Была русская
лирическая поэзия сугубо пессимистична, создавали её интеллигенты-комплексотики, которые помимо своих четырёх стен да застарелых болезней ничего и не видели.
В тонком исследовании современной
лирической поэзии она показывает, что тенденция оспаривания риторики искренности усиливается в эпохи коренных перемен, происходящих в поле литературы.
Русская поэзия XVIII в., особенно
лирическая поэзия, и по сей день способна производить впечатление даже на мало подготовленного читателя, обладает неким особенным и непреходящим обаянием.
Возможно, в искусстве подобные чувства выражает
лирическая поэзия.
Как нельзя, скажем, к
лирической поэзии подходить с мерками деловой прозы.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: графлённый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Вообще, персидская поэзия так глубоко усвоила уроки платонизма, что определила и облик европейской
лирической поэзии, и сами представления о высоком лирическом настроении, когда любовь или дружба понимаются не просто как что-то прекрасное, но как что-то высокое, недостижимое, принадлежащее миру идей.
Но успех его
лирической поэзии ограничивался довольно узким литературным кругом, в своём подавляющем большинстве просвещённая публика равнодушно относилась к его сочинениям; люди в эту пору решительных политических и экономических реформ интересовались более литературными произведениями, в которых чувствовался «дух времени», гражданские мотивы революционно-демократической мысли.
Английская
лирическая поэзия к тому времени утратила то ощущение неразрывного единства духовного и плотского начала, без которого любовная лирика не может передать живой голос человеческой страсти.
На тумбочке у кровати лежало несколько книжек
лирической поэзии, в основном русских и армянских поэтов.
Пробуждается индивидуальное самосознание, появляется
лирическая поэзия.
У него они были достижением
лирической поэзии, но достижением познания от этого они ещё не стали.
Но вот
лирическая поэзия и дивная музыка закончились. Началась грубая проза.
Он прочитал всё, а потом ещё и перечитал, он творил
лирическую поэзию, какая может родиться лишь в пламенных душах, – поэзию заклинаний солнца и шелеста звёзд, любви и креста, ночных молений и безмолвных поисков.
Речь здесь идёт не столько о традиционных мотивах
лирической поэзии, сколько о способах реализации этих мотивов в художественном тексте.
Любовный диалог, каким является
лирическая поэзия, – это в большой степени диалог между поэтом и его собственной душой.
Не случайно в греческой и латинской культурах не было современного, синтетического, широкого понятия
лирической поэзии.
Новизна этой культуры светила ещё ярче в самой ранней
лирической поэзии, разительно отличающейся от всего, что было написано ранее.
Позже эпиграммы приобрели самостоятельное значение как малый жанр
лирической поэзии – обращение к какому либо лицу, нравоучительное высказывание, пожелание, восхваление, порицание и прочее.
Вполне возможно, что поэт преувеличивает свои невзгоды (такие преувеличения были в традиции
лирической поэзии), однако доля правды в этих сетованиях, вероятно, есть.
Но в чистой
лирической поэзии лирическое событие как бы продолжает бесконечно совершаться в условном бесконечно затянувшемся настоящем.
Музыка – при помощи своих средств – способна украсить произведения
лирической поэзии, и в то же время музыка способна, при помощи языка, сотворять особые действительности – обрядовые и церемониальные.
В этом смысле
лирическая поэзия воистину – magistra tolerantiae, наставница толерантности.
Определение
лирической поэзии как «метафизики во мгновение», в конечном счёте, помогает нам уяснить, что же такое есть поэтический способ познания.
События в
лирической поэзии вызывают эмоциональный отклик в душе поэта, и эти переживания становятся центральными событиями в лирике.
В этом течении рационализм уступает место сенсуализму, что способствует психологическому насыщению романа и драмы и расцвету
лирической поэзии.
Хокку – жанр японской
лирической поэзии, известный с XIV века, представляющий собой трёхстишие о природе и человеческих чувствах, не имеющее рифмы.
Предпочтение газели всем другим формам
лирической поэзии становится особенно заметным к XIV в.
Начиная со средневековой
лирической поэзии вплоть до наших дней выражение «лал-и-бадахшони» используется для обозначения искрящегося вина или губ возлюбленной.
Это привело, например, к популярности
лирической поэзии и развитию нового вида живописи.
Данную книгу автор посвящает всем, кто влюблён и любит
лирическую поэзию.
Большие возможности
лирической поэзии позволяют вывести любовь, как трепетный объект описания, из обычного мира литературы на высший уровень красоты.
Вообще можно заметить, что под словом «лёгкая поэзия» он разумел мелкие роды
лирической поэзии – песню, сонет, элегию, эпиграмму, мадригал, триолет и т. п.
Эпическая и
лирическая поэзия представляют собою две отвлечённые крайности действительного мира, диаметрально одна другой противоположные; драматическая поэзия представляет собою слияние (конкрецию) этих крайностей в живое и самостоятельное третие.
Эпическую поэзию можно сравнить с образовательными искусствами – архитектурою, ваянием и живописью;
лирическую поэзию можно сравнить только с музыкою.
Эпическая поэзия употребляет образы и картины для выражения образов и картин, в природе находящихся;
лирическая поэзия употребляет образы и картины для выражения безобразного и бесформенного чувства, составляющего внутреннюю сущность человеческой природы.
От имени этого инструмента получила своё название
лирическая поэзия; а от певучей декламации стихов слова петь и воспевать получили значение слова сочинять, творить, что сохранилось, по преданию, от греков, и притом не совсем основательно, и в новейшей европейской поэзии, в которой весьма обыкновенны выражения «пою то-то или того-то», «я пел мою любовь, мои страдания» и т. п.
Чтобы верно постигать классическую персидскую
лирическую поэзию, надо всегда помнить, что она вся обвеяна т. н. суфийством.
Полагаю, что эта косвенность и окольность, даже прихотливость связей с общезначимой тематикой ценна: свернув с освещённых магистралей,
лирическая поэзия возвращается к себе самой.
Достижения немецкого XVIII в. в области поэтических форм, и прежде всего в лирике, столь значительны, что они во многом обусловили поиски и новации
лирической поэзии XIX–XX вв., и не только немецкой.
Ибо
лирическая поэзия живёт игрой и переливом смыслов и умирает от прямолинейности и однозначия.
Будучи незаурядным поэтом, этот едва ли не величайший из российских философов глубже многих других проник в самое материю
лирической поэзии и, стало быть, в сердцевину её религиозной проблематики.
Принимая на себя тревоги, хаос и отчаяние жизни,
лирическая поэзия имеет свойство некоторым внезапным, недосказанным, открытым образом воссоздавать и пересоздавать жизнь в красоте упорядоченного слова.
Итак, давайте вместе окунёмся в море волшебной
лирической поэзии!..
Наконец, с чувством удивления связано само происхождение
лирической поэзии: «Человек, из праха возникший и восхищённый чудесами мироздания, первый глас радости своей, удивления и благодарности должен был произнести лирическим воскликновением» (с. 516–517).
Однако в некоторых поздних работах он стремится построить теорию лирики на основе идеи антропологической равнозначности двух базовых чувств – зрения и слуха: «Глаз и ухо, самые тонкие чувства нашей природы, органы всего приятного, привлекательного и прекрасного, являются, как мне кажется, в их счастливом соединении, прародителями
лирической поэзии».
Эвтерпа – Муза
лирической поэзии и музыки.
Взахлёб полчаса рассказывал мне, как жучки меняют откровенную макулатуру на раритеты: литературные памятники, сокровища
лирической поэзии, отдельные тома из серии всемирной литературы и собраний сочинений редких авторов…
Эмоциональная сторона органического союза материнства и детства является стимулом для создания
лирической поэзии и прозы.
Похоже, камерная семейная жизнь стихотворца могла стать подходящей темой
лирической поэзии.
Что есть и всегда было сутью
лирической поэзии.