Важнейшей из них является
политическая социология – наука о взаимодействии между политикой и обществом, между социальным строем и политическими институтами и процессами.
Между политологией и социологией находится
политическая социология, играющая немалую роль в системе политологических дисциплин.
Политическая социология исследует социальный срез политических явлений.
Социологический метод по праву занимает одно из центральных мест в социологической науке, во многом определяет специфику
политической социологии.
Одним из основных предметов интереса
политической социологии является анализ социальных условий, способствующих демократии.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: копром — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Жившие в XIX в. отцы
политической социологии занимали в споре по поводу этой проблемы совершенно разные позиции.
Но
политическая социология обратила минимум внимания на выполненный им анализ зависимости между усилением власти централизованного бюрократического государства и упадком демократии.
Так, например, если мы хотим получить глубокие разносторонние знания о политической партии, то должны изучить социальный и демографический состав её членов и электората (предмет
политической социологии), её формальные организационные структуры, устройство и нормы функционирования (теория политических институтов), психологию политических лидеров и членов (политическая психология), историю возникновения и партийные традиции (политическая история) и некоторые другие аспекты.
Если одной из ключевых задач
политической социологии является исследование демократии как формы общественной системы, то имеется, безусловно и много других ясно выраженных тем, которые нуждаются в дальнейшей углублённой проработке и изучении.
Политическая социология использует как макросоциологический подход, предполагающий выяснение социальных основ власти, влияние конфликтов между социальными группами на политические процессы и т. п., так и микросоциологический метод, суть которого состоит в рассмотрении конкретных политических институтов как социальных организаций, в анализе их формальной и неформальной структур, методов руководства и т. д.
Социологи в своих дебатах о полномочиях
политической социологии с политологами и другими специалистами по политическим наукам настаивали, что независимое исследование государства и других политических институтов не имеет теоретического смысла.
Исследование реформистских и экстремистских движений составляет вторую по величине самостоятельную область американской
политической социологии, и в главах 4 и 5 этой книги излагаются наши знания о некоторых из таких группировок.
И в этом смысле она, возможно, не менее ценна, нежели в качестве пролегоменов к новой
политической социологии авторитаризма.
Однако первыми, кто построил целостную концепцию элит на опыте наблюдения за реальными политическими событиями, были представители итальянской школы
политической социологии.
Среди них особенно отличается группа работ в рамках
политической социологии международных отношений.
Достаточно редко, но публикуются и материалы конкретных исследований, и работы, посвящённые теориям среднего уровня, и обсуждение проблем методологии современной
политической социологии, хотя последнее направление выглядит явно скромнее.
К проблемам
политической социологии относятся деятельность политических организаций и объединений, формы и методы их работы в новых общественных условиях, способность оперативно откликаться на то или иное развитие событий.
Мы приглашаем авторов участвовать в подготовке материалов для последующих номеров журнала, которые будут посвящены состоянию
политической социологии (№ 3, 2011 г.), региональному измерению политических процессов (№ 4, 2011 г.), современной российской политике (№ 1, 2012 г.), идеям политической модернизации в теории и политической практике (№ 2, 2012 г.).
Дать всеобъемлющий и достаточно объективный анализ российского случая – задача даже более сложная, чем представить общую картину развития
политической социологии в мире.
Именно такой подход к административному аппарату наиболее чётко проявляется в работах классиков
политической социологии.
Некоторые темы обсуждаются в зарубежной
политической социологии постоянно, например конфликтные отношения с государством [Braun, 2011; Glasberg, Shannon, 2011; Neoliberalism and everyday life, 2010], формальные и неформальные практики в социальной и политической жизни [Chong, 2000; Jackman, Miller, 2004; Taylor, 2003; Roy, 2002; Shaping history; 2007; Nelson, Greene, 2003; Smith, 2003], проблемы этнических и расовых конфликтов как элемент системы политических отношений [Modernism and race, 2011; Stanfield, Creek, 2011], политические аспекты жизни мегаполисов [Readings in urban theory, 2011; Farrar, 2008], особенности электорального поведения населения [Beyond red state, blue state, 2009; Caplan, 2007], нормы протестного поведения [Fillieule, Tartakowsky, 2008; Blanton, Fargher, 2008] и политического поведения в целом [Oxford handbook of political behavior, 2007; Sociological views on political participation in the 21st century, 2002], характеристики социальных движений в современном мире [Dictionnaire des mouvements sociaux, 2009; Social movements, 2005] и особенности формирования партий и партийных систем [Archer, 2007; Knutsen, 2004; Mainwaring, 1999].
Междисциплинарный характер учебного пособия делает его полезным и студентам (правоведам, политологам), и специалистам в области
политической социологии и истории, и преподавателям общественно-политических дисциплин, всем, кто интересуется вопросами теории политических партий.
Благодаря междисциплинарному характеру исследований социология лидерства постоянно использует категории
политической социологии и философии, политологии и психологии, ряда других наук.
Политическая социология дала социологии политических партий основные методические приёмы, методологию и методику социологических исследований.
Следует также обратить внимание на исследование в рамках
политической социологии так называемого пространственного неравенства, т.е. анализ государственной, региональной и городской политики, связанной с отношением властей к локализации в определённых точках групп, резко отличающихся своими социальными ресурсами [The sociology of spatial inequality, 2007].
Конфликт легитимности и законности – характерная черта радикальных революций с позиций
политической социологии.
При этом, разумеется, предполагается, что политическая экономика является составной и равной среди равных, частей образующих
политическую социологию общества.
Некоторая фрагментарность возникшей картинки в определённой степени отражает мозаичность современного этапа
политической социологии.
Но публикации последних 15 лет демонстрируют серьёзный интерес учёного к политической сфере и методологии
политической социологии [Giddens, 1999; Giddens, 2000].
Партия и партийная система как социальный феномен является одним из объектов
политической социологии, исследующей взаимоотношения между обществом и государством, между социальным строем и политическими институтами.
Более того, по мере углубления в чтение книг и журналов по
политической социологии именно с точки зрения итогов развития науки на рубеже XX–XXI вв. вопросов становится всё больше.
Например, российские исследователи отдали феноменологию «на откуп» философии, однако из материалов «International political sociology» следует, что это методологическое направление (как и конструктивизм) рассматривается редакцией журнала как весьма перспективное для новейшей
политической социологии.
И хотя объём публикуемых материалов огромен, но во многом по инерции, в силу значительности наработок 1970-х – начала 1990-х годов или вследствие авторитета и влияния теорий великих политических социологов, которые доминируют в
политической социологии последние 30–35 лет, научных прорывов за последние полтора десятка лет не произошло.
Политическая социология позволяет, таким образом, перейти от описания исторических явлений к их анализу.
Оперируя, как и историческая наука, конкретными фактами,
политическая социология сосредотачивает в то же время преимущественное внимание на таких проблемах, как-то – соотношение общества и государства, правовые системы и политические институты, общественность и власть, психология социальных групп, их менталитет.
Поэтому
политическая социология находится на стыке социологии, политологии и истории и может интерпретироваться как применение социологических методов к решению традиционных проблем политической науки.
Политическая социология приложила немало усилий для ответа на вопрос, что такое власть.
Политическая социология поставила в центр внимания анализ взаимоотношений политических процессов с социальной средой, социальными структурамии неформальными социальными институтами.
Словом, если у политологии в центре внимания политика, её слагаемые, ход и эффективность, то в центре внимания
политической социологии – человек в политике, взаимосвязь политических и социальных отношений.
Они писали, что «в отличие от политологии, которая исходит от государства и изучает, как оно влияет на общество,
политическая социология исходит от общества и изучает, как оно влияет на государство, то есть на формальные институты, служащие разделению и осуществлению власти».
То есть «генеральность» выступает не только в научной форме связи времён, уважения и бережности ко всякому рациональному в предшествующем научном познании, но и как новообразующее обобществление и метатеоретичность, преемственно координирующих перемены в одно субординированное целое множества отраслей
политической социологии общества и социального общественного познания действительной жизни общества.
Огромный блок
политической социологии составляют международные отношения, способы и направления решения таких животрепещущих проблем, как война и мир, региональные конфликты, возможность сотрудничества и перспективы безъядерного мира.
Эти мыслители заложили основы
политической социологии, акцентировав своё внимание на исследовании таких проблем, как политическая элита, бюрократия, партии, особенности функционирования политической власти в условиях демократии.
Наверняка совсем шоком для таких граждан станет новость по поводу того, что в англо-американской
политической социологии «либеральными» принято за стремление к свободе называть все политические течения левого толка.
Её предметом является, по существу, центральная проблема
политической социологии – взаимоотношение между обществом и государством, между социальным строем и политическими институтами на стадии их резкого изменения.
Наблюдается расширительное толкование предмета
политической социологии.
Осуществлён ли за последние полтора десятка лет значительный прорыв в развитии
политической социологии?
В отличии от традиционного юридического, политического, экономического, военного, философского и международного подхода в изучении дипломатии, «
Политическая социология международных отношений» представляет собой интересную теоретическую альтернативу, разграничивающую дипломатию и то, что ею не является.
На наш взгляд, среди методологических подходов, используемых в современной
политической социологии, важнейшими остаются неофункционализм [Sciulli, 2011], неомарксизм, символический интеракционизм, феноменология, постструктурализм и конструктивизм.
Политическая социология исследует механизмы взаимодействия между обществом и политической сферой, социальной структурой и политикой.