Прежде чем перейти к изучению традиционных вопросов
пастырского богословия, надо выяснить те принципиальные предпосылки, которые должны лечь в основу всего пастырского делания.
Здесь он занимает кафедру
пастырского богословия, поскольку считает первоочередной задачей духовной школы подготовку просвещённых пастырей.
Из самого заглавия явствует, что эта книга не может быть рассматриваема как научная система
пастырского богословия, а только лишь как практическое руководство.
В православном
пастырском богословии, особенно в русском, высказывались разные мнения обо всём этом и давались разные определения науке, лучше сказать, по-разному очерчивались её границы.
Если
пастырское богословие немного сделало в точном определении этих понятий, то оно в данном случае может указать в своё извинение на то, что и вообще в определении высших нравственных понятий наука чрезвычайно бедна, беднее, например, изящной литературы.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: тсонга — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Но как научная этика не отказывается от точных определений высших нравственных понятий, так и
пастырское богословие имеет все побуждения стремиться к выяснению и точному обоснованию тех понятий, коими определяется истинное пастырство.
Эти-то знания и должно предложить
пастырское богословие.
И если некоторые авторы по
пастырскому богословию оправдывают своё опущение тем, что «нравственные свойства пастыря» излагались у нас без нарочитого приложения к пастырям и применимы ко всякому христианину, то это можно отнести лишь к недостаткам прежних курсов, а не к излишеству самого предмета.
Современным богословам необходимо расширить научные изыскания в области слияния
пастырского богословия, христианской этики и аскетики.
Составители курсов
пастырского богословия очень часто стремились сузить пределы науки нравственным её моментом.
Вместо того, чтобы оживить свой курс большей церковностью, вернуть
пастырскому богословию дух святоотеческий и традиционный, он последовал западным образцам.
Внесённое им в
пастырское богословие учение о «сострадательной любви» пастыря построено на глубокой вере в нравственное возрождение грешника и обосновано святоотеческим подходом к кающемуся человеку.
– Нам преподавали в семинарии курс аскетики вместе с курсом
пастырского богословия и там был раздел учения отцов о душе и её тречастном устройстве.
Отсюда ясно, что предметом науки
пастырского богословия должно быть точнейшее определение этой настроенности и описание законов её усвоения, охранения, развития и воздействия на жизнь прихода.
Действительно, из всех предметов
пастырского богословия едва ли не наиболее подробные и убедительные разъяснения св. отцы посвящали учению о пастырском призвании и притом преимущественно с этой отрицательной стороны.
Во всех курсах
пастырского богословия вопросу о призвании уделяется обычно достаточно внимания, но не у всех пасторалистов этот вопрос освещается одинаково.
Задача
пастырского богословия как науки – преподать теорию этого пастырского аскетизма, т. е. средства направления внутренней жизни к созиданию в себе пастырских чувств к людям.