Если этот реализм есть выражение действительности, то что остаётся для человека, как не радикальное изменение того направления, к которому ведёт
понятие прогресса?
Из этих идей вытекает представление о несоизмеримости научных теорий и о том, что
понятие прогресса неприменимо к научному познанию.
Рядом с понятием эволюции, бесцельного и бессмысленного развития, создаётся
понятие прогресса, эволюции телеологической, в которой причинность и постепенное раскрытие цели этой эволюции совпадают до полного отождествления, совсем как в упомянутых метафизических системах.
Понятие прогресса неразрывно связано с понятием регресса (от лат. regresus – обратное движение) как движения назад, деградации, перехода от высшего к низшему, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций, застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам.
Но, как мне кажется, неприменимость
понятия прогресса к искусству связана ещё и с тем фактом, что эволюция средств выражения далеко не всегда неразрывно сопряжена с внутренней эволюцией содержания (художественного смысла).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: хлебовоз — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Само
понятие прогресса становится содержанием наших будничных отношений, определяющих восприятие чужой ли беды, своих ли собственных усилий по осуществлению жизни, своего ли места среди людей и в целом мире.
Действительно, одно только историческое изучение эволюции (и революций) научных идей (наряду с изучением непосредственно связанной с этим истории техники), благодаря которому обретает смысл столь восхваляемое и в то же время столь порицаемое
понятие прогресса, показывает нам столкновение человеческого мышления и реальности, раскрывает его поражения и победы, показывает, какого сверхчеловеческого усилия стоит каждый шаг на пути осмысления действительности – усилия, которое порой приводит к подлинной «мутации» человеческого разума.
Не было места
понятию прогресса: время текло не линейно, а циклично, следуя смене сезонов года, социальные изменения не ощущались.
В универсуме дискурса XVIII века цивилизация в единственном числе часто выступает синонимом
понятия прогресса.
Надо отдать должно и как следствие закладывает начало
понятию прогресса и эволюции.
Само
понятие прогресса появилось с исторической точки зрения совсем недавно, лишь в середине XVIII века.
Это же касается
понятия прогресса и двух начал (законов) общественного прогресса, разобранных мной в монографии «Общество: прогресс и сила».
Эта вздорная догма, оправдывающая как явный, так и скрытый европоцентризм и безнадёжно дискредитировавшая
понятие прогресса, накрепко прилипла к самому понятию эволюционизма.
Что же касается одиозного
понятия прогресс, то под ним понимается развитие форм и структур в русле глобальных эволюционных векторов, о которых речь пойдёт ниже.
Обращаться к критике и анализу
понятия прогресс специально не стану – об этом и так уже много написано.
Само
понятие прогресс исчерпало своё содержание.
Понятие прогресса лишено той объективности, которая присуща, пусть и отчасти, понятию «развития».
Для тех, кто понимает, насколько всё непросто с использованием самого
понятия прогресса применительно к данным видам интеллектуального и художественного творчества, сразу оговоримся, что именно об этом и пойдёт речь.
Но меня в данном вопросе интересует другое: на основании чего можно классифицировать соотношение стран, если не существует закономерности истории и отсутствует
понятие прогресса?
Но чтобы самим критериям придать определённую значимость, понадобится выдвинуть более общие основания развития, представить
понятие прогресса и, следовательно, признать принцип закономерности истории.
В этой теории
понятие прогресса не трактуется через экономическое развитие, совершенствование техники и технологий.
Общее
понятие прогресса сегодня звучит, как направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперёд, повышение уровня организации, усложнение способа организации, характеризуется увеличением внутренних связей.
Уже несколько лет, как
понятие прогресса умерло.
На наш взгляд,
понятие прогресса требует возможности повышения ранга того относительного бытия, на уровне которого разыгрывается вся земная история.
Цели развития человека и общества, а также
понятие прогресса формируются не на уровне науки и интеллекта, а на уровне нравственности.
Понятие прогресса чуждо сторкам.
Так называемая «западная цивилизация» ориентирована на чисто технократический вариант развития и только через эту призму воспринимает
понятие прогресса.
А также тесно связанное с ним и, безусловно, гибельное
понятие прогресса.
Да и само
понятие прогресса появилось по историческим меркам совсем недавно, лишь в середине XVIII века.