», которые прежде всего понимает, как «повторения», единство коих и даёт ей соответствующую «точку зрения».
Два последних вида истории относились к отдалённому прошлому, и именно этим, в первую очередь, отличалась от них
прагматическая история.
Сама
прагматическая история говорит, как известно, о «причинах», но поскольку в ней указываются преимущественно побуждения, движущие в направлении к практическим целям и моральным оценкам, мы вправе говорить именно о мотивах, так как «мотив» и есть не что иное, как побуждающее представление с более или менее яркой чувственной окраской, где в конце концов само чувство выступает как движущий момент.
Затем вторым подвидом рефлективной истории является
прагматическая история.
Историческое изложение начинается с простой генеалогии, затем переходит в хронику (т. е. главным образом, в запись событий), а затем в мемуары, объясняющие мотивы человеческих действий, что в свою очередь ведёт к
прагматической истории; не отрицая необходимости и теперь считаться с требованиями хронологического и прагматического изложения, историк не может, однако, ограничиться им: он должен стремиться к историческим комбинациям и изучать сущность тех идей, в которых он усматривает одновременно и силы, движущие человечеством, и цель его истории; историк следит за действием таких сил, проникающих собою всю историю и придающих ей внутреннее единство, за их возникновением, за их стремлением к победе и господством и за их исчезновением под напором новых идей.
Кто стремится к новому, тот не теряет способности познавать старое и объяснять его исторически, и нет такого юриста, который бы отрицал пользу и важность истории; но последнюю нельзя, да и не нужно знать до мелочей: мелочные подробности необходимы для филологии, но не для
прагматической истории права.
С умножением успехов разума умножаются и достоверные источники истории: памятники (монеты, надписи, развалины и проч.), также письменные доказательства об отношениях народов, как-то: государственные бумаги, генеалогические таблицы и настоящие исторические сочинения (дневники, летописи, тексты молитв хроники, аналитическая и
прагматическая истории).
Красочная и вместе с тем проникнутая рационализмом мифология, дидактическая философия и
прагматическая история, изощрённая в изображении человеческих коллизий и чувствований поэзия и драматургия, исполненное гражданского пафоса красноречие, политическая теория и социальная утопия – вот перечень лишь наиболее важных направлений культурного развития античного мира.