Источником сновидения являются какие-то твои внутренние заблуждения или прошлые заслуги, но поведение и мысли в сновидении верные.
Вместо этого учёные в первую очередь искали
источники сновидений и их причины.
По-видимому, дневные интересы как психический
источник сновидений не играют такой важной роли, как следовало бы ожидать после категорических утверждений, будто каждый продолжает заниматься в сновидении своим делом.
Впрочем, число
источников сновидений, полученных на основе бесспорно установленных фактов, возросло не настолько существенно, как это может показаться на первый взгляд.
Между тем нам нужно сделать лишь ещё один шаг, чтобы натолкнуться на
источник сновидений, который значительно обильнее всех предыдущих и поистине неиссякаем.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: грудничковый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Примеры подобного рода позволяют считать, что из всех
источников сновидений объективные чувственные раздражения во время сна можно установить наиболее определённо.
Чувственные раздражения, действующие на нас во время сна, вполне могут стать
источниками сновидений.
Раздел «Материал и
источники сновидений» посвящён тому, откуда бессознательное черпает пищу для построения сюжета сна; раздел «Психология процессов сновидения» подводит итог изучению сновидения как психологического феномена.
Если мы собираемся искать
источники сновидений не вне, а внутри организма, то должны вспомнить о том, что почти все наши внутренние органы, в здоровом состоянии почти никак не дающие о себе знать, в состоянии раздражения – назовём его так – или во время болезни становятся источниками, как правило, неприятных для нас ощущений, которые следует приравнять к возбудителям болевых ощущений, получаемых извне.
Если бы дневных интересов, наряду с внутренними и внешними раздражителями во сне, было достаточно для объяснения этиологии сновидений, то мы бы могли дать удовлетворительный отчёт о происхождении всех элементов сновидения; загадка
источников сновидения была бы разрешена, и оставалось бы только разграничить роль психических и соматических раздражителей в отдельных сновидениях.
Другие психические
источники сновидений неизвестны.
Или мы можем предположить, что объективное чувственное раздражение, вторгающееся во сне, играет в качестве
источника сновидений лишь скромную роль и что подбор образов воспоминаний, вызывающих пробуждение, обусловливают другие моменты.
Внимательные наблюдатели составили целый список сновидений, в которых раздражение, констатируемое при пробуждении, и отдельные содержания сновидения настолько совпадали друг с другом, что раздражение справедливо можно было признать
источником сновидения.
После обсуждения нами
источников сновидений мы, видимо, должны полагать, что она не обусловлена материалом, который попадает в содержание сновидения; он большей частью является общим для жизни в сновидении и в бодрствовании.
Этот интерес, присущий жизни в бодрствовании и сохраняющийся во сне, не только представляет собой психическую связь, соединяющую сновидение с жизнью, но и служит для нас немаловажным
источником сновидений, который, наряду с тем, что стало интересным во сне, – раздражителями, воздействующими во время сна, – должен объяснить происхождение всех образов сновидения.
Если установлено, что внутренние органы в болезненном состоянии становятся
источниками сновидений, и если мы признаём, что в состоянии сна душа, отрешившись от внешнего мира, может уделить больше внимания внутренним органам, то невольно напрашивается предположение, что органам не нужно заболевать, чтобы передать спящей душе возбуждения, которые так или иначе становятся образами сновидения.
Большинство авторов, по-видимому, предполагают, что причины нарушения сна, то есть
источники сновидения, могут быть разнообразны и что роль возбудителя сновидений играют как телесные раздражители, так и душевные волнения.
Они-то и могут послужить
источником сновидения.
В частности, он преувеличивал несоответствия между взглядами разных авторов, преуменьшал значение, которое «медикоориентированные» исследователи придавали психологическим факторам, связанным со снами, и искажал взгляды многих учёных, утверждая, что они проявляли интерес только к физиологическим
источникам сновидений, продвигая, как их в то время называли, соматические теории сна.
Что следует понимать под внешними раздражителями и
источниками сновидений, можно пояснить ссылкой на народную поговорку: «Все сны от желудка».
Вопреки всем возражениям необходимо признать, что роль объективного возбуждения органов чувств во время сна как
источников сновидений является очевидной, и если эти раздражители по своей природе и частоте, возможно, кажутся недостаточными для того, чтобы объяснить все образы сновидения, то, следовательно, нужно искать другие, но аналогично им действующие источники сновидений.