Анархисты понимали возможности организации коммуны, а также формы и последствия
критики капитализма и государства по-разному.
Они обладают необходимыми знаниями, чтобы оценивать
критику капитализма, исходящую от представителей духовенства и других моралистов.
Русские мыслители находились под сильным влиянием западной
критики капитализма – и слева и справа, и вполне естественно, что это лишь усиливало их антилиберальные и антиправовые предрассудки.
В любом случае у нас не было такого ощущения, что для того, чтобы стать крупным
критиком капитализма, было бы полезно иметь хотя бы некоторые базовые представления об экономике.
Особое внимание он уделял
критике капитализма, отмечая исторически преходящий характер этого строя.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: оптоволоконный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В некоторых недавних работах предпринята попытка восстановить так называемый прометеанизм, отделив социальную
критику капитализма от очернения технологии и утвердив способность последней освободить нас от ограничений и противоречий эпохи модерна.
Это происходит потому, что слово «капитализм» было изобретено и затем использовалось
критиками капитализма во времена первой глобальной экономики, которая явственно возвысилась после 1848 года, и распространения капитализма по всему миру до 1914 года.
Социализм научен как
критика капитализма, но как концепция будущего общества это только гипотеза, которую можно считать научной гипотезой, но которая не становится от этого объективной истиной, а остаётся всего лишь гипотезой.
Её отсталость создала такие условия, в которых сильное влияние западной
критики капитализма и его “формальной свободы” соединилось с некоторыми важными элементами национального наследия и породило интеллектуальную традицию глубокого недоверия к праву и вражды к либеральным ценностям.
На этот простой и очевидный факт постоянно ссылаются «патриоты», коммунисты и другие
критики капитализма.
В отличие от социалистов, фашистам недоставало
критики капитализма в целом, поскольку недоставало интереса к капитализму и классам.
Единственное, что объединяло марксистов и народников, была
критика капитализма.
Как остроумно замечают
критики капитализма, при этом общественном устройстве стагнация – норма экономического состояния общества, а развитие, рост – короткие периоды между состояниями стагнации.
Многих русских радикалов привлекал марксизм с его вроде бы научной основой, с его
критикой капитализма и с его упором на роль факторов среды в трансформации человеческого сознания.
Однако именно такая оценка с позиций сегодняшнего дня порождает проблемы и служит объектом нападок со стороны
критиков капитализма.
Не будь
критики капитализма со стороны марксизма, хронические недостатки капиталистической системы не исчезли бы сами по себе.
Его
критика капитализма и буржуазного общества обретает всю полноту смысла, только если мы помещаем её в эту перспективу.
Автор «Капитала» хотя и был радикальным
критиком капитализма, но не современности как таковой.
Если
критики капитализма считают, что этой свободы у нас сегодня в избытке, то, по моему мнению, её должно быть ещё больше – в перепереизбытке, – особенно у всех бедняков мира, которые при нынешнем положении дел не имеют решающего голоса в вопросах, связанных с их собственной работой и потреблением.
Он разъяснит массам толстовскую
критику капитализма – не для того, чтобы массы ограничились проклятиями по адресу капитала и власти денег, а для того, чтобы они научились опираться на каждом шагу своей жизни и своей борьбы на технические и социальные завоевания капитализма, научились сплачиваться в единую миллионную армию социалистических борцов, которые свергнут капитализм и создадут новое общество без нищеты народа, без эксплуатации человека человеком.
Другими словами, марксизм-ленинизм, – это прекрасная критика политической экономии,
критика капитализма, но построить общество отвечающее требованиям справедливости, нравственности на одной критике нельзя.
Однако отделить критику массовой культуры и порождаемых ею отношений между людьми от
критики капитализма и глобализации как «цивилизации бизнеса» не представляется возможным.
Любой ныне существующий вид
критики капитализма направлен против превращения «экономического человека» в особенного массового экономического человека, взращённого в массовой культуре.
Экономический кризис вызвал новую волну
критики капитализма.
Сюда относятся критика несправедливости и неравномерности глобализации, её упрощённых духовных основ,
критика капитализма с позиций обновлённой социал-демократии, исходящая не в последнюю очередь из указанных оснований, чему будут посвящены отдельные главы.
Этот «новый оппортунизм», однако, вовсе не воспринимал себя как проявление умеренности, ибо его важнейшим идеологическим и культурным компонентом был радикальный дискурс, постоянная и яркая
критика капитализма, но не направленная на его практическое здесь и сейчас преобразование.
Началась
критика капитализма и справа, и слева.
Потому-то будущие фюреры и дуче завоёвывали популярность социальных низов безудержной, популистской
критикой капитализма, беспардонно «позаимствованной» у марксистов и социалистов.
Тем не менее важным представляется обобщение марксовой
критики капитализма, которая в критической теории в значительной степени превратилась в критику современного общества как такового, а также стала больше критикой «надстройки», чем «базиса».
Но основные черты понимания социализма проступали в марксовой
критике капитализма: отказ от частной собственности, рынка, от денег, ликвидация разделения труда между городом и деревней (это означало урбанизацию деревни путём превращения крестьян в рабочих на сельскохозяйственных фабриках или в коллективных хозяйствах).
Это задача марксизма: синтезировать марксистскую
критику капитализма в программу политических действий, которые могут успешно привести к созданию нового, более гуманного и устойчивого мира.
Изучение экономических систем началось на заре современной экономической науки и на первых порах ограничивалось анализом и
критикой капитализма.
Иногда критика культуры потребления может увести в направлении, которое вроде бы сопутствует
критике капитализма.
Критики капитализма всегда смотрят на то, как делится пирог; в этой книге я рассматриваю условия, которые заставляют пирог расти или уменьшаться в размерах.