Латеральное мышление не является какой-то новой волшебной формулой – это всего-навсего иной, более творческий способ
использования разума.
Видимо, нельзя отрицать и того, что целенаправленное, инструментальное
использование разума в XVII, XVIII и XIX вв. стало главной, может быть, причиной ускоренного развития европейской цивилизации.
Суть его сводится к
использованию разума для осознания постулатов веры, или, другими словами, к праву человека формировать убеждения путём свободного мышления, а не только следовать официальной богословской доктрине.
Он существует в двух формах, которые прекрасно иллюстрируют различия между законным
использованием разума в деле рассмотрения ценностей и ложным «конструктивистским» рационализмом, который пренебрегает ограниченностью разума.
Ибо человек, когда он безупречен, есть наилучшее из животных, но когда он обособляется от закона и справедливости, то делается наихудшим из всех, поскольку хорошо вооружённая несправедливость наиболее опасна, а человек с рождения оснащён оружием, которое предназначено для его
использования разумом и храбростью, но которое он может применять для достижения наихудших целей.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: якшанье — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
И раз мои оппоненты выступали просто за планирование, имея в виду централизованное планирование всей экономической деятельности, я направил критику против «планирования» в целом, предоставив противникам использовать хорошее слово и открыв себя для обвинений, что я противник
использования разума для упорядочивания наших дел.
Возникло впечатление, что последние оценивают разум не столь высоко, хотя их-то заботило более эффективное
использование разума, для чего, считали они, нужно верно понять границы эффективного использования индивидуального разума в регулировании взаимоотношений между множеством разумных существ.
Это есть некое прямое бессознательное усмотрение истин без
использования разума.
Использование разума имеет своей целью достижение контролируемости и предсказуемости.
Не является ли устранение эффективности в публичном
использовании разума также тем вычитанием, которое открывает место для некоторых новых социальных практик?
При умелом
использовании разум может стать великолепным инструментом.
Использование разума определяет границы того, во что следует верить, что, в свою очередь, в случае теизма, открывает то, что должно быть доказательством.
Каждая ошибка – это, конечно, логическое суждение, то есть такое, которое возникает в результате размышления и абстракции, и в этом отношении оно невозможно без логического
использования разума.
Независимо от того, вызвано ли внушение косвенными причинами, авторитетным утверждением, ассоциацией идей или физическими впечатлениями, внушение – это идея, возникшая в уме под действием влияния, не зависящего от
использования разума, свидетельств или доказательств.
Любая задача, которую вы запланируете, может быть осуществлена при правильном
использовании разума.
Использование разума для решения возникающих задач, в том числе политических, казалось универсальным и надёжным средством.
Ибо человеческий разум, не движимый одним лишь тщеславием обладания большими знаниями, неумолимо, побуждаемый собственной потребностью, переходит к таким вопросам, на которые нельзя ответить никаким опытным
использованием разума и, следовательно, заимствованными принципами, и, таким образом, во всех людях, как только разум простирается в них до спекуляции, всегда существовала и всегда будет существовать некоторая метафизика.
Кроме того, дело трансцендентальной философии состоит в том, чтобы препарировать
использование разума как такового, а затем апеллировать к этому разуму.
Но поскольку он не направил своё внимание на изначальное
использование разума, которое одно только и содержит разумность наших понятий, он впал в ошибку своих оппонентов и сам оказался догматиком и, таким образом, непонятным для самого себя; это утверждение, мы надеемся, будет признано верным каждым, кто обратит внимание на это письмо, которое мы представляем публике.
При трансцендентальном
использовании разума, который ограничен только внутренним опытом как таковым, – как и при использовании ассоциации в самом узком смысле, которая ограничена только внешним опытом, как таковым, – возможны только ясные и в то же время неотчётливые представления: при понимании – отдельного субъекта всего опыта и фактов внутреннего опыта, насколько это также зависит от простого субъекта.
С тех пор как (вы имеете в виду) свободное
использование разума в делах религии стало терять для своих защитников славу запретного плода, на место былого рвения к правам разума пришло равнодушие, которое уже время от времени переходит в ненависть и презрение и грозит закончиться всеобщим недоверием.
Речь шла о вере как аспекте разума, самом важном аспекте в
использовании разума.
Если разумному и честному человеку нужно было бы выразить свою внутреннюю рациональность в философских предпосылках, он был бы уверен, что воспринимаемый им мир реален (существующее существует), что вещи являются тем, чем они являются (закон тождества), что разум – единственный способ обретения знания, а логика – метод
использования разума.
Я не хочу использовать здесь подобные ярлыки, но обращаю внимание на тот способ, с помощью которого надлежащее
использование разума, по мнению кембриджских платоников, сохраняет личную идентичность.
Но поскольку, с одной стороны, до сих пор время от времени появляются сторонники символической, как они выражаются, чистой доктрины, которым в равной степени недостаёт проницательности и знания вспомогательных исторических наук, и поскольку, с другой стороны, защитники свободного
использования разума расходятся во мнениях относительно самых благородных результатов своей экзегезы; поскольку они расходятся между собой в объяснении основных отрывков; и поскольку они, похоже, намеренно оставляют неопределёнными важные значения слов: вера, откровение, вдохновение, сверхъестественное и т.д., то, с одной стороны, они не могут определить, что именно они имеют в виду.
Эта необходимость есть не что иное, как первоначальное использование познания в категориях, на котором должно основываться всё логическое
использование разума, то есть вся процедура с понятиями и взгляд на категории как на понятия, если мы хотим понять себя в них.
Пропозиции, необходимость и всеобщность которых являются простым следствием аналитического
использования разума, рассуждения, если они не имеют, кроме того, необходимости и всеобщности, основанной в другом месте, столь же мало философские, как и те, которые, при всей их логической истинности, истинны в самом деле, если за эту истинность не ручается реальная причина, отличная от их логической закономерности.
Ведь по большей части то, что я могу сделать, когда моё «публичное
использование разума» приводит меня к распознанию слабости и несправедливости существующего порядка, – это призвать правителя к осуществлению реформ…
Использование разума позволяет преодолеть гнёт неэффективных стратегий и обрести свободу.
Если в противном случае логика должна учить законам и правилам общего
использования разума, тогда она должна служить упрёком во всём своём объёме и в своём единообразии.
Слишком просто отметить очевидную разницу между кантианским публичным
использованием разума и марксистским революционным классовым сознанием: первое нейтрально/отстранённо, второе – «партийно» и полностью ангажировано.
Уроки этой книги сформировали повестку дня для поддержания ценностей, которые придают легитимность либеральной демократии: это – верховенство закона, терпимость,
использование разума в общественных делах и поиск рациональных объяснений окружающего мира, а также наша способность принимать свободное и осознанное решение.
Но эта критика лишь постепенно подводит своего читателя к этой точке, которую мы можем назвать точкой зрения
использования разума.
Тем не менее «пролетарская позиция» может быть определена именно как точка, в которой публичное
использование разума само становится практически эффективным без возврата в «приватность» его частного использования, ведь позиция, из которой оно осуществляется, есть позиция «части, не имеющей собственной части» внутри социального тела, является его избытком, который непосредственно выступает как всеобщность – а то, чем является сталинское сведение марксистской теории к служанке партии-государства, есть именно сведение публичного к частному использованию разума.
Между тем, не основывается ли эта пара публичного и частного
использования разума на том, что мы в более современных понятиях могли бы назвать приостановкой символической эффективности (или перформативной силы) публичного использования разума?
Сегодня более чем когда бы то ни было необходимо помнить о том, что коммунизм начинается с «публичного
использования разума», с мышления, с эгалитарной универсальности мысли.
Это открытие стало возможным только благодаря длительному логическому
использованию разума, благодаря рациональности, которую многие его представители сохраняли на протяжении тысячелетий.
Это может и будет достигаться путём
использования разума и через посредство самих рыночных процессов; любое другое распределение и определение были бы совершенно произвольными и противоречащими принципам свободного общества.
Если человек живёт иллюзией в отношении одной области жизни, его способность мыслить ограничена или повреждена; таким образом,
использование разума оказывается подавлено и в отношении всех других областей.
При таком труде, где каждое твоё движение доведено до автоматизма и не требует ни внимательности, ни
использования разума, а лишь силу и выносливость – есть вероятность попросту отупеть.