Владислав Крапивин – ренессансная личность и феноменальный прозаик, способный увидеть обыденную действительность как поэтическое произведение, основу для романтического подвига и сказочного переосмысления жизни.Книга Н. Г. Северовой «Владислав Крапивин: субъективный взгляд» предназначена для учителей литературы и школьников.Материалы книги могут быть использованы в работе спецкурсов, спецсеминаров, при написании курсовых, дипломных работ по творчеству В. Крапивина в высших учебных заведениях.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Владислав Крапивин: субъективный взгляд предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Дизайнер обложки Елена Назарова-Корсакова
© Наталья Северова, 2023
© Елена Назарова-Корсакова, дизайн обложки, 2023
ISBN 978-5-0059-9408-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Все годы командором «Каравеллы» является Владислав Петрович Крапивин, которого остальные члены пресс-отряда и флотилии — флагманы, флаг-капитаны, штурманы, подшкиперы, матросы и даже кандидаты — называют Слава.
Это вызывает справедливое негодование у педагогов и методистов Дома пионеров.
И у самого Славы, видимо, тоже, так как он несколько раз пытался уступить свое звание другим и уйти в отставку.
Но совет «Каравеллы» не отпускает.
В свободное от отрядных дел время В. П. Крапивин пишет детские книжки.
Некоторые «знатоки» литературы и педагоги утверждают, что он «завел себе отряд, чтобы списывать с него своих героев».
Это неправда.
Во-первых, отряд появился, когда первая книжка уже была написана.
Во-вторых, командор утверждает, что списывать бесполезно: книга получилась бы такой ужасной, что никто ее не решился бы напечатать.
Но это он, наверно, шутит…»
«Краткая энциклопедия «Каравеллы» [1; 74—75]
[1986 год]
Глава 1. Много лет тому назад
«Начиналась совсем уже сказка. А у сказки свои правила».
Владислав Крапивин
«Далекие горнисты»
Если бы не было книг Владислава Крапивина, наше детство все равно состоялось бы.
Но не было бы в нем той высокой и правильной ноты, которая помогает оставаться человеком во взрослой жизни.
Мы скупо говорим о детской литературе.
Или потому, что литературного критика (человека взрослого) давным-давно отволновали вопросы, встающие перед ребенком.
Или материал для критика не тот.
Нет возможности искать второй смысл.
А то и третий…
Да и сама атмосфера произведений для детей напоминает «мир растений».
А мы всё дальше от социального вегетарианства.
Но есть детские писатели, к творчеству которых применить слова «тишь да гладь» невозможно.
Крапивин.
Поговаривают — и не в порядке комплимента, — что в его книгах слишком ясно обозначено то, что он хотел сказать.
Отвечает он, дескать, на «детские вопросы» однозначно и определенно.
За что тут критике ухватиться?
И в итоге — истинный писатель обделен вниманием.
Судьба всех провинциальных писателей?
Несмотря на то, что даже в Японии…
Но читатели-то любят его.
Тянутся сердцем к нему.
К его героям.
И такие письма пишут Владиславу Крапивину, какие могут писать только ему.
А читать книги Крапивина трудно.
Душу можно поранить.
Расцарапать зажившие болячки совести.
Легко и приятно читать ремесленные опусы, где и автору, и героям, и читателю обеспечены комфорт и уют.
А крапивинские «счастливые финалы» — от уверенности автора, что справедливость все равно восторжествует.
И от желания автора не убить страхом потребность в подвиге у мальчишек.
Психологический комфорт в произведениях Крапивина есть.
Но это не самоцель для писателя и его героев.
Это — короткий привал.
Главное — драка.
Ее цель — человеческое в человеке.
Это — комфорт особого рода, когда у героев отсутствуют инстинкты собственничества и самосохранения.
Могут возразить: вся детская литература имеет эту черту.
Должна, видимо, иметь вся.
Но так ли это на самом деле?
Подросток понимает написанное Крапивиным.
А взрослый читатель поначалу теряется: юный герой живет не по взрослым правилам.
Его идеалы — другого порядка.
Они еще не потускнели.
Еще не потерты жизнью.
И герой Крапивина сопротивляется всему, что способно эти идеалы снизить, притушить, извратить.
Так что же? Дифирамбы — Крапивину?
Небезопасно.
Если вспомнить хлесткую статью А. Разумихина «Правило без исключений, или Прозрачная злость и интеллигентные мальчики Владислава Крапивина» («Урал», 1982).
Там мальчикам и писателю досталось, по сути, за высокие идеалы и за верность этим идеалам.
Исповедуя принцип «хочешь жить — умей вертеться», заслонив идеалы идеей приспособленчества, к героям Крапивина подходить нельзя.
Как нельзя, скажем, к лирической поэзии подходить с мерками деловой прозы.
«Идеальность» героев Крапивина — основной упрек упомянутой статьи — понята была как нереальность.
А писатель на такой «реальности» никогда и не настаивал.
«Бешеный комплекс полноценности» крапивинских мальчишек, сила их братства — как раз то, что привлекает юного читателя, принимающего единство реальности и вымысла без усилий.
Сначала — это естественная тяга к прекрасному («Флаг отхода», «Оруженосец Кашка»), оформление представлений о том, каким должен быть мир.
Затем — пора отстаивать этот мир («Колыбельная для брата», «Мальчик со шпагой»).
А с определенного момента — для максимальной отчетливости позиции героя и обострения конфликтов — писателю стала необходима помощь чудесного, волшебного.
Контраст идеального и обыденного усиливался элементами фантастики, чуда («Тополиная рубашка»).
Итак, в начале — романтический (и даже, элегически нежный) мир (цикл «Флаг отхода»).
Рассказы этого цикла рождались в разное время.
Объединяет их не столько общее место действия или флер бесконфликтности, сколько высвеченность двух линий: романтика, детство.
Мальчишки и романтика.
Эти две линии в творчестве начинающего писателя были отчетливы уже в 1960-годы.
Единству их Владислав Крапивин верен и в последующих произведениях, доказывая своими книгами, что романтика, в его понимании, — не просто «выражение возвышенных настроений и стремление к идеалу».
Романтика у Крапивина — это средство противостояния неправде, несправедливости, пошлости, средство победить в человеке то темное, что уродует душу.
Романтическое в такой трактовке — то, что лепит из ребенка личность, нацеленную на созидание, а не на разрушение.
В «Парусах» писатель говорит о том, что умение видеть мир удивительным, разноцветным, обещающим открытия — это не только признак детства.
Это — черта любого талантливого, деятельного и бескорыстного человека.
Увы, многие утрачивают, взрослея, это умение, а с ним и бескорыстие, созидательную активность, талант или степень талантливости.
Этическое же кредо Владислава Крапивина — как раз в этих чертах личности, в таком умении видеть мир.
Поэтому ему так дороги герои, характеры которых закаляются и испытываются в обстоятельствах необычных.
Поначалу эта романтика созерцательна, декларативна («Флаг отхода»).
Со временем система романтических принципов в произведениях Крапивина развернется и усложнится.
Необычному, романтическому, чудесному писатель отводит всевозрастающую роль в раскрытии своих замыслов и принципов, прежде всего этических («В ночь большого прилива», «Голубятня на желтой поляне»).
Главное, что находят для себя мальчишки в романтике — свобода.
Свобода, необходимая для поддержания чувства собственного достоинства.
Без это чувства человека нет.
Нет личности.
«Мальчик и солнце» — пример рассказа о счастье, идущем от веры в себя и в мир.
Открытость, доверие героя к окружающему доведены до такой степени, что мальчишка воспринимается как символ безграничных человеческих возможностей.
Каждый предмет для юного героя одухотворен, имеет тайный смысл, будь то лист каштана или солнце.
Основное в поведении героя — предвкушение чуда и сотворение чуда.
Личность (если она личность) достойна чуда, заслуживает волшебной помощи:
«Я боялся унижения не меньше, чем топора, и отчаянно дернулся из ржавых когтей. Они разодрали мне руки от плеч до кистей, но я взмыл над поляной и с высоты, не чуя боли, радостно и освобожденно заорал:
— Эй, ты, ржавая кадушка! Взял, да?! Фашист паршивый! Прыгни сюда, я оборву тебе завязки на подштанниках!» («Тополиная рубашка») [2;486].
Герои Крапивина не случайно попадают в обстоятельства, при которых возможен или даже необходим подвиг (а то и настоящее чудо).
При всей духовности героев (вспомним — «интеллигентные мальчики») они активны, они — экспериментаторы.
Эксперименты идут с человеческими возможностями.
Прежде всего с собственными.
Чудеса чудесами, но решение переступить черту герой принимает сам.
Причины?
Например, такая, как в повести «Дети Синего Фламинго»: герой надеется оказаться в настоящей сказке.
Рискует жизнью стеклянный Тилька, отказываясь от коробки с ватой, где был бы в полной безопасности:
«Я же сразу динь — и помру. Мне нужна свобода и дождики» («Возвращение клипера „Кречет“») [3;136].
Мотивы поступков у героев Владислава Крапивина иные, чем у всех остальных.
Потому что система ценностей другая.
В «Голубятне на желтой поляне» победит система ценностей четырех ребят и Яра Родина, а не тех, которые «велят».
Ценности иные…
Отсюда феномен капли в книгах Крапивина: ничтожно малые вещи, явления обладают силой, способной противостоять развитой цивилизации (барабанная палочка, резиновый мячик).
Несоответствие масштабов — цивилизация и мячик — идет от жизненного наблюдения: порой мощные социальные устои бессильны перед человеческим чувством.
Крапивин — максималист?
Вероятно.
Этот максимализм проявляется в жажде абсолюта, абсолютной справедливости.
А в реальную жизнь абсолют даже с трудом не вписывается…
Но вне деятельности, направленной на осуществление идеала, трудно представить человека.
Другим — все равно.
Герою Крапивина — не все равно.
И положительные его качества часто доводятся до абсолюта.
До абсолюта — в данной ситуации.
Какой повод доброжелателям поговорить о стерильности таких героев!
Главное проявление абсолюта в произведениях Крапивина — в движении, в развитии.
Застывшие формы — пародия на абсолют — несут зло, а потому уничтожаются главным героем.
Потребность автора в развитии приводит его к фантастическим произведениям, где возможна не только смена действия, но и увеличение степени опасности для жизни героя, изменение смысла его существования.
Потребностью в абсолюте диктуется форма произведения.
Поэтому так органично чувствуют себя в Мире Владислава Крапивина сказка и фантастика.
Ведь для создания условий максимального проявления конфликта (должного и сущего) необходима деформация действительности («Голубятня на желтой поляне»).
Движущая сила крапивинских героев — чувство собственного достоинства.
Оно ведет к стремлению утвердиться, самореализоваться.
Отсюда конфликтные ситуации.
И потребность героя идти на конфликты — это потребность сломать лестницу капитуляций, по которой с возрастом спускается почти каждый.
Это бунт против несправедливости.
Бунт, созидающий душу.
Кирилл Векшин («Колыбельная для брата») ужаснулся при мысли о том, что каждый ребенок, вырастая, может стать преступником.
И Митька Маус.
И Антошка.
Кириллу страшно: он не знает причин этого.
И задается вопросом: почему некоторые становятся гадами?
Может быть, потому, что сначала боятся других гадов?
Обстоятельства усложняются.
Усложняется герой.
И «детские вопросы» приближаются по значимости к «проклятым вопросам» всей мировой литературы.
Есть у героев Крапивина еще один принцип, характерный для творческой личности.
Это — умение видеть, что все могут быть неправы, и научиться жить ради истины, а не для окружающих, если они дискредитировали себя, предали истину.
Разговор об этом не прост.
Путь скользок.
Слишком легко обвинить при таком раскладе крапивинских мальчишек в эгоизме…
А мальчишки, создав свой, романтический, светлый мир, сравнивают с ним мир реальный.
И потому слишком остро видят несправедливость.
И ради высших принципов отходят от людей, оставаясь иногда только с этими принципами.
И ожесточенно их защищают.
Как самое последнее.
Фанатично.
И фантастично.
Владислав Крапивин — детский писатель.
Детская литература.
Игровая?
Игрушечная?
Мини-проблемы?
Макси-бодренькие сентенции?
Игра в поддавки?
Но, если нет мрака в качестве фона, неврастении как главного настроения, метаний бескровных характеров как действия — значит, это уже и не литература?
Истрепанная тема дискуссий, в финале которых звучит ответ: все зависит от мастерства писателя и его смелости.
Крапивин не побоялся дать литературе героя из будущего.
Но живущего и растущего сегодня.
Отсюда конфликты героя Крапивина с антигероями — сегодняшними, вчерашними и позавчерашними.
Антигероями, способными извратить гармонию завтрашнего мира.
Поэтому мальчик со шпагой не бросает оружие.
Так виделся мне Мир, созданный Владиславом Крапивиным, несколько десятков лет назад.
Это было время на грани условного социализма и пещерного капитализма.
Прошли десятилетия.
Наступило СЕЙЧАС.
Из СЕЙЧАС смотрю на Мир Владислава Крапивина.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Владислав Крапивин: субъективный взгляд предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других