Предложения со словосочетанием «категорический императив»

Между правовой обязанностью и моральной максимой не имеется никакого чистого разделения, ибо они обе происходят из формального принципа категорического императива разума.
Этот философ во второй формулировке категорического императива утверждал: каждая вещь имеет свою ценность, а человек – достоинство, и потому он никогда не может служить средством для какой-то цели.
Критикуя императивное понимание морали в кантовской этике долга, базирующейся на понятии категорического императива (безусловного долженствования), и полагая, что такая этика всего лишь перелицовывает теистическую мораль декалога (т. е. такое обоснование морали, когда за фундамент последней принимается понуждающая сила повеления – запрета или предписания).
Традиционно юридические нормы рассматривались как пример гипотетических императивов в отличие от моральных норм, которые предстают в форме категорических императивов.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: бюстовый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Нейтральное
Положительное
Отрицательное
Не знаю
Её категорический императив гласил: действуй, и именно – действуй на основании точного знания.
Плоской ритуальностью и оскверняющей имитацией разрушать категорический императив морали и веры, величественный императив всегда отвергавшегося ими смысла – это в их манере.
Именно поэтому, кстати, и нельзя согласиться с гегелевскими утверждениями, что в кантовском моральном учении о праве “практический разум полностью лишён материи законов и способен установить в качестве наивысшего закона только форму пригодности максимы произвола”, и будто нет ничего, что с помощью кантовского категорического императива не могло бы быть представлено в виде морального закона.
Поэтому диктатуры жизненно нуждаются в идеологии, поскольку она использует обладающую силой категорического императива идеологическую веру в якобы безусловную истинность идеологии.
Формируется новая эпоха – эпоха героев, личностей, которые в служении универсальным общечеловеческим ценностям – свободы, равенства, братства, – в следовании требованиям категорического императива как универсального законаморали видят истинный смысл жизни.
Категорическое признание конкретными религиями бесконечной целевой основы мира первопричиной норм своей морали придаёт этим нормам силу нравственного категорического императива только для искренних приверженцев конкретных религий.
А без такой правовой “материи” и просто невозможно (фактически и логически) сформулировать кантовский категорический императив.
По отношению к установкам категорического императива лидерства каждый человек определяет свою собственную стратегию и тактику поведения.
Такие нормы не могут быть восприняты в качестве категорического императива рационалистами, а если частично их содержание отвечает критериям рационалистов, то их использование ими предполагает их очищение от идеологии.
Таким критерием и является закон категорического императива.
То есть семантические условия языковой материи, способствующие абсолютизации духа, также утверждают инволюционный категорический императив толерантности духа к отсутствию души в его развитии.
И проблема выбора даже не в какой-то животной примитивности данного действа, поскольку выбор каждый раз приходится делать в виде категорического императива «или – или».
Для данной цели нужна абсолютная норма с характером неограниченного категорического императива этики.
Хотя свобода присуща человеку отнюдь не всегда, она лежит в основе реализации категорического императива.
Закон этот, иначе называемый категорическим императивом, гласит: «Поступай так, чтобы правило твоего личного поведения могло стать правилом для всех».
Следование категорическому императиву и означает победу нравственной воли над злом.
Суть категорического императива, важного для правопонимания, в следующем: «Высшее основоположение учения о нравственности гласит: поступай согласно максиме, которая в то же время может иметь силу всеобщего закона».
Другая, уточняющая, формула категорического императива гласит: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».
Реализация трансцендентальной апперцепции в сферах этико-религиозных положений категорического императива означает их полное оправдание в целостном опыте мышления и представляется столь же многотрудным и продолжительным делом, каким является реализация ценностей в подлинной религиозной аскезе и в целостном бытии личности.
Он резюмировал эту идею в тезисе, который назвал категорическим императивом: действуй только в соответствии с таким принципом, который мог бы стать всеобщим законом.
Действительно, отсутствие силы духа, твёрдости индивидуального, вливающегося в общественный, одновременно определяющего последний и определяемого им же, категорического императива никогда не может быть восполнено внешними поверхностными переменами.
Так, Кант осуществлял, в основном, анализ границ познавательных способностей человека для построения своего философского учения, для обоснования своих этических категорических императивов.
Обладающий монистичным идеологическим мышлением подлинный приверженец идеологической веры полностью подчиняет свои мышление, чувства, волю, поступки, действия, жизнь, судьбу имеющим для него силу категорических императивов идеям своей идеологии.
Его категорический императив имеет вполне гносеологическую сущность существования нечто, помимо бытия.
Они предпочитают более утончённые формы раболепства, твёрдо придерживаются категорического императива и объявляют смертельную войну всякому, кто посягнул на понятие долга, всякому, кто пытается лишить «обязанность» её высокого смысла, заключённого в том самом оттенке «неукоснительного исполнения»: этого требуют от них приличия, и не только приличия.
Кант придал этому табу характер категорического императива: человек – человеку не средство, а цель.
– Для конечных святыхсуществ (которые никогда не могут соблазниться нарушением долга) нет учения о добродетели, для них есть лишь учение о нравственности, которое есть автономия практического разума, в то время как первое есть также автократияпрактического разума, т. е. содержит если не непосредственно воспринимаемое, то всё же правильно выведенное из нравственного категорического императива сознание способностисправляться со своими не повинующимися закону склонностями, так что человеческая моральность на своей высшей ступени может быть не более как добродетелью, даже если бы она была совершенно чистой (полностью свободной от влияния всех чуждых долгу мотивов), ибо тогда она как идеал (которому до́лжно постоянно приближаться) обычно персонифицируется поэтически под именем мудреца.
Социальные же безгранично идеализированные предметы выступают для субъектов идеологической веры категорическими императивами, прямо предписывающими поведение и деятельность людей без опосредствующих оценок этих идеализированных предметов с точки зрения осуществимости или неосуществимости, целесообразности или нецелесообразности осуществления.
В своём знаменитом категорическом императиве он сформулировал правило, которое позволяет взвешивать на весах нравственности любые наши мысли и поступки, определяемые нашими мыслями: «Человек сам в себе цель и не должен быть средством».
Неспособность осуществить выбор и неспособность взять на себя моральную ответственность, ограничив свободу внутренним категорическим императивом, превращают человека в раба собственной анархичности, которой он, естественно, пугается.
Но в каком облике там будет существовать категорический императив?
Групповая психология – это реализация группового категорического императива через психологию членов группы.
Слова становились категорическим императивом, наложенным к тому же на подсознательные страхи и опасения объекта воздействия.
Христианство явилось непобедимым и победоносным. Категорический императив поведения. Системообразующая идеология. Идеал добра и табу на зло.
Он выражается в запретах и заповедях типа категорического императива, которые остаются теоретическими обобщениями, не наполненными действенной силой.
Ведь её понятие возникает в постоянной борьбе, которая разделяет ищущих категорический императив и неопределённые рубежи скрытой жизни, отягчённой борьбой за существование в становящемся всё более тесным пространстве.
Категорический императив подразумевает, что всегда морально неприемлемо использовать других в качестве средства для достижения наших целей.
Потом бы передали эстафету разума техногенным разумным системам со встроенным категорическим императивом.
Отсюда категорический императив «плюрализма»: пусть будет много историй литературы – социологическая, психоаналитическая, религиозно-философская (дальше обычно следует конструкция: ну и ещё какая-нибудь).
Это не отменяло того факта, что в обществе правовые нормы осуществляли функцию регулирования, но это было скорее «побочное» действие, по сути же своей право являлось функционированием практического разума или своеобразной проекцией категорического императива в мир внешних отношений между людьми.
Желание оставить по себе следы, обратить жизнь в памятник ценности, исчезнуть и сохраниться в живом культе одушевляющего нас принципа, – вот источник исконного человеческого «аретаизма», как означали эллины, дорийцы, свой категорический императив действенной доблести.
Категорический императив медиации – необходимость договариваться и в любых ситуациях стремиться к взаимному пониманию – начинает играть роль не только профессионального, но и жизненного кредо медиатора, которое он применяет и за пределами строго ограниченного пространства медиативной процедуры.
Кантов категорический императив в конечном счёте тоже зиждется на подобной универсализации собственных суждений, причём там со ссылкой на максимы действия проводится различие между чисто субъективными и чрезвычайно разнящимися от человека к человеку склонностями и интересами, с одной стороны, и универсальными свободными пространствами, а также границами оных, с другой.
Таким же образом можно показать, что воровство и убийство осуждаются категорическим императивом.

Ассоциации к слову «категорический»

Все ассоциации к слову КАТЕГОРИЧЕСКИЙ

Цитаты из русской классики со словосочетанием «категорический императив»

  • Пред немецким сознанием стоит категорический императив, чтобы все было приведено в порядок.
  • Я совершенно отрицательно всегда относился к этическому формализму Канта, к категорическому императиву, к закрытию вещей в себе и невозможности, по Канту, духовного опыта, к религии в пределах разума, к крайнему преувеличению значения математического естествознания, соответствующего лишь одной эпохе в истории науки.
  • Пустота, которая остается после освобождения от природного и социального объективизма, после «критического» отвержения всякого бытия, должна быть чем-нибудь заполнена; ее не может заполнить ни вера в категорический императив, ни вера в непреложность математики.
  • (все цитаты из русской классики)

Значение словосочетания «категорический императив»

  • Категори́ческий императи́в (от лат. imperativus – повелительный) – понятие в учении И. Канта о морали, представляющее собой высший принцип нравственности. Понятие категорического императива было сформулировано И. Кантом в его труде «Основы метафизики нравственности» (1785) и подробно исследовано в «Критике практического разума» (1788). (Википедия)

    Все значения словосочетания КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение словосочетания «категорический императив»

Категори́ческий императи́в (от лат. imperativus – повелительный) – понятие в учении И. Канта о морали, представляющее собой высший принцип нравственности. Понятие категорического императива было сформулировано И. Кантом в его труде «Основы метафизики нравственности» (1785) и подробно исследовано в «Критике практического разума» (1788).

Все значения словосочетания «категорический императив»

Синонимы к словосочетанию «категорический императив»

Ассоциации к слову «категорический»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я