Кроме того, что выученные
культурные паттерны мышления дают выигрыш в скорости по сравнению с мышлением-дичком, они предохраняют от грубых мыслительных ошибок.
Он может приспособиться почти к любому
культурному паттерну, однако если он противоречит его природе, то у индивида возникают психические и эмоциональные нарушения, которые со временем заставляют его менять эти условия, поскольку изменить свою природу человек не может.
При этом столица является доминирующим социокультурным аттрактором («гипер»-аттрактором) в масштабе государства, а иногда и большего геополитического региона – она не только буквально притягивает к себе миграционные и финансовые потоки из разных уголков страны (вектор сжатия), но и продуцирует те политические, социальные, экономические и
культурные паттерны, которые рекурсивно воспроизводятся на всех низлежащих уровнях государственного бытия (вектор расширения).
Коротко говоря, человек перестаёт быть собой; он полностью принимает тип личности, предлагаемый ему
культурными паттернами; таким образом, он делается в точности таким же, как все остальные, что от него и ожидается.
В рамках нормативного подхода мы понимаем культурные нормы как набор определённых
культурных паттернов, свойственных не только конкретным этносам, но и субкультурам (микрокультурам).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: перебинтовывание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Однако, возражая против ошибочного утверждения, согласно которому определённые исторические
культурные паттерны есть выражение неизменной и вечной человеческой природы, сторонники теории бесконечной податливости пришли к равно несостоятельным взглядам.
Человек стал бы всего лишь марионеткой социальных установлений, а не тем, кем, как доказала история, он является – действующим лицом, чьи внутренние свойства активно сопротивляются мощному давлению неблагоприятных социальных и
культурных паттернов.
Культурные паттерны и социальные силы заставляют людей выбирать одно из другого.
Тот факт, что большинство представителей определённого класса или культуры имеют общие значимые элементы характера и что можно говорить о «социальном характере», представляющем собой ядро структуры характера, общее для большинства представителей данной культуры, показывает, в какой степени характер формируется социальными и
культурными паттернами.
Различные ответы во многом зависят от оценок контрастов и сближений между
культурными паттернами, например формами мысли и религиозными традициями.
Эти теории хоть и говорят о психологическом факторе, в то же время сводят его к отражению
культурных паттернов.
Ключевые вопросы относятся к сложному переплетению
культурных паттернов в исторических процессах.
Ещё более впечатляющим обстоятельством можно считать способность носителей и промоутеров национального/националистического нарратива воспроизводить
культурные паттерны и модели поведения, характерные для советско-ностальгического антагониста: достаточно посмотреть на методы, формы, риторику и репрезентации так называемой «декоммунизации» 2015–2016 годов, удивительно напоминающие экстаз большевистского иконоклазма.
Общим для всех этих теорий является представление о том, будто человеческая природа не обладает собственным динамизмом и будто психологические перемены могут быть поняты в терминах развития новых «привычек» как адаптации к новым
культурным паттернам.
Человеческая природа не является ни биологически заданной, ни врождённой суммой побуждений, ни безжизненной тенью
культурных паттернов, к которым и приспосабливается; она – продукт человеческой эволюции, но также подчиняется некоторым внутренним механизмам и законам.
Например, Гордон (1964) приравнивал аккультурацию к одной фазе ассимиляции культурной или поведенческой и определял её как изменение
культурных паттернов в соответствии с моделями принимающего общества с другой страны.
То есть научный эксперимент не подтверждал, что жук или его изображение могут загипнотизировать так, что живой человек застынет в обмороке, как труп, но месмерические термины тогда употребляли так же безотчётно, как мы говорим о неврозах, эволюции или
культурных паттернах, не вдаваясь в подробности тех наук, внутри которых эти термины имеют действительный смысл.
– Шаман – это
культурный паттерн. Строго говоря, меня шаманом назвать нельзя. Я же не принадлежу к народам, исповедующим шаманизм. Я – говорящий с духами.
Для лидеров этнических организаций он означал возможность законсервировать у членов «своей» группы
культурные паттерны страны происхождения.