В-третьих, в силу тонкой душевной организации на неискушённых сочинителей
литературный образец производит часто неизгладимое впечатление, буквально побуждает к творчеству.
Общепринятые языковые нормы – это вошедшие в традицию, закреплённые в
литературных образцах, словарях, учебниках правила грамматики, стилистики, произношения, словоупотребления и словообразования.
Материальная культура более постоянна, чем высказанные слова, проникновение и использование которых познаются через
литературные образцы, равно как и через правила поведения.
Ни один из этих текстов опубликован не был (единственное исключение – статья «Социальный процесс и
литературные образцы», вышедшая в 1989 г. в сборнике «Массовый успех» тиражом 100 экземпляров); для нынешнего издания тексты не редактировались, сохранив стилистику тех лет.
Последнее социолог фиксирует, например, в редуцировании массовой литературой многообразной системы фикциональных, субъективно-организованных временных перспектив повествования (игры с субъективными формами времени, многозначностью point of view и т. п.), характерной для авангардной словесности, и, соответственно, в сокращении периода циркуляции «массовых»
литературных образцов (а это, в свою очередь, обычно исключает повторное обращение к ним, конститутивное для литературной системы и демонстрирующее ценностный потенциал «классических» текстов).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: гвинейцы — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Это давало перспективу наконец-то оторваться от привязки литературоведа к конкретному имени, увидеть закономерности в движении
литературных образцов, то есть перейти к методам генерализованного анализа литературы как целого (что не отменяло, естественно, значимости каждого идеографического факта).
Представление о норме
литературного образца, ориентированного на исторические формы, и прежде всего – на строго определённые темы, задало динамическую границу жанров, т. е. подчеркнуло нормативно-иерархический характер тематики и стилевых средств выражения – структуры ценностей, лежащих в основе жанровой классификации.
Тем самым были заданы «верхняя» и «нижняя» границы релевантности
литературного образца и созданы возможности адаптации высокозначимых компонентов элитарной литературы представителями её массового производства, что подготовило условия для массового функционирования литературы и превращения определённой её части в некоторое подобие средств массовой коммуникации.
Но последовательному упрощению понимания литературности, экспрессивного качества текстов, банализации интерпретаций
литературных образцов соответствует нарастание значимости их социального воздействия – тексты частично теряют своё качество индивидуального выражения, творческой фантазии или условности, превращаясь в иллюстрации символических событий «национальной истории», идеологически предписываемые образцы «социального» или «национального» характера, изображения антропологических типов, примеров социального поведения (героичности, предательства, народности) или решения конфликтных ситуаций, дающих стимулы для формирования социального воображения, а стало быть – играющих важнейшую роль в процессах массовой социализации новых поколений или аккультурации немодерных периферийных слоёв общества, втягивания их в сферу письменной культуры, их модернизацию.
Как и возникающая подписка (первоначальная форма коллективного меценатства и коллективного предприятия), она позволяет тиражировать те или иные
литературные образцы, а затем задаёт и иные инстанции литературных авторитетов, выводя литературу из прежнего аскриптивного существования в «салоне» или кружке ценителей и дилетантов, даже за рамки той или иной национальной общности.
Хотя первоначальная аудитория могла характеризовать новую поэзию при помощи общих терминов «символизм» и «декадентство», содержание этих понятий представляло собой развивавшуюся концепцию, которая оформлялась в 1890‐е годы по мере появления всё новых
литературных образцов.
Вряд ли стоит доверять
литературным образцам, созданным в духе этих сентенций.
Но также было необходимо хранить реликвии, трофеи, классические
литературные образцы.
Архимандрит сам указывает на возможные
литературные образцы подобных переживаний, к которым он подспудно или сознательно отсылает.
Таким способом автор заставляет своих читателей вспомнить, что именно литература романтизма в широком смысле (включая сентиментализм, а также неоромантические явления) культивировала особый тип сознания и поведения, ориентированный на
литературные образцы и модели.
– Классический термин военной приёмки – в урну выбросим избыточные
литературные образцы.
Панегирические сочинения казахского акына находились у основания поэтической сталинианы как «сверхтекста» с входившим в него дестабилизированным кругом «канонических»
литературных образцов.
Все исходные темы традиционной элегии вернулись в это десятилетие, притом с такой настойчивостью и остротой, что независимо от большей или меньшей близости к
литературным образцам они вместе воспринимаются как самоновейший признак жизненного состояния.
Выучив наизусть – непременно в совершенстве – и научившись понимать с полною отчётливостью и в согласии с суровой, непреклонной традицией всё содержание этой китайской библии, которая, конечно, во много раз превосходит нашу, хотя бы размерами, не говоря уже о трудности языка, – той библии, о которой в нескольких строках нельзя дать даже приблизительного представления (если не сказать в двух словах, что её язык так же похож на тот, которым говорит учащийся, как русский язык на санскрит), – после этой суровой выучки, на которой «многие силу потеряли» и навсегда сошли с пути образования, китаец приступал к чтению историков, философов разных школ, писателей по вопросам истории и литературы, а главным образом – к чтению
литературных образцов, которые он, по своей уже выработанной привычке, неукоснительно заучивал наизусть.
Все пишущие любят драматические эффекты, но не стоит строить свой прогноз по
литературным образцам, чтобы в конце все непременно умерли или поженились.