Создавая всё новые и лучшие средства
овладения природой, он увязает в сетях этих средств и теряет представление о цели, которая единственная придаёт им значимость, – человеке как таковом.
Если религия, искусство, философия в своём над-техническом ядре относятся прежде всего ко второй форме движения, то точные науки, поскольку они зиждятся на исчислении и измерении, далее, позитивные техники
овладения природой и социальных организаций (в отличие от форм искусства государственного правления), всё то в медицине, что основано на прогрессе медицинской науки и техники в отличие от «врачебного искусства» (например, в первую очередь хирургия) – всё это главные субстраты возможного кумулятивного прогресса.
Например, следует признать, что религиозное, метафизическое и позитивное знание, или, как мы можем также сказать, целительное или спасительное знание, образовательное знание и деятельностное знание или знание в целях
овладения природой, вычленяются из предшествующей ступени мифического видения и мышления природы и общества – из этого «сна наяву всех народов» – равным образом изначально и лишь потом начинают развиваться в значительной мере автономно.
Первая сутра (сутра – это нить, в данном случае – нить повествования) гласит: «Сейчас будет объяснён способ
овладения природой посредством йоги».
Устремлённая к
овладению природой в связи с начинающимся развитием техники мысль обращается к опыту.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: мышьячный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Каждое крупное открытие или изобретение, каждый значительный переворот в производстве открывает новые пути и горизонты, и эти открытия и перевороты совершаются тем чаще и быстрее, чем выше общий уровень развития науки и производительных сил, чем больше степень
овладения природой.
Средний класс добивался все больших успехов в борьбе с властью прежних политических и религиозных владык, человечество все больше преуспевало в
овладении природой.
Если с первого взгляда можно было бы думать, что самым существенным в ней является
овладение природой для приобретения жизненно необходимых благ и что грозящие ей опасности можно устранить целесообразным распределением этих благ между людьми, то теперь кажется, что центр тяжести смещается с материального на душевное.
Тогда, достигнута конечная цель поставленной задачи – познание себя,
овладение природой и всеми явлениями.
Если прогресс человечества в социально-культурном плане направлен на увеличение человеческой свободы в её интегральном выражении, то этот прогресс должен зависеть от степени
овладения природой.
Неравновесие сил в диалоге «человек – природа», а вместе с тем растущие возможности человека в
овладении природой – всё более приводили к нарушению их диалога, приобретая формы монологические.
Можно сомневаться, мыслимо ли вообще или по крайней мере сейчас, при современном состоянии
овладения природой, достичь подобной реорганизации культуры; можно спросить, где взять достаточное число компетентных, надёжных и бескорыстных вождей, призванных выступить в качестве воспитателей будущих поколений; можно испугаться чудовищных размеров принуждения, которое неизбежно потребуется для проведения этих намерений в жизнь.
С одной стороны, это процесс развития человека,
овладения природой, возрастания роли разума, укрепления человеческой солидарности.
Связывая его с характерной для европейской культуры практикой
овладения природой, они показали, что следствием господства человека над природой становится отчуждение человека от его собственных сущностных сил и подчинение тем силам, которые принимают опасную безличную, надындивидуальную форму.