Сравнительное языкознание, одержавшее ещё в XIX веке одну из впечатляющих побед
научного разума, доказало сначала безусловное родство многочисленных и разветвлённых индоевропейских языков, затем их взаимодействие с другими большими языковыми семьями.
Сциентизм исходит из рациональной идеи полной прозрачности реальности для разума и отождествления
научного разума со светом, способным осветить все тёмные закоулки познания.
Классическая рациональность, соединяющая познавательный и онтологический аспекты, была, как известно, ориентирована на объективность познания внешнего мира трансцендентным субъектом, воплощающим
научный разум.
Если прогресс техники приведёт к тому, что мы утратим
научный разум, это будет настоящий парадокс.
Но он стряхивает наивность своих предшественников в разочаровании, в котором высвечивается вечная фундаментальная идея
научного разума: мысль создаёт основания бытия.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: эталонирование — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
И это вполне согласуется с идеей верховенства
научного разума, апеллирующего не к божественному, а к природному («естественному») равенству людей как биологических существ, наделённых сознанием и волей.
Тот же сон
научного разума – и ничего больше.
Иными словами, идея диалектики должна пройти строжайший досмотр на таможне
научного разума.
Если древнегреческий скульптор задумал бы слепить скульптуру – олицетворение
научного разума, лучшей модели он бы не нашёл.
Почему они ни разу не показались людям высокого
научного разума?
Нет у французского философа и этого гипноза всемогуществом
научного разума, нет безусловной веры в него.
Научный разум действительно не живёт без абсолютных запретов, или невозможностей.
Жизнь познаётся не схематизирующим
научным разумом, а инстинктивным искусством.
Этот принцип, который в современных исследованиях по «теории истории» иногда претендует на новизну, «на деле так же стар, как и историзм», а его «постсовременная» новизна связана разве что с более или менее справедливым разоблачением наивныхпритязаний
научного разума на «объективность», но вовсе не самого стремления к объективности.
Третья – описание условий того, что спор
научного разума, раздираемого противоречием между эффективностью и свободой, может трансформироваться в источник развития науки.
К недоступным
научному разуму тайнам бытия, к тому, что ограждено от нас бесконечностью, люди способны подходить особым образом – созерцанием, основой которого является природная способность душевного ощущения невещественного мира.
Модернист в том самом смысле, в каком он – антитрадиционалист, устремлённый в будущее, в его конструирование
научным разумом.
Того ресурса преодоления априоризма, который он черпает в динамике
научного разума, оказывается явно недостаточно, поскольку речь идёт о выработке философии научного познания.
Эта «практически универсальная» философия была направлена на мир как «наивная» и «естественная установка», тогда для theoria мир «тематизирован», и это делает возможной практику, которая «должна силой универсального
научного разума привести человечество к нормам истины».
В истории
научного разума можно выделить два основных направления в решении этой его глубочайшей проблемы.
Там, где личный научный интеллект пасует, там коллективный
научный разум победит!
Но стоит повторить, что признание совместимости
научного разума с насилием не обязательно влечёт отказ от гуманизма.