Допустим, что кто-то отвергает государство и отстаивает какую-то альтернативу
утилитаристскому подходу.
В главе 4 изложена сущность
утилитаристской доктрины и приведены аргументы в пользу косвенного утилитаризма.
Если все нормы поведения мы оцениваем по их способности приводить к желательным, а не противоположным, социальным результатам, то в этом смысле любая рациональная этика должна быть
утилитаристской.
Их критика имеет какой-то смысл лишь применительно к вульгарным разновидностям гедонистических и
утилитаристских теорий.
Такова, по-моему, – и здесь я не одинок –
утилитаристская мораль, мораль пользы.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: натужить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Однако в XVIII веке осознание алхимиками своей роли и статуса всё больше и больше подвергалось влиянию
утилитаристской мысли.
Любая действительно привлекательная этическая система должна быть в широком смысле слова
утилитаристской.
В этом
утилитаристском предложении страдания наказываемого преступника приравниваются к страданиям его жертв, вызванным преступлением.
Существенной чертой всех инструменталистских теорий является их опора на функционализм и
утилитаристские ценности.
Если, однако, мы откажемся от этого определения и представим аскетизм как вид атлетизма, –по аналогии с тем, как тренируются спортсмены или солдаты, чтобы закалить себя перед трудностями и выдержать будущие испытания на силу, мужество, храбрость, напряжение, выносливость, – или, допустим, как упражнение в воздержании ради повышения «остроты редкого удовольствия», тогда его цель окажется
утилитаристской и даже гедонистической.
Социальный плановик должен будет также точно установить оптимальные количества каждого блага, которые должны быть произведены, так чтобы максимизировать общественное благосостояние вне зависимости от индивидуальных полезностей, а уже затем использовать
утилитаристский критерий для организации финансирования, необходимого для субсидирования производства.
Необходимо, однако, также заметить, что последовательная логика требует полномасштабного планирования, а не просто следования
утилитаристской концепции, поскольку как только «безбилетника» (или в более общем случае бенефициара, удерживающего дополнительную выгоду от пользования дополнительным благом) попросят заплатить во имя эффективности, он будет принуждён уменьшить своё потребление данной типичной корзины товаров и услуг.
Несомненно, чтобы ответить на такие вопросы, утилитаристу нужно дополнить свои взгляды; возможно, он обнаружит, что дополнительная теория станет главной, а
утилитаристские соображения окажутся задвинутыми в угол.
Соответственно, может не существовать строгого метода доказательства того, что антимонопольная политика способствует эффективности экономики (и общества в целом) в некотором собирательном
утилитаристском смысле.
Действительно, часто утверждается, что если бы предпринимательские структуры смогли искусственно прекратить рыночные процессы посредством образования монополий или заключения тайных соглашений, то это могло бы привести к неэффективному использованию ресурсов и стало бы
утилитаристским оправданием для широкого государственного регулирования.
Тогда мы получим что-то вроде «утилитаризма прав»; в
утилитаристской структуре место всеобщего счастья (как релевантного конечного состояния) просто займут нарушения прав (подлежащие минимизации).
Теоретики сдерживания
утилитаристского толка предложили бы, скажем, установить наказание P за преступление на наименьшем уровне, при котором любое наказание, превосходящее P, приведёт к большим дополнительным страданиям преступника, чем страдания, от которых будут избавлены (потенциальные) жертвы преступлений, предотвращённых в случае дополнительного увеличения наказания (или какой-нибудь принцип, похожий на этот).
Не является ли наш довод чрезмерно
утилитаристским?
Он находит
утилитаристское ценностное суждение широко распространённым (хотя и не всегда в качестве фундаментальногосуждения).
Последовательно применённый
утилитаристский стандарт требует лишь ответа на вопрос, приводит ли действие (или, точнее, правило действия) в долгосрочной перспективе к перевесу счастья и благополучия или, напротив, к перевесу несчастья и неблагополучия всех, кого оно затрагивает.
И когда это произошло, релятивизировалась и модернистская концепция искусства как светского ритуала, как чистой альтернативы коммерциализации языка, как поправки к
утилитаристским категориям мышления, как свободной зоны подлинности в отчуждённом и материалистичном мире.
И кроме того, на прочном фундаменте выводов экономической теории он заново сформулировал основные положения
утилитаристской этики, уточнив при этом значение основных понятий философии утилитаризма.
Её противником является
утилитаристская мораль с её принципом частной пользы, индивидуальный и национальный эгоизм, приносящий в жертву своим интересам интересы других.
Из-за невозможности знать совокупность поведений всех прочих экономических игроков,
утилитаристская идея рационализации любого микроэкономического выбора остаётся мечтой.
Ничего в мире не происходит из‐за поэзии, – и
утилитаристские моральные соображения не могут быть основанием для подчинения её той или иной политической необходимости.
Вопрос о том, почему предпринятая в 1920‐е годы попытка
утилитаристской реформы похоронного администрирования не улучшила, а ещё больше усугубила тяжёлое положение этой важной сферы жизни, не имеет однозначного ответа.
Однако этот
утилитаристский метод бесполезен до тех пор, пока люди не пришли к согласию относительно критериев оценки результатов.
Само умонастроение образованных людей, их отношение к миру становятся
утилитаристскими.
Как мы увидим ниже, способы объяснения человеческого поведения, которые выработали экономисты, оказались предельным развитием
утилитаристской морали.
Экономисты, вооружённые своей
утилитаристской арифметикой, вскоре начали заниматься разработкой практически всей государственной политики.
Но, к большому недоумению
утилитаристского авангарда, эта политика встречала сопротивление.
Наследием этого
утилитаристского стремления к чистоте стала распространённая в наши дни чрезмерная предвзятость по отношению к пометкам в печатных книгах.
Экономисты
утилитаристской школы выступали за перераспределение, диктуемое потребностями; система социальных гарантий была постепенно перестроена таким образом, что связь между правами на социальную помощь и взносами в социальные фонды была разомкнута, и такая обычнейшая человеческая ценность, как справедливость, теперь игнорировалась.
Подавляющее большинство человечества – это не корыстные тупицы, которых воображают в своих работах экономисты
утилитаристской школы, а люди, которые, помимо заботы о ближнем, ценят также справедливость, верность, свободу, почитание святынь и иерархию.
Для жизни общества индивидуалистического типа характерен
утилитаристский тип социального прогресса (проявление принципов отрицания всеобщей связи социальных явлений, индивидуализма и свободы).
Исходя из специфики типов общества, особенностей их становления, фундаментальных принципов жизнедеятельности и объективных условий существования, различают «две основные линии социального прогресса:
утилитаристский прогресс индивидуалистического типа общества и антиэнтропийный прогресс коллективистского типа общества».
Они представляли так называемое
утилитаристское крыло энвайронментализма.
Сегодня одним из основных подходов к раскрытию сущности интеллектуальных прав на основе
утилитаристской методологии является экономический анализ права (law and economics),определяемый как «метод понимания права через его социальные эффекты, оцениваемые посредством экономических категорий и теорий».
Эти свойства позволяют человеку давать оценку своим будущим поступкам исключительно по их последствиям (как предполагает
утилитаристская этика), а не по исходному замыслу (как предполагает этика деонтологическая).
Но, в отличие от предшественников-реалистов, они окружили этот материал аурой красоты, столь чуждой
утилитаристскому духу прошлого поколения.
Утилитаристский подход наделил стариков особыми заслугами – материальное процветание гарантировало им мудрость и достоинство.
Единственный принцип, которым они руководствовались в отношении вопроса легитимности государственного регулирования, был по сути
утилитаристским: хотя свободный рынок является в целом допустимым, государство может и должно осуществлять своё вмешательство, если его представители, должным образом избранные и действующие из лучших побуждений, считают, что такое вмешательство служит интересам общества.
Он выступает против
утилитаристской концепции справедливости, которая предполагает некий баланс положительных и отрицательных следствий.
Социальный прогресс
утилитаристского типа направлен на увеличение степеней свободы и преобладающее развитие сферы потребления (экономической сферы жизни общества).
Наиболее распространённым оказался
утилитаристский подход.
И утилитаристы, и ролзианцы, и либертарианцы ставили во главу угла интересы индивида, а не коллектива, при этом и экономисты
утилитаристской школы, и юристы-ролзианцы больше подчёркивали различия между группами: первые – по признаку дохода, вторые – по признаку социальной ущемлённости.
Когда пора бы уже понять, что в конце концов труд оказался чем-то несущественным, что у него нет никакого собственного обоснования, эти вонючие придурки поют сомнительные дифирамбы предполагаемому широкому распространению пользы, а ведь на самом делепользы – в
утилитаристском смысле слова (то есть некой взаимосвязи, способной формировать мир) – нет нигде!
Вторым подходом к раскрытию сущности института исключительного права, получившего широкое распространение главным образом в американской доктрине, является
утилитаристский (экономический) подход.