Налоговая ответственность– это применение уполномоченными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налогов, налоговых санкций за совершение
налогового правонарушения.
Следовательно, обязательным, основным элементом является сам участник
налоговых правонарушений – плательщик налогов.
Анализ судебно-арбитражной практики по налоговым спорам (в частности, простой подсчёт количества дел, проигранных налоговыми органами в арбитражных судах) позволяет заключить, что в последние годы должностные лица налоговых органов в ряде случаев доначисляют налоги, сборы, пени и штрафы при отсутствии факта
налогового правонарушения.
Меры налогово-правового принуждения(речь идёт о мерах, не являющихся юридической ответственностью) применяются по большей части к лицам, совершившим
налоговое правонарушение, однако некоторые из этих мер могут быть применены в отсутствие объективного факта правонарушения, при наличии обстоятельств, свидетельствующих только о возможном нарушении законодательства о налогах и сборах (например, когда у налоговых органов есть обоснованные основания предполагать недобросовестность налогоплательщика).
Данное обстоятельство порождает вал
налоговых правонарушений и преступлений, нарастающий с каждым годом.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: малочувствительный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Прейскурант содержится в главе 16 «Виды
налоговых правонарушений и ответственность за их совершение».
В то же время весьма интересным является вопрос: каковы же пределы налогового планирования, когда действия налогоплательщика, направленные на снижение налогового бремени, могут перерасти в состав
налогового правонарушения или преступления?
Примерная форма возражений по акту об обнаружении
налоговых правонарушений приведена в приложении 3 к настоящей книге.
Это повлекло увеличение числа
налоговых правонарушений среди индивидуальных предпринимателей, кустарей, кооператоров, так как уплата налогов противоречила их частным интересам.
О противоречиях в законодательных нормах говорит и другой российский учёный, согласно которому пробелы в законодательстве «способству [ю]т росту
налоговых правонарушений».
Несомненно, это означает, что дела об указанных
налоговых правонарушениях могут рассматриваться не иначе как после проведения налоговой проверки (камеральной или выездной).
Обстоятельством, отягчающим ответственность, признаётся совершение
налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
Разработано следующее понятие налоговой ответственности: оно представляет собой добровольное соблюдение правовых требований физическими лицами и организациями, основанное на сознательно надлежащем выполнении ими своих налоговых обязанностей перед государством, а в случае их неисполнения – обязанность претерпевать предусмотренные законодательством о налогах и сборах меры государственного принуждения, применяемые к правонарушителю за совершённое
налоговое правонарушение, заключающиеся в лишениях имущественного характера.
Таким образом, если российские налоговые органы в своей работе будут исходить из принципа презумпции невиновности налогоплательщика, значит, его вину в совершении
налогового правонарушения необходимо устанавливать, доказывать, собирать и оценивать отвечающие процессуальным принципам доказательства, а иначе наказать налогоплательщика нельзя.
Из текста данного постановления видно, что судами апелляционной и кассационной инстанций воспринята позиция налоговых органов по поводу того, что на недобросовестного налогоплательщика не распространяются такие нормы налогового права, как презумпция невиновности налогоплательщика и порядок определения метода исчисления налога на прибыль, поскольку все выводы судов относительно умышленного совершения
налогового правонарушения носят предположительный характер, бремя доказывания неблагоприятных для налогоплательщика обстоятельств возложено на самого налогоплательщика, сомнения в виновности налогоплательщика истолкованы в пользу налогового органа.
В главе 3 книги проанализированы составы всех видов правонарушений, связанных с нарушениями налогового законодательства и законодательства о страховых взносах, в том числе собственно
налоговых правонарушений и аналогичных им нарушений законодательства о страховых взносах, административных правонарушений и преступлений.
В отношении физического лица – налогоплательщика оформление результатов налоговой проверки и дальнейшее производство по делу о
налоговом правонарушении возможно вплоть до его смерти или признания его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством.
Соответственно, в остальном указание на
налоговое правонарушение заменено указанием на нарушение законодательства о налогах и сборах.
Если со дня совершения
налогового правонарушения прошло три года – то срок истёк и привлечь к ответственности нельзя.
Налоговой преступности присущи такие характерные особенности, как: причинение значительного ущерба экономическим интересам государства и создание угрозы налоговой безопасности государства; своеобразие совершения противоправного деяния; высокая латентность
налоговых правонарушений; оказание негативного влияния на значительную часть населения.
Сформулировано понятие налоговой санкции как применяемой уполномоченными на то государственными органами к физическим лицам и организациям за
налоговое правонарушение меры налоговой ответственности, выраженной в денежной форме и зачисляемой в государственные и муниципальные бюджеты.
Иначе говоря, одни и те же действия налогоплательщика могут быть признаны
налоговым правонарушением, если они совершаются «с умыслом снизить свои налоговые обязательства», или не признаны таковым, если совершены случайно, без намерения и цели сэкономить на налогах.
Если коротко, то на основе всей имеющейся у налогового органа информации с учётом рисков
налоговых правонарушений в отделах камеральных проверок происходит постепенный отбор налогоплательщиков на выездную проверку.
Инспекторы в рамках своих должностных обязанностей должны запрашивать пояснения по каждому факту, который предполагает
налоговое правонарушение.
Выявление
налоговых правонарушений и привлечение к ответственности виновных в их совершении лиц является одной из правоохранительных функций государства, которая реализуется компетентными органами и уполномоченными должностными лицами в установленной законом процедуре.
Чем государство как таковое и воспользовалось, расширив средства профилактики и раскрытия
налоговых правонарушений.
В случае вынесения обвинительного приговора налоговый орган отменяет вынесенное решение в части привлечения налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) – физического лица к ответственности за совершение
налогового правонарушения.
Такая программа должна содержать решение всех основных вопросов, касающихся уголовно-правовых, административных и финансовых санкций за совершение
налоговых правонарушений.
Говоря о том, что обязанность по доказыванию факта
налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении возлагается на налоговые органы, необходимо отметить, что установление рассматриваемого нами принципа именно в налоговых правоотношениях предоставляет, как ни странно, российским налогоплательщикам больше прав в отстаивании своей позиции и интересов по сравнению, например, с их американскими и европейскими «коллегами».
При этом не имеет значения, является лицо, совершившее
налоговое правонарушение, налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом или нет.
Росту
налоговых правонарушений в определённой мере способствуют недостатки во взаимодействии органов налогового контроля с правоохранительными органами, несогласованность в действиях органов предварительного следствия и арбитражных судов, недостаточное развитие международного сотрудничества в деле борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями.
Иными словами, такие
налоговые правонарушения могут быть выявлены и задокументированы только в рамках налоговых проверок.
Обязанность должностных лиц налогового органа, проводящих камеральную налоговую проверку, составить акт проверки при установлении факта совершения
налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах закреплена также в норме п. 5 ст.