Ключ к сновидению

Ангелина Гор

«Ключ к сновидению» – это путеводитель в мире бессознательных тайн. В книге представлена тематическая классификация снов с примерами индивидуальных расшифровок и раскрытием устойчивой символики на примере более чем ста сновидений, что позволит и вам найти разгадку образов, посещающих вас во сне. В книге также приведены практические упражнения, направленные на развитие навыков детального запоминания сна и возможностей его дальнейшей интерпретации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Что такое сновидение? Это реальность, в которой мы можем познать истинного себя. В снах воплощаются вытесненные нами страхи, переживания, скрытые желания. В них мы можем понять, какие трансформации в нас происходят и что нас ожидает, можем найти ответы на многие волнующие вопросы.

Так что же это такое? Что за мир? Кто им управляет? Только ли мы?

Даже в современном мире остаются вопросы, ответы на которые пока ещё не найдены. Но что мы точно можем уже сейчас, так это разобраться с символической стороной феномена «сновидения». Это значит, что мы можем использовать сны, чтобы понять себя и проработать глубинные уровни подсознания, для того чтобы быть предупреждёнными.

Чтобы понять собственную сущность, следует познать суть мира: через символы, образы, через историю. Так — через символы сновидений — можно познать себя, свой внутренний мир, наладить отношения с самим собой.

Тибетский буддист Тартанг Тулку пишет: «Сны — это сокровищница знания и опыта. Однако их часто недооценивают как средство познания действительности. В состоянии сна наше тело отдыхает, но мы видим и слышим, передвигаемся и даже способны обучаться. Правильное использование состояния сна равносильно увеличению времени нашей жизни в два раза» [3].

Сновидения исследовали многие специалисты разных сфер: философы, физиологи, биологи, психологи, гипнологи, психотерапевты, даже филологи и многие другие. Принято считать, что самый большой вклад в понимание сна внесли Зигмунд Фрейд и Карл Юнг. И с этим трудно не согласиться.

Наиболее удачное положение о сновидениях, на мой взгляд, принадлежит К. Юнгу: «Общая функция снов заключается в попытке восстановить наш психический баланс посредством производства сновиденческого материала, который восстанавливает целостное психическое равновесие. Сон компенсирует личностные недостатки и в то же время предупреждает об опасности неадекватного пути» [6].

Жизнь человека полна событий самого разного характера, и наряду с повседневными, обыденными эпизодами случаются и травмирующие ситуации. Когда они появляются в нашей жизни, мы обычно не можем сразу с ними справиться, и тогда мы либо пытаемся вытеснить их на дальнюю «полочку» своего подсознания, либо пытаемся исказить реальность, делая её таким образом менее болезненной. Чтобы как-то обезвредить такие травмирующие моменты, организм, а точнее — мозг, включает защитные механизмы, которые призваны избавить нас от негативных переживаний и разрешить внутренний конфликт. Они помогают человеку сохранить свою самооценку и целостность. Таким путём они и попадают в сновидение, чаще всего в метафорическом образе.

Кроме сохранения равновесия и спокойствия в нашем внутреннем мире, сновидения выполняют функцию созидания. В них не только проявляются наши фантазии, но и очень часто знакомые нам истины и правила видятся иначе и приобретают новые формы. Образы, которые мы видим во сне, могут быть крайне противоречивыми. Но в нашей власти изменить любой физический закон.

Зачем нам это? Почему наше сознание пытается изменить реальность? Потому что нам хочется, чтобы запреты, действующие в нашем мире, потеряли свою силу, поскольку в жизни и так всё обусловлено нормами, природными законами и т.д., и т. п. Во сне же мы можем увидеть то, что крайне вероятно увидели бы, проснувшись, ведь наше сознание в сновидении пытается удовлетворить наше любопытство, желание экспериментировать. Шуберт говорил: «Сновидение — освобождение души от оков чувственности, от власти внешней природы» [4].

Таким образом, сновидения могут рассматриваться как активная действующая сила. Но если разбираться в источниках сна, то можно увидеть его с более приземлённого и пассивного ракурса.

На этот счёт существует много различных точек зрения. Например, З. Фрейд создал собственную классификацию источников сновидений, которые описал в своей книге «Толкование сновидений» [4].

Согласно данной группировке первым источником снов являются внешние чувственные раздражения. Во сне мы не можем изолировать своё тело от внешнего мира, а это означает, что мы постоянно подвержены внешним раздражителям: шум, свет, температура воздуха и т. д. Они-то и могут послужить источником сновидения. Известно немало примеров, когда спящему человеку за несколько минут до звонка будильника снился колокольный звон или другие громкие звуки, отождествляемые с тем же будильником, а также воспроизводились различные ситуации пробуждения, предшествующие его фактическому наступлению. Бывает, что мы можем отлежать себе руку или ногу, и в ответ нам приснится, что эта конечность ранена, придавлена и т. п. Очень часто внешние раздражители не несут в сновидениях ясного смысла, то есть отсутствует примитивная связь, и включается механизм ассоциаций, причём ассоциации эти могут быть различного характера, и они не сразу приводят к пониманию проблемы.

Второй вид источников — внутренние чувственные раздражители. Как пишет В. Вундт: «Немаловажную роль в сновидениях играют субъективные зрительные и слуховые ощущения, знакомые нам в состоянии бодрствования: смутное ощущение света при закрытых глазах, шум и звон в ушах и т.д., особенно же — субъективные раздражения сетчатой оболочки. <…> Отмечается склонность сновидения воспроизводить самые разнообразные фигуры животных, богатство форм, которые легко приноравливаются к особой форме субъективных световых картин» [4].

Существует феномен, напрямую связанный с внутренними чувственными переживаниями, и называется он «гипнагогическая галлюцинация» — это яркие образы, приходящие нам во сне; настолько яркие, что сравнимы с реальностью [4]. Но приходят они в тесной связи с нарушениями или беспокойствами внутри организма, например, при проблемах с желудком, из-за утомлённых глаз, чувства голода и т. д.

Есть исследователи, которые столь яркое сновидение называют осознанным, то есть таким, в котором человек может сам менять всё до мелочей, испытывая при этом ощущение полной реальности. В таких снах человек может отдохнуть и, например, набраться ресурсов.

Следующий источник — внутренние физические раздражения. Таким источником может быть больной или же временно воспалившийся орган. То есть наш организм даёт нам знать, что с ним не всё в порядке. Бывает также, что человеку не хватает воздуха, и ему начинают сниться кошмары, связанные с удушьем. Нередко человек, который заснул, сдавив грудную клетку, сердце, видит кошмарные сны. Помимо сведений о болезни, иногда мы получаем информацию, которая также может быть для нас очень значима, но под действием дневных впечатлений мы можем её просто не заметить, а ночью эта информация наконец-то обрабатывается нашим мозгом и преподносится в сновидении.

Последний источник — психические раздражители. Часто ночью снится то, что интересовало нас днём. Возможно, это обычное продолжение активной деятельности мозга, проявляющееся в образной форме. То есть нам снятся нерешённые проблемы, яркие дневные впечатления, поступки, как бы повторно прокручиваются значимые ситуации. Обычно эти ситуации мы просматриваем во сне уже в исправленном виде, то есть видим то, как бы мы поступили, если бы, к примеру, была возможность всё исправить, прожить заново, но, тем не менее, в реальности мы это сделать не смогли. Также психическими раздражителями могут служить вытесненные («задвинутые» в подсознание) образы и мысли.

Итак, Фрейд считал, что содержание наших снов во многом зависит либо от внешних обстоятельств (раздражителей), либо от желаний, «спрятанных» в бессознательном. Этот вывод говорит о том, что, работая со сновидениями, можно познать свой внутренний мир.

Юнг отличался от Фрейда в своём отношении к интерпретации сновидений, хотя многие ключевые тезисы у них схожи. Первый считал, что сновидения необходимо рассматривать в общем контексте бессознательной жизни клиента, то есть исследовать не один сон, а целый ряд сновидений и только после этого делать какие-либо выводы. Для Фрейда же символы и есть те самые «ключи». По его мнению, видя определённые символы, можно сразу сложить целостную картину и интерпретировать её. Но в своей теории Фрейд опирается на опыт человека и информацию из его жизни. Юнг же говорит о символах совсем иначе: «… символы сна — важнейшие посланники от инстинктивной к рациональной составляющей человеческого разума, и их интерпретация обогащает нищету сознания, так как она учит его понимать забытый язык инстинктов» [6].

Юнг говорит о том, что психика человека прошла эволюцию так же, как и тело, она тоже накапливала знания в течение тысячелетий. В нашем бессознательном множество символов и архетипических образов, которые образовывались длительное время и теперь проявляются в наших сновидениях и галлюцинациях. Он смотрит на символы более глубоко и всегда ориентируется на контекстуальные факторы. В целом, у обоих светил психоанализа можно найти много общего, но в то же время отыскать и существенные отличия их точек зрения.

Я не Фрейд и не Юнг. Но у меня есть собственное понимание сновиденческого мира. Я придерживаюсь золотой середины и считаю, что важно знать и понимать символы, причём на разных уровнях, но при этом необходимо учитывать и контекст: что происходило накануне сна, что ожидается в ближайшем будущем, случались ли серьёзные или даже травматичные события в последнее время. Важно понимать, что у разных людей схожие сны могут «срабатывать» по-разному и отображать разные аспекты. С другой стороны, у всех нас есть некая общность, имеющая под собой основу в виде коллективного бессознательного. Поэтому я позволяю себе давать интерпретации без глубинного анализа конкретной личности. Однако, если сон изобилует символикой, диалог с клиентом неизбежен.

Свои интерпретации я пишу в состоянии потока, и если спустя некоторое время включить голову и попытаться расшифровать тот же сон, то получится немного иначе, а иногда и совсем по-другому. Находясь в потоке, ты будто чувствуешь того человека, чей сон рассматриваешь, словно доктор прощупываешь каждое слово, каждую эмоцию, ориентируясь на своё собственное ощущение.

В своей книге я поделюсь имеющимися знаниями и накопленным опытом в расшифровке сновидений. Приведу реальные описания снов, классифицировав их по группам. Читая эти примеры, вы, вероятно, увидите сны, как две капли воды похожие на ваши собственные, и сможете по аналогии с представленным пояснением разобраться в том, что же они означают. Я собирала этот материал шесть лет. Больше трёх сотен людей поделились со мной сновидениями в ожидании ответов на волнующие их вопросы. Люди разных возрастов, разного пола и разных верований. Я расскажу только те сны, интерпретации которых получили сильный эмоциональный отклик у моих клиентов. В книге их около ста сорока, и все они приведены в авторском изложении, то есть так, как они были предоставлены мне на расшифровку, с сохранением специфичности стиля изложения каждого обратившегося человека.

Я очень надеюсь, что, прочитав эту книгу, вы научитесь понимать свои сны и себя, свой путь, свой внутренний мир, свои переживания. А в конце книги вас ждут рекомендации и упражнения для работы со сновидениями, и вы сможете попробовать самостоятельно расшифровать свои сны.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я