Появление этого сочинения избавляет меня от необходимости входить здесь во все детали родового устройства, насколько они обрисовываются обычным правом
кавказских горцев.
Полусолдаты-полуматросы, они были в большинстве
кавказскими горцами и плавать не умели…
В отношении военной энергии сравнивать
кавказских горцев с алжирскими арабами или кабилами, из которых французское краснобайство сделало страшных противников, может быть только смешно.
Как пример для подражания в репликах благородного персонажа поминаются нравы
кавказских горцев, готовых все как один встать на защиту члена родного клана.
Неудивительно после этого, если обычаи
кавказских горцев требуют умерщвления незаконнорождённых детей и убийства обоих виновников прелюбодеяния.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: постажировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
У
кавказских горцев можно было выменять много серебра и железа.
Адаты
кавказских горцев так далеки от мысли считать воровство у чужеродца уголовным преступлением, что большинство их в случае обнаружения вора довольствуются требованием, чтобы похищенное или его стоимость возвращены были хозяину.
Без надежды, без ответственности и без мышлений, без отечества, кроме нескольких домов своей деревни, живя разбоем и не боясь за него никакой отплаты в своём полувоздушном гнезде, проводя таким образом века за веками,
кавказский горец выделал себе природу плотоядного зверя, который бессмысленно лежит на солнце, пока не чувствует голода, и потом терзает жертву без злобы и без угрызений.
Только имея в виду сказанное, можно понять причину, по которой при господстве родовых отношений, как показывает пример
кавказских горцев, важнейшим видом судебных доказательств являются присяга ответчика и соприсяга его родственников.
Имея в виду сказанное, нам нетрудно понять причину, по которой обычное право
кавказских горцев устанавливает строгую черту различия между воровством, совершённым у члена одного с похитителем рода, и воровством у чужеродца.
Да и внешне баски и
кавказские горцы довольно схожи.
Замкнутые в своих неприступных ущельях,
кавказские горцы сходили на равнину только для грабежа и убийства; дома дни их проходили в самой тупоумной праздности.
Необходимость постоянного питания покойников в связи с тем фактом, что поглощение пищи огнём одно может быть наглядным проявлением воспринятия её витающими в воздухе душами, – причина того, что центром домашнего культа у
кавказских горцев, как и повсюду, где только существует или существовал этот культ, является домашний очаг.
Кавказские горцы, в течение тысячелетий, не заимствовали от окружающих ничего, кроме усовершенствований в оружии; в этом деле они были в высокой степени переимчивы; во всём прочем между ними и соседями не происходило никакого умственного соприкосновения.
Вот с этой-то точки зрения изучение родовых порядков
кавказских горцев и призвано оказать неоценимую услугу зачинающейся только науке общественной эмбриологии, так как даёт ей возможность проникнуть в мельчайшие подробности того миросозерцания, из которого вытекло и в котором нашло своё оправдание родовое устройство.
Кавказский горец мстит убийце потому, что этого требует тень убитого; но такое требование не может быть предъявлено в том случае, когда убийца и убитый принадлежат к одному и тому же роду.
Собственно, к черкесам относятся одни только «адигейцы», самое красивое племя из
кавказских горцев.
Изучение быта
кавказских горцев началось уже давно.
Итак, мы вправе будем сказать, что кочевой быт
кавказских горцев должен быть отнесён к более или менее отдалённому прошлому; а так как родовое устройство и связанные с ним порядки нераздельного земельного владения продолжают держаться и до сих пор, то необходимо будет признать, что переход к оседлости не сопровождался у них полным упадком родовой организации и аграрного коммунизма.
Англичане финансировали
кавказских горцев, посылали корабли с полными трюмами оружия – только из-за этого тяжёлая кавказская война затянулась более чем на полвека.
Под этим многообъемлющим именем надобно отличать, в рассматриваемом здесь отношении, закавказские христианские области, закавказские магометанские области и
кавказских горцев.
Грузия в те времена была языческой землёй, которую населяли
кавказские горцы.
Финансировались и снабжались оружием
кавказские горцы, польские сепаратисты.
Его вербовщики на востоке набирали в армию армян,
кавказских горцев и арабов.
Как доказательство прежнего существования христианства между
кавказскими горцами приведём следующее.
Не столь довольны, правда, русским завоеванием
кавказские горцы.
По происхождению – это традиционная одежда
кавказских горцев, которых в северных предгорьях сдерживали кубанские и терские казаки, поселенные там специально для этой цели.
Многие крымские татары, калмыки,
кавказские горцы стали сотрудничать с оккупантами.
Вследствие стечения каких обстоятельств
кавказские горцы утратили прежнее своё значение и каким образом европейские переселенцы покинули там свои колонии, сказать невозможно, и навряд ли когда-нибудь возможно будет разъяснить прошлую историю кавказских народов.
Что, например, заставляет казака, одетого в черкеску, считать своим русского предводителя уездного дворянства, а не гораздо больше на него похожего
кавказского горца.
Роста он был среднего, полноватый и приземистый, но вместе с тем имел вид настоящего
кавказского горца, широкоплечий, с красивым орлиным профилем, чёрными бровями и выразительным взглядом.
Первые литературные опыты, статьи и рассказы, печатаются в журналах «Казачий сполох», «Своими путями», «
Кавказский горец».
Особенно колебание умов давало себя чувствовать среди
кавказских горцев.
Во-первых, это «естественный человек», «благородный дикарь» –
кавказский горец, личность сильная и цельная.
Очевидно, что в прежние времена
кавказские горцы были христианами или, по крайней мере, большая часть их исповедовала эту религию; вместе с тем, по всей вероятности, народы эти от соприкосновения с образованными переселенцами, жившими между ними, стояли на более высшей точке общественного развития, нежели теперь.
Поразило меня присутствие делегации от
кавказских горцев: осетин и, кажется, мингрельцев.
Дальнейший путь развития
кавказских горцев теперь связывался с необходимостью овладения ими русской речью, ознакомлением с русской культурой82.
Быт и нравы
кавказских горцев таковы, что не писать о них невозможно.
Но этого не случилось: старый возбудитель алчности, проникший к
кавказским горцам, всплыл на поверхность.
Представленный краткий обзор быта и нравов
кавказских горцев показывает несостоятельность мнений, сложившихся в те годы о «диких» горских племенах.
При всём разнообразии быта
кавказских горцев необходимо отметить, что главными основами существования их обществ были: семейные отношения; кровная месть (кровомщение); права собственности; право каждого свободного человека иметь и применять оружие; уважение к старшим; гостеприимство; родовые союзы с взаимною обязанностью защищать друг друга и ответственностью перед другими родовыми союзами за поведение каждого.
Что
кавказские горцы и по своей фанатической религии, и по образу жизни, и по привычкам, и по самому свойству обитаемой ими страны, – природные хищники и грабители, никогда не оставлявшие и не могущие оставлять своих соседей в покое, всё это не принимается в расчёт.
По случаю заключения контракта на поставку чая
кавказским горцам позволил со служащими себе по бокалу «Абрау-Дюрсо» из императорской коллекции.
Классическая русская литература, окарикатурив поляков, немцев и евреев, краем глаза зацепила ещё
кавказских горцев, отметив присущие им пылкость и романтизм, но в целом неизменно выказывала удивительное равнодушие ко всему не русскому, к тому огромному этнокультурному разнообразию, с которым сосуществовал великоросский этнос.
Ни в одном народе нет столько суеверия, как у
кавказских горцев: всё, что было им внушено во время детства, передано в рассказах о бесплотных духах, привидениях, мертвецах и прочих чудесах, доступных самому грубому невежеству, – всему верят с такой искренностью и убеждением, как будто всякий из них был личным очевидцем чудесных событий.
Чеченцев, как и других
кавказских горцев – мусульман освободили от натуральной воинской повинности, заменив её денежным налогом304.
Там было полмира: греки, сербы,
кавказские горцы, немцы, венгры, евреи, поляки, литовцы, турки, французы, испанцы, англичане, русские, украинцы, итальянцы – всех не перечислить.
Для управления
кавказскими горцами в 1860-е гг. была разработана система специальных административно-судебных институтов, получивших название военно-народного управления.
Две следующие по величине группы были «
кавказские горцы» (более миллиона носителей языков) и «восточные индоевропейцы» (более полумиллиона носителей); более десяти тысяч мусульман считали своим «родным языком» «русский».
Общественно-экономический строй
кавказских горцев в это время составлял предмет его собственных интересов и своё отношение он сумел выразить в нескольких статьях, помещённых в знакомой нам либеральной владикавказской газете «Терек».